Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Войты И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 31 августа 2023 года кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России на решение Фрунзенского районного г. Ярославля от 6 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года, вынесенные по делу по исковому заявлению прокуратуры Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить допущенные нарушения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Блошенковой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в несоблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных;
возложении на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить (восстановить) ночное освещение в камерах NN 15, 42;
произвести текущий ремонт (покраску стен, побелку потолка, восстановление кафельного покрытия) в камерах NN 1, 10, 12, 15, 18, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 42, 43;
заменить краны над умывальниками и в санитарных кабинах в камерах NN 19, 21, 26, 27, 34, 37, 39, 42, 43;
восстановить деревянное покрытие скамьи в камере N 22;
отремонтировать пол (восстановить напольное покрытие) в камерах NN 4, 12, обшивки санитарных кабин в камерах NN 3, 4, 22, 23, 24, 35, 36;
отремонтировать электропроводку в связи с наличием оголенных проводов в камерах NN 18, 36, 43;
восстановить светильники освещения в камерах NN 4, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 42, 43;
восстановить вызывные сигнализации в камерах NN 3, 4, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, оконные стекла в камерах NN 14, 17, 21, 22, 23, 27, 28, 29, 40, 43, зеркала в стенах в камерах NN 21, 22, 29, 30, оборудовать баками для питьевой воды камеры NN 10, 12, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 38, 41, 42, в коридоре 2-го этажа режимного корпуса N5 произвести ремонт потолка и стен, восстановить розетки в камерах NN 10, 18, 25, 26, 28, 33, 39, 43.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ярославской области неоднократно проводились проверки условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, по результатам которых вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения закона.
В сентябре 2021 года и феврале 2022 года прокуратурой области проведена проверка состояния камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, в ходе которой установлено, что камеры режимного корпуса N 5 следственного изолятора не отвечают требованиям гигиены и санитарии.
В связи с выявленными нарушениями уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства прокуратурой Ярославской области 30 сентября 2021 года и 9 марта 2022 года в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области внесены представления, которые рассмотрены. Нарушения, выявленные в ходе проведения проверок, признаны обоснованными, однако по состоянию на 23 июня 2022 года следственным изолятором устранены не были.
Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 6 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административных ответчиков ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, установлены в Федеральном законе от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Согласно статье 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу статьи 23 Федерального закона N103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт несоответствия камер в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в части не проведения в них необходимых ремонтных работ, что влечет нарушение прав и законных интересов содержащихся в учреждении лиц, пришли к правильному выводу о допущенном ФКУ бездействии и наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В кассационной жалобе административными ответчиками приводятся доводы об отсутствии конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм, в связи с нарушением которых требуется проведение ремонтных работ, норм закона, нарушенных следственным изолятором, об отсутствии обоснования необходимости устранения нарушений в шестимесячный срок, а также ссылаются на устранение части нарушений в настоящее время.
Указывают, что являются казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, не имеют дополнительных источников поступления денежных средств, а в соответствии с Приказом Министерства юстиции от 28 сентября 2001 года N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений УИС" программа капитальных и текущих ремонтов формируется в текущем году на плановый период следующего финансового года, при этом в соответствии с указанием ФСИН России в первоочередном порядке ЛБО распределяются между подразделениями УФСИН России для устранения повреждений зданий и сооружений, влияющих на их работоспособность и безопасность, а возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Данные доводы подлежат отклонению судебной коллегией по следующим обстоятельствам.
В мотивировочной части обжалуемого решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 6 февраля 2023 года суд ссылается на часть 3 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающей санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, а также на нормы Федерального закона N 103-ФЗ, предусматривающие права подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность в местах содержания под стражей, на получение бесплатного питания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, а также на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах отсутствие в тексте обжалуемых судебных актов конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм, нарушения которых были выявлены в рамках осуществления прокурорского надзора, не свидетельствует об их незаконности.
Что касается довода об отсутствии обоснования необходимости устранения нарушений в шестимесячный срок, то установленный судом срок выполнения работ в полной мере отвечает критериям разумности, обеспечивает баланс интересов сторон, а административными ответчиками не приведены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости установления иного срока устранения выявленных нарушений.
Кроме того, у административного ответчика согласно статье 189 КАС РФ имеется возможность обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Отсутствие у следственного изолятора возможности обеспечить подозреваемым или обвиняемым надлежащие условия содержания, независимо от причин, в том числе и при отсутствии дополнительного источника поступления денежных средств, не освобождает административного ответчика от исполнения законодательно возложенной обязанности по надлежащему содержанию мест размещения лиц, находящихся под стражей.
Ссылка на то, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, отклоняется судебной коллегией, так как обжалуемыми судебными актами такая обязанность была возложена исключительно на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, как на самостоятельное юридическое лицо в соответствии с Уставом казенного учреждения.
Тот факт, что административным ответчиком устранены некоторые из выявленных нарушений, не свидетельствует о необходимости отмены состоявшихся судебных актов, напротив данное обстоятельство является опровержением утверждения следственного изолятора об отсутствии финансовой возможности для устранения выявленных дефектов в камерах в течение установленного судом первой инстанции срока.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится, а обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлены.
Выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Фрунзенского районного г. Ярославля от 6 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.В. Войта
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.