Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 9 октября 2023 года (направленную почтовой корреспонденцией 4 октября 2023 года) кассационную жалобу ООО "Водоканалсервис" на определение Красносельского районного суда Костромской области от 3 мая 2023 года, определение Костромского областного суда от 31 июля 2023 года, вынесенные по заявлению ООО "Водоканалсервис" о пересмотре решения Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года по вновь открывшимся обстоятельствам (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Драева Т.К, представителей ООО "Водоканалсервис" ФИО3, ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 17 февраля 2021 года, частично удовлетворены требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области и ООО "Водоканалсервис".
На ООО "Водоканалсервис" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Костромскому природоохранному прокурору отказано.
4 апреля 2023 года ООО "Водоканалсервис" обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года по вновь открывшимся обстоятельствам, указав в качестве таковых на установленное экспертным заключением от 25 января 2023 года отсутствие возможности организовать централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормам в поселке Красное-на-Волге, посредством имеющегося имущественного комплекса, переданного по концессионному соглашению N 1, заключенному 11 июля 2019 года между Обществом и муниципальным образованием городское поселение поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области в лице администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге;
указание администрацией городского поселения поселок Красное-на-Волге в концессионном соглашении и конкурсной документации недостоверных сведений относительно показателей качества питьевой воды;
необходимость внесения изменений в концессионное соглашение, в частности, приложения NN 4, 5, 9, поскольку здание и план мероприятий по созданию и реконструкции имущества системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования не являются достаточными для оказания услуг водоснабжения, соответствующих СанПиН.
Определением Красносельского районного суда Костромской области от 3 мая 2023 года, оставленным без изменения определением Костромского областного суда от 31 июля 2023 года, в удовлетворении заявления ООО "Водоканалсервис" об отмене решения суда от 7 декабря 2020 года по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
В кассационной жалобе ООО "Водоканалсервис" ставится вопрос об отмене этих судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 345 КАС РФ вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим.
Согласно части 2 статьи 350 КАС РФ основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существовавшие на день принятия судебного акта имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:
1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного административного дела.
Перечень оснований, по которым вступившие в законную силу решения суда могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, является исчерпывающим.
Под вновь открывшимися обстоятельствами понимаются юридически значимые факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, имеющие существенное значение для дела, которые объективно существовали во время рассмотрения дела, однако не были и не могли быть известны суду и заявившему о них лицу, участвовавшему в деле.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Водоканалсервис" об отмене решения Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года по вновь открывшимся обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что приводимые заявителем обстоятельства не являются обстоятельствами, имеющими юридическое значение, которые могли бы повлиять на принятие решения по делу по соответствующему иску прокурора.
В кассационной жалобе ООО "Водоканалсервис" утверждается о невозможности организации централизованного водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормам, на имеющемся в эксплуатации оборудовании, переданном Обществу по концессионному соглашению, что не было известно заявителю и суду на момент вынесения решения.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания решения Красносельского районного суда Костромской области от 7 декабря 2020 года следует, что возложение на ООО "Водоканалсервис" соответствующей обязанности было обусловлено требованиями части 1 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 (согласно которым организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана обеспечивать надлежащее качество питьевой воды), а также установленными судом такими обстоятельствами, как повышенное содержание в поставляемой жителям поселка Красное-на-Волге по централизованным сетям водоснабжения таких элементов, как бор, марганец, железо, превышение норматива по мутности.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге, суд исходил из того, что во исполнение положений статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" об организации водоснабжения населения и водоотведения администрацией утверждена схема водоснабжения городского поселения, определена гарантирующая организация - ООО "Водоканалсервис", которому по концессионному соглашению от 11 июля 2019 года передан комплекс имущества водопроводно-канализационного хозяйства для выполнения производственных задач по бесперебойному водоснабжению жителей поселка Красное-на-Волге.
При этом суд указал на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения упомянутым Обществом своих обязательств по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, а также отказа от исполнения им своих обязательств, которые бы влекли возложение обязанности по организации водоснабжения населения на администрацию городского поселения.
Суд апелляционной инстанции при проверке данного решения согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.2. действовавших на момент разрешения указанного спора (до 1 марта 2021 года) СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Соответствующая по содержанию норма содержится в пункте 75 ныне действующих СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Поставка питьевой воды, соответствующей установленным нормативам, обуславливается, в том числе качеством имущественного комплекса водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов настоящего дела следует, что система водоснабжения поселка Красное-на-Волге состоит из N артезианских скважин, N метров водопроводных сетей, N водонапорных башен, N водоразборных колонок, N пожарных гидрантов.
По концессионному соглашению от 11 июля 2019 года концессионер (ООО "Водоканалсервис") обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением:
а) создать и реконструировать имущество для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим соглашением (объект соглашения), состав и описание которого согласно разделу 2 приведены в приложении;
б) осуществлять деятельность по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод в границах городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области с использованием объекта соглашения, а концедент (администрация городского поселения поселок Красное-на-Волге) обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно Приложению N 1 к данному соглашению ООО "Водоканалсервис" передано имущество, перечисленное в соответствующем перечне в N позициях, в том числе N артезианские скважины, расположенные в мкр. Восточный поселка Красное-на-Волге, мембранная установка очистки воды "Сокол-М(О)-5", павильон очистки воды от бора (мембранная установка очистки воды "Сокол-М(О)-5"), станция водоподготовки "Кристалл-Б-1200", павильон (легковозводимая металлическая конструкция) для станции водоподготовки "Кристалл-Б-1200" и т.д. с указанием удовлетворительного состояния каждого объекта с учетом их физического износа.
Кроме этого, по акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Водоканалсервис" во временную эксплуатацию переданы 4 бесхозяйные артезианские скважины на береговой линии реки Волги "данные изъяты").
Согласно приложению N 5 к концессионному соглашению разработан план мероприятий по созданию и реконструкции имущества системы водоснабжения и водоотведения, а именно реконструкция и строительство водопроводных сетей, строительство двух новых артезианских скважин, реконструкция канализационных сетей и насосной станции 2-го подъема воды.
Таким образом, по названному концессионному соглашению гарантирующей организации передан не весь комплекс системы водоснабжения поселка Красное-на-Волге и в соответствии с этим концессионным соглашением гарантирующая организация осуществляет реконструкцию лишь части объектов, входящих в систему водоснабжения поселка.
Изложенное свидетельствует о том, что деятельность по водоснабжению в границах городского поселения поселок Красное-на-Волге не в полном объеме осуществляется гарантирующей организацией.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, должно содержать следующее существенное условие:
плановые значения показателей надежности, качества объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (плановые значения показателей деятельности концессионера).
Пункт 18.1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определяет эти показатели как показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей в рассматриваемом случае холодное водоснабжение и (или) водоотведение).
Из содержания приведенных норм следует, что плановые значения показателей деятельности концессионера позволяют концеденту осуществлять контроль за исполнением соответствующих обязательств концессионера.
В приложении N 4 к концессионному соглашению приведены плановые значения показателей деятельности концессионера, в частности, доля проб питьевой воды в распределительной и водопроводной сети, не соответствующих требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды, которая в течение срока действия концессионного соглашения с 2019 года по 2067 год (пункт 9.1 концессионного соглашения) составляет 0%, то есть качество питьевой воды в период осуществления ООО "Водоканалсервис" деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, должно соответствовать установленным нормативам, что, в свою очередь, предполагает надлежащее качество объектов централизованных систем холодного водоснабжения.
При этом, в данном приложении доля проб питьевой воды, не соответствующих требованиям, на 2018 год тоже указана как 0%, что указывает на соответствие качества воды в этот период установленным требованиям, то есть о надлежащем качестве передаваемого концессионеру имущества (за исключением подлежащего реконструкции).
Между тем, судами установлено превышение показателей бора, марганца, железа на основании результатов исследования проб воды, выполненных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" (заключения от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N-К).
Данное обстоятельство подтверждает такое же качество воды и в предшествовавший до 2019 года период.
В подтверждение тому, что эти обстоятельства были обусловлены неэффективностью работы станции обезжелезивания "Кристалл-Б-1200" (эффективность 30%), а также нерабочим состоянием станции обезборивания "Сокол-М(О)-5" ООО "Водоканалсервис" суду представило заключение эксперта ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Опровергая при рассмотрения заявления Общества об отмене решения суда от 7 декабря 2020 года по вновь открывшимся обстоятельствам соответствующие доводы заявителя со ссылкой на указанное заключение, суды обеих инстанций сослались лишь на то, что несоответствие качества воды в централизованном водоснабжении поселка Красное-на-Волге являлось общедоступным фактом.
Однако указанные выше обстоятельства, в том числе относительно качества имущественного комплекса, переданного ООО "Водоканалсервис", на предмет их соотнесения к вновь открывшимся, то есть существовавшим во время рассмотрения дела, которые не были и не могли быть известны суду и заявившему о них лицу, участвовавшему в деле, суды нижестоящих инстанций не проверили и не оценили, тем самым, не предприняли предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех обстоятельств в целях правильного рассмотрения заявления (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
При этом также следует отметить длительное неисполнение решения суда от 7 декабря 2020 года, которое может быть обусловлено обстоятельствами, содержащимися в заявлении ООО "Водоканалсервис".
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех обстоятельств, имеющих значение, совершить иные действия, направленные на правильное рассмотрение заявления.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Красносельского районного суда Костромской области от 3 мая 2023 года, определение Костромского областного суда от 31 июля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Красносельский районный суд Костромской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.