Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 18 октября 2023 года кассационную жалобу администрации города Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 июля 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Костромы о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Драева Т.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костромы обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Костромы о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества:
- газопровод к восьмиквартирному жилому дому N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м;
- газопровод к жилому дому N N" по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка по вопросу нахождения на территории города бесхозяйных газопроводов, в ходе которой установлено, что указанные выше объекты газоснабжения обладают признаками бесхозяйного имущества, однако администрацией г. Костромы меры, направленные на исполнение требований законодательства о порядке принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, не предприняты. Отсутствие собственника газопроводов создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию газопроводов, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций. 23 сентября 2022 года по выявленным нарушениям главе администрации г. Костромы внесено представление, но последней действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не предпринято, требования прокуратуры района не исполнены.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 27 марта 2023 года, уточненным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 июля 2023 года, на администрацию г. Костромы возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в отношении следующих объектов:
- газопровод к восьмиквартирному жилому дому N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" метров;
- газопровод к жилому дому N " N" по "адрес", протяженностью "данные изъяты" метров.
В кассационной жалобе администрации г. Костромы ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорные газопроводы не являются объектами муниципальной собственности, не закреплены за кем-либо на ином имущественном праве, на балансе муниципальных предприятий и иных предприятий не состоят, их собственники не определены, они были приняты в эксплуатацию после окончания строительства, газопроводы фактически являются бесхозяйным имуществом, проанализировав положения действующего законодательства, пришли к выводу о том, что газопроводы относятся к недвижимому имуществу, в силу статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" подлежат постановке на учет, осуществление которой согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 31 марта 1999 года N 60-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", производится административным ответчиком - администрацией г. Костромы.
Судебная коллегия выводы судов нижестоящих инстанций находит правильными и обоснованными.
Согласно понятию, определенному в пункте 10.1 статьи 1 ГрК РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Поскольку линейные объекты отнесены к сооружениям, то применительно к пункту 1 статьи 131 ГК РФ газопроводы, являясь составной частью линейного объекта, являются недвижимостью.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В кассационной жалобе приводится единственный довод о том, что возложению на администрацию г. Костромы соответствующей обязанности должны предшествовать обстоятельства, свидетельствующие о наличии бездействия, подтверждений которому в настоящем случае не имеется. Утверждается, что обращение с соответствующим заявлением является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Между тем, поскольку в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ организация газоснабжения относится к вопросам местного значения городских поселений, включающая в себя также и содержание газопроводов на соответствующей территории, постольку отсутствие обращения органа местного самоуправления в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет имущества, которое не имеет собственника, свидетельствует о бездействии данного органа местного самоуправления.
При этом, согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ выявление соответствующих объектов в границах муниципального образования и принятие мер к их учету является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Костромы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.