Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Репиной Е.В, Денисова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Егорова Евгения Владимировича на решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 августа 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-734/2023 по административному исковому заявлению Егорова Евгения Владимировича к администрации Калининского муниципального района Тверской области (далее - администрация Калининского района) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Гогину А.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Егоров Е.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Калининского муниципального района Тверской области (далее - Администрация) от 10 октября 2022 года об отказе в предоставлении государственной услуги, возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем обязания оказать запрашиваемую государственную услугу.
Требования мотивированы тем, что 7 октября 2022 года административный истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 996 кв.м. из земель кадастрового квартала 69:10:0181301, для ведения огородничества, сроком на 3 года.
10 октября 2022 года административным ответчиком принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административный истец полагает, что отказ является незаконным, поскольку в представленной им схеме отображены все необходимые сведения, обязанность по указанию зон с особыми условиями использования территории на схеме расположения земельного участка, действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, образование испрашиваемого земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), другими федеральными законами. Обязанность по отображению доступа к земельному участку при подготовке схемы нормативными правовыми положениями не предусмотрена. С каждой стороны земельного участка имеются свободные неразграниченные земли, через которые возможно осуществление доступа на земельный участок.
Решением Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тверского областного суда от 23 августа 2023 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 октября 2023 года, административный истец просит отменить решение и апелляционное определение с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. В жалобе приведены доводы, указанные в обоснование административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по настоящему делу судами не допущено.
Как следует из материалов дела, 7 октября 2022 года Егоров Е.В. обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 996 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", из земель кадастрового квартала 69:10:018301, в аренду сроком на 3 года.
Письмом административного ответчика от 10 октября 2022 года N 09/4868 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду со ссылкой на подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ отказано по причине того, что в представленной схеме не отображено изображение зон с особыми условиями использования (часть водоохраной зоны Иваньковского водохранилища) и отсутствие доступа к образуемому земельному участку.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства, принят уполномоченным на то должностным лицом, без нарушения прав и законных интересов административного истца.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (статья 11.10 ЗК РФ).
Из содержания пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Основанием для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ)
Согласно пункту 12 названной статьи форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 4 Приказа Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ Росреестра N П/0148) схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3, 5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
В силу части 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ЗК РФ может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, и не нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами, и обеспечивает возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"); оспариваемый отказ администрации Калининского муниципального района Тверской области соответствует приведенным выше положениям закона и установленным обстоятельствам, поскольку утверждение представленной Егоровым Е.В. схемы свидетельствовало бы о нарушении явно выраженного запрета, установленного законом.
При этом, судами также обоснованно принято во внимание, что на дату рассмотрения спора постановлениями Администрации от 30 декабря 2022 года N 2464 и N2465 утверждены схемы расположения земельных участков, примыкающих к принадлежащему на праве собственности Смирнову С.Е. земельному участку 69:10:0181301:41, вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет, указанные вновь сформированные земельные участки и испрашиваемый Егоровым Е.В. земельный участок частично совпадают.
Довод кассационной жалобы на необоснованное непринятие судом первой инстанции уточненного искового заявления, содержащего новые самостоятельные требования, не является основанием влекущим отмену правильных по существу судебных актов.
Так, ходатайство административного истца о принятии к производству суда дополнительных требований, имеющих самостоятельный предмет и основание, разрешен в соответствии со статьей 154 КАС РФ. При этом административный истец не лишен права на судебную защиту своих прав, которые полагает нарушенными, путем предъявления отдельного иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Кассационная жалоба административного истца не содержит правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение. Оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2023 года, апелляционное определение Тверского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Егорова Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.