Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 30 октября 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ГУ МВД России по г. Москве на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июня 2023 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 о признании незаконным и отмене решения об отказе в приеме заявления о выдаче вида на жительство, возложении обязанности принять заявление к рассмотрению (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД России по Москве ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, являющийся гражданином Республики Узбекистан, с 1 января 2016 года осуществляющий трудовую деятельность на территории Российской Федерации в должности электрогазосварщика, 13 марта 2022 года обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении вида на жительство на территории Российской Федерации, предоставив полный пакет документов согласно установленным требованиям.
Инспектором УВМ ГУ МВД России по г. Москве 13 марта 2022 года в приеме данного заявления ФИО1 было отказано на том основании, что занимаемая им должность не входит в перечень профессий, дающих основания для подачи указанного заявления.
Считая отказ в приеме заявления незаконным, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения об отказе в приеме заявления о выдаче вида на жительство, возложении обязанности принять заявление к рассмотрению.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июня 2023 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве об отказе в принятии заявления ФИО1 от 13 марта 2022 года о выдаче вида на жительство в Российской Федерации признано незаконным с возложением обязанности рассмотреть поданное заявление.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения по мотивам его незаконности и необоснованности, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно
и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Порядок подачи документов для получения вида на жительство в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для отказа в выдаче вида на жительство определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 11 июня 2020 года N 417 (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, осуществлявшему не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого иностранного гражданина работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2.9 пункта 2 Административного регламента заявителями являются: иностранный гражданин, осуществлявший не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (далее - перечень профессий).
Пунктом 35 Административного регламента предусмотрено, что заявитель, указанный в подпункте 2.9 пункта 2 Административного регламента, подает документы, указанные в подпунктах 26.1, 26.4, 26.5, 26.11 - 26.14 пункта 26 Административного регламента, а также один из документов, предусмотренных подпунктами 26.15 или 26.19 пункта 26 Административного регламента, в числе которых указан трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный с высококвалифицированным (квалифицированным) специалистом и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации или документ о трудовой деятельности и трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года): трудовая книжка (копия трудовой книжки, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) или сведения о трудовой деятельности.
Пунктом 53 Административного регламента установлены основания для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов, которыми являются, в том числе, нарушение требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство либо невозможность прочтения текста такого заявления (подпункт 53.1), отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала (подпункт 53.3).
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, ФИО1, являющийся гражданином Республики Узбекистан, с 17 апреля 2018 года работает в должности электрогазосварщика 4-го разряда ГБУ г. Москвы "Жилищник Гагаринского района", состоит на миграционном учете по месту пребывания по адресу: "адрес".
13 марта 2022 года административный истец обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о выдаче вида на жительство в связи с осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации, дающее право на упрощенный порядок приема в гражданство (подпункт 10 пункт 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ), по результатам рассмотрения которого выявлено отсутствие оснований для приема соответствующего заявления.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что основанием для отказа послужило предоставление административным истцом копии трудовой книжки, в которой указана профессия "электрогазосварщик 4-го разряда", не включенная в Перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 ноября 2019 года N 734н (далее - Перечень).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции указал на отсутствие должности электрогазосварщика в действующем Перечне; на основании Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, установил, что должность "электрогазосварщик" имеет код ОКПДТН 19756, в то время, когда должность "сварщик арматурных сеток и каркасов" - код ОКПДТР 18329, "электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах" - код ОКПДТР 19905, а также признал несостоятельными доводы истца о наличии у данных профессий общей трудовой функции в связи с отсутствием в действующем законодательстве иных трактовок названий профессий (специальностей, должностей) относительно утвержденного Перечня.
Отменяя решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года, судебная коллегия апелляционной инстанции на основании Общероссийского классификатора занятий, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2020-ст, установила, что согласно данному классификатору под кодом 7212 наименование группы занятий "сварщики и газорезчики" указаны как единая группа профессии, в связи с чем пришла к выводу о том, что на момент подачи ФИО10. заявления профессии газосварщика и сварщика были отнесены к профессиям, предоставляющим право на получение вида на жительство в Российской Федерации в упрощенном порядке.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве приводятся доводы о том, что согласно письму Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 6 ноября 2020 года N16-4/В-498 право на оформление вида на жительство в Российской Федерации в упрощенном порядке имеют иностранные граждане и лица без гражданства, наименования профессий которых дословно соответствуют Перечню;
о том, что в полномочия специалиста УВМ ГУ МВД России по г. Москве не входит исследование соответствия условий, характера выполняемых административным истцом работ и уровня его подготовки требованиям профессионального стандарта, так как в прилагаемых документах к заявлению имеется наименование профессии, сверяемое специалистом с утвержденным Перечнем профессий;
об отсутствии оценки судебной коллегии Перечня профессий.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
В период обращения административного истца с соответствующим заявлением действовал Приказ Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 2019 года N 734н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке", согласно пунктам 48, 133 которого отнесены профессии газосварщика и электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах.
Квалификационные характеристики работы электрогазосварщика, приведенные в разделе "Сварочные работы" Выпуска 2 "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих" (далее - ЕКТС), утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 ноября 1999 года N45, предусматривали выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть совмещение работы электрогазосварщика (газоэлектросварщика) по двум профессиям.
Приказом Министерства труда Российской Федерации от 9 апреля 2018 года N215 "О внесении изменений в некоторые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих" из раздела 2 ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики следующих профессий рабочих: "газорезчик" 1 - 5 разрядов (? 1, 2, 3, 4, 5); "газосварщик" 2 - 6 разрядов (? 6, 7, 8, 9, 10); "электрогазосварщик" 2 - 6 разрядов (? 45, 46, 47, 48, 49); "электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах" 2 - 6 разрядов (? 50, 51, 52, 53, 54); "электросварщик ручной сварки" 2 - 6 разрядов (? 55, 56, 57, 58, 59).
Согласно пункту 3.1 Приказа Министерства труда Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 701н "Об утверждении профессионального стандарта "Сварщик" обобщенной трудовой функцией сварщика является подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей), указаны возможные наименования должностей, профессий, к которым в частности относятся: сварщик, газосварщик, электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки, то есть указанные должности законодателем приравнены между собой.
В материалах дела также имеется должностная инструкция электрогазосварщика 4 разряда ГБУ "Жилищник Гагаринского района", утвержденная директором организации 28 апреля 2020 года, пунктами 2.1, 2.2. которой к должностным обязанностям сотрудника отнесены: сварка сантехнического оборудования при производстве техосмотров, текущего и непредвиденного (аварийного) ремонта жилищного фонда, а также ручная дуговая, плазменная, газовая сварка, автоматическая и полуавтоматическая сварка простых деталей, узлов и конструкций из конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, и средней сложности деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из углеродистых сталей во всех положениях шва, кроме потолочного.
Таким образом, должностные обязанности ФИО1 соответствуют обобщенной трудовой функции сварщика, утвержденной Приказом Министерства труда Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 701н "Об утверждении профессионального стандарта "Сварщик".
Что касается довода кассационной жалобы о том, что судебной коллегией не дана оценка Перечню профессий, утвержденного Приказом Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн, то данное утверждение опровергается содержанием обжалуемого судебного акта.
Ссылка административного ответчика на письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 ноября 2020 года N16-4/В-498 является несостоятельной, так как на момент обращения ФИО1 с соответствующим заявлением указанная им профессия не противоречила Приказу N 734н.
То обстоятельство, что в настоящее время перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Приказом Министерства труда Российской Федерации от 5 апреля 2022 года N199н, предусматривает, что наименование профессии для предоставления соответствующих льгот должно буквально соответствовать Перечню, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку на момент обращения ФИО1 с соответствующим заявлением данный нормативный правовой акт не вступил в силу и не распространялся на спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в полномочия специалиста УВМ ГУ МВД России по г. Москве не входит исследование соответствия условий, характера выполняемых административным истцом работ и уровня его подготовки требованиями профессионального стандарта, при изложенных выше обстоятельствах отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится, оснований, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного акта, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по г. Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.