Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 5 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 июля 2023 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации муниципального округа Тверской области о признании бездействия незаконным (Дело N2а-74/2023), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
13 октября 2022 года в администрацию Зубцовского района Тверской области поступило обращение ФИО1 и ФИО7 по вопросам обеспечения их жильем, работой, земельным участком после освобождения из мест лишения свободы.
Письмом главы администрации Зубцовского района Тверской области ФИО8 от 4 ноября 2022 года N заявителям дан ответ о том, что вопрос жизнеустройства в г. Зубцове не может быть решен с помощью муниципального жилого фонда, поскольку заявители не являются жителями муниципального образования, признанными в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Приобретение квартиры, дома, земельного участка для застройки возможно на коммерческой основе путём совершения сделки купли-продажи. Трудоустройство либо самозанятость могут быть обеспечены лично заявителями, в том числе на условиях поддержки, реализуемых органами социальной защиты по месту регистрации заявителей.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации Зубцовского района Тверской области, указав в обоснование, что администрация не ответила на вопросы, указанные в обращении, чем было нарушено его право на получение ответа по существу поставленных вопросов.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области от 5 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 июля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 октября 2023 года, заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Частью 1 статьи 2 Закона установлено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в числе прочего, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 10).
На основании части 1 статьи 12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Разрешая заявленное исковое требование ФИО1, и отказывая в его удовлетворении, суды первой и второй инстанций не усмотрели бездействия со стороны администрации Зубцовского района Тверской области, нарушающих права административного истца. При этом исходили из того, что административным ответчиком предоставлен ответ в установленный законом срок, форма и содержание которого в полном объеме отвечают нормам действующего законодательства, процедура его вынесения соблюдена; само по себе несогласие с принятым решением не свидетельствует о его незаконности
Также суд апелляционной инстанции отметил, что порядок подготовки осужденных к освобождению регламентирован Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 13 января 2006 года N 2, предусматривающей, в частности, проведение беседы с осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, его жизненные планы; рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным; уведомление органов местного самоуправления и федеральной службы занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях; в орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу.
На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
Выводы судов являются верными, основаны на правильном применении указанных выше норм материального права, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В кассационной жалобе приводятся доводы о нерассмотрении администрацией поставленных в обращении вопросов.
Данные доводы судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку ответ на обращение содержит достоверные и достаточные сведения, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращения соблюден, содержание данного гражданину ответа основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения, права административного истца не нарушены. Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности оспариваемого ответа.
Что касается довода о том, что орган местного самоуправления не перенаправил вопросы трудоустройства, средней заработной плате, временной либо постоянной регистрации в соответствующие органы, то он не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, так как не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Кроме того, административный истец не лишен права обратиться в указанные органы самостоятельно.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, они не влияют.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубцовского районного суда Тверской области от 5 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.