Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а-517/2023 по административному исковому заявлению Мурашко Юрия Владимировича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФСИН России об оспаривании бездействий должностных лиц и компенсации в связи с нарушением условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав в режиме видеоконференц-связи возражения Мурашко Ю.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мурашко Ю.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФСИН России об оспаривании бездействий должностных лиц и компенсации в связи с нарушением условий содержания в исправительном учреждении.
Требования мотивированы тем, что с 17 марта 2020 года он является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, с августа 2020 года отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области. На протяжении трёх лет он не обеспечен техническими средствами реабилитации инвалида, что повлекло за собой ухудшение состояния здоровья. Он неоднократно обращался в медсанчасть учреждения с приступами и плохим самочувствием, но надлежащего лечения не получил.
Мурашко Ю.В. просил компенсацию за ненадлежащие условия содержания и моральный вред в сумме 60 000 рублей.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие должностных лиц ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области в необеспечении Мурашко Ю.В. техническими средствами реабилитации инвалида. С Российской Федерации в пользу Мурашко Ю.В. взыскана компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 15 000 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 23 августа 2023 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, в необеспечении Мурашко Ю.В. техническим средствами реабилитации инвалида за период с 07 августа 2020 года по 12 марта 2023 года.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Мурашко Ю.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 15 000 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационных жалобах ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области и ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационных жалоб указывается на то, что обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации (далее по тексту - ТСР), предусмотренными индивидуальной программой реабилитации (далее по тексту - ИПР), носит заявительный характер. Мурашко Ю.В. с таким заявлением не обращался, доказательств обратного не представил.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
В силу части 2 статьи 10 и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, в соответствии с частью 2 статьи 72 этого же кодекса им предоставляется медицинская помощь.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьёй 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1).
Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7).
Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятие пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами находящихся в исправительных учреждениях (далее по тексту - Порядок) предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидам и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администраций исправительного учреждения.
Пунктами 2 и 5 названного Порядка предусмотрено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средства реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях обеспечиваются администрацией исправительного учреждения Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере (пункт 4).
Из содержания пунктов 192, 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, следует, что обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 182, 183 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110.
В пункте 466 названных Правил установлено, что администрацией ИУ и медицинской организацией УИС обеспечиваются условия для проведения реабилитационных мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, пользования ими техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.
Администрация ИУ обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации (пункт 468).
В силу пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из числа лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами й находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Согласно абзацу четвертому подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.
Реализацию мероприятий в сфере охраны здоровья осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, осуществляет Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России. Деятельность структурного подразделения регламентирована Положением об управлении организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России, утвержденным Приказом ФСИН России от 20 марта 2015 года N 167.?
ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, предметом и целями деятельности которой являются: медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение; специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, обусловленные соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на охрану здоровья (включая медицинское освидетельствование и медицинские осмотры).
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 17 марта 2020 года Мурашко Ю.В. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (ампутация пальцев правой стопы).
25 марта 2020 года ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области" Минтруда России Мурашко Ю.В. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида N N, согласно которой ему рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - 1 шт, ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки - 1 пара, ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке - 1 пара.
Срок, течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий, с 19 марта 2020 года - бессрочно.
Мурашко Ю.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области с 06 августа 2020 года.
Судом установлено, что ИПР инвалида N ДД.ММ.ГГГГ/2020 поступила в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области 27 октября 2022 года.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 13 марта 2023 года удовлетворены исковые требования Тамбовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Тамбовской области в интересах Мурашко Ю.В, на ФКУ ИК-8 УФСИН Росси по Тамбовской области возложена обязанность обеспечить Мурашко Ю.В. техническим средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
13 марта 2023 года ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области предоставило осужденному Мурашко Ю.В. технические средства реабилитации.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что с момента прибытия Мурашко Ю.В. в исправительное учреждение в августе 2020 и до марта 2023 года, он не был обеспечен ТСР, чем нарушено его право на охрану здоровья.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах административного дела и доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Размер компенсации определен судом с учётом степени причиненных административному истцу страданий, длительности нарушений, в связи с чем, оснований для его изменения не усматривается.
Мотивы, по которым суды обеих инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили судебные акты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Позиция административных ответчиков, отраженная в кассационных жалобах, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, и оснований, предусмотренных статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Нарушений, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.