Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Абасалиева Марата Анверовича на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-956/2022 по административному иску ИФНС России N 27 по г. Москва к Абасалиеву Марату Анваровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г. Москве обратилось в суд с административным исковым заявлением к Абасалиеву М. А. о взыскании транспортного налога за 2016 год в размере 15 300 рублей и пени 342, 21 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, однако, в установленный законом срок свою обязанность по уплате налога не исполнил.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 июля 2023 года, административный ответчик просит отменить судебные акты, указывая, что судами неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что судами не дана надлежащая оценка о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд за взысканием налоговой недоимки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абзац первый статьи 357).
Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358). Сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (пункты 1 и 2 статьи 362).
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункты 1 и 3 статьи 363).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1 и 2 статьи 69).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70).
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени (пункт 2 статьи 57).
Таким образом, из приведенных выше взаимосвязанных положений абзаца первого статьи 357, пункта 1 статьи 358 и пункта 1 статьи 362 НК РФ, следует, что транспортный налог уплачивается физическим лицом, на которое транспортное средство зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. В случае если регистрация права на транспортное средство новым владельцем не осуществлена, основания для освобождения от уплаты транспортного налога лица, числящегося его владельцем в государственном реестре транспортных средств, отсутствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абасалиев М.А. в 2016 году имел в собственности транспортное средство: "данные изъяты".
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление N 7429655 от 12 сентября 2017 года на уплату транспортного налога за 2016 год.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени на недоимку по указанному налогу.
В установленный срок административный ответчик добровольно обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с этим, в его адрес направлено требование N 39365 от 26 февраля 2018 года, которое оставлено без исполнения.
В связи с этим, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании указанной задолженности.
21 декабря 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ N 2а-457/2021 о взыскании задолженности, который определением мирового судьи от 29 декабря 2021 года был отменён.
Разрешая спор по существу, суды установили, что Абасалиев М.А. является плательщиком транспортного налога, указанную обязанность в установленные сроки не исполнил, расчет налогов произведен налоговым органом верно, срок для обращения в суд не пропущен, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия апелляционной инстанции с такими выводами суда согласилась.
Судебная коллегия оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных в материалах дела доказательствах.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что положения статей 52 и 70 НК РФ административным истцом соблюдены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о пропуске без уважительных причин срока для обращения в суд, являются не состоятельными.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
По смыслу закона, вынесение судебного приказа свидетельствует об отсутствии у мирового судьи оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ, то есть указанный срок признан не пропущенным.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как указано выше, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа. Следовательно, срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абасалиева М.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.