Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Матина А.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Осташковского городского округа Тверской области по доверенности - Панкратовой А.А. на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 сентября 2023 года по административному делу N 2а-74/2023 по административному иску ФИО1 к администрации Осташковского городского округа Тверской области, Правительству Тверской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к реализации жилищных прав на проживание в жилом помещении, пригодном для проживания, путем включения в Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просила признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа при принятии решения о выкупе жилого помещения N, расположенного в "адрес", признанного постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение - г. Осташков" от 6 марта 2017 года N аварийным и подлежащим сносу; возложить обязанность в течение трёх месяцев принять решение о выкупе земельного участка и изъятии аварийного жилого дома по адресу: "адрес"; возложить обязанность на Правительство Тверской области и администрацию Осташковского городского округа принять меры к реализации жилищных прав на проживание в жилом помещении, пригодном для проживания путём включения аварийного жилого дома по адресу: "адрес", в Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы.
Требования мотивированы тем, что вопрос о предоставлении ФИО1 жилья для переселения из аварийного дома либо о включении данного дома в программу переселения не разрешён на протяжении почти десяти лет, что нарушает права административного истца.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 сентября 2023 года, признано незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в непринятии решения о выкупе жилого помещения N, расположенного в "адрес", признанного постановлением администрации МО "Городское поселение - г. Осташков" N от 6 марта 2017 года аварийным и подлежащим сносу; на администрацию Осташковского городского округа Тверской области возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение о выкупе земельного участка и изъятии аварийного жилого дома, расположенных по адресу: "адрес". В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 октября 2023 года, представитель администрации Осташковского городского округа Тверской области Панкратова А.А. просит об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, приводит доводы о том, что уполномоченный орган не обращался к собственникам жилых помещений с требованиями о сносе данного дома, решение об изъятии спорного помещения либо об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд, не принималось. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения. Вопреки нормам земельного законодательства судом принято решение об обязании органа местного самоуправления принять решение о выкупе земельного участка и изъятии всего аварийного жилого дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N N, расположенную многоквартирном доме по адресу: "адрес", ФИО7 и ФИО8 также являются сособственниками вышеуказанного жилого помещения, у каждого по 1/3 доле в праве общей долевой собственности.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", постановлением Главы администрации муниципального образования "Городское поселение - г. Осташков" N от 6 марта 2017 года признан аварийным и подлежащим сносу.
После принятия постановления N от 6 марта 2017 года действий по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений в жилом доме по адресу: "адрес", признанным аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления не совершалось. В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный жилой дом не включен.
Разрешая заявленные требования, и признавая бездействие незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при наличии действующего решения органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу и при не включении данного дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, иного способа обеспечения жилищных прав административного истца, как принятие решения об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка путём выкупа, действующее законодательство не предусматривает.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включён в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по изъятию земельного участка и жилого помещения у собственника аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья административного истца, влечет нарушение прав и законных интересов.
Учитывая, что администрацией Осташковского городского округа Тверской области, ненадлежащим образом исполняются обязанности по осуществлению мероприятий, предусмотренных пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ, вывод судов о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившегося в непринятии решения о выкупе жилого помещения N, расположенного в "адрес", признанного постановлением администрации МО "Городское поселение - г. Осташков" N от 6 марта 2017 года аварийным и подлежащим сносу, является правильным.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы жалобы о том, что несоблюдение процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ влечет невозможность возложения обязанности по изъятию земельного участка, и последующему изъятию жилых помещений в доме.
В рассматриваемом случае с целью устранения нарушенных прав административного истца была возложена обязанность на орган местного самоуправления принять решение о выкупе земельного участка и изъятии аварийного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Однако такие решения могут быть приняты только при проведении мероприятий в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в разъяснении, содержащемся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Установлено, что административным ответчиком решение о сносе или реконструкции дома не принималось, уведомление с требованием об осуществлении сноса многоквартирного дома собственникам помещений не направлено, доказательств совершения действий, направленных на снос аварийного дома, материалы дела не содержат.
Между тем, именно непринятие решения о сносе или реконструкции дома собственниками помещений, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и, соответственно, об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа.
Суд кассационной инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела и состоявшихся решений судов, полагает, что в качестве способа устранения нарушенных прав административного истца, подлежащим применению порядок, предусмотренный частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, изменить решение и апелляционное определение, возложив обязанность на администрацию Осташковского городского округа Тверской области, в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, выполнить требования, определённые частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, основанием к отмене судебных актов являться не могут. Процессуальных нарушений влекущих безусловные основания для отмены судебных актов не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 сентября 2023 года изменить, изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "возложить на администрацию Осташковского городского округа Тверской области, обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу, выполнить требования, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"".
В остальной части решение и апелляционной определение оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.