Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Матина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-177/2023 по административному исковому заявлению Псковской таможни к ФИО8 о взыскании таможенных платежей и пени, Заслушав доклад судьи Матина А.В, ФИО24, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Псковской таможни, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Псковская таможня, обратилась в суд с административным иском к ФИО10 о взыскании таможенных платежей и пени в размере 970 639 руб. 56 коп. В обоснование заявленных требований указала, что 27.06.2015 ФИО9. на основании документа учета временного ввоза N N временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Бурачки Себежской таможни транспортное средство для личного пользования марки " "данные изъяты"", VIN - N, per. знак N, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 27.09.2015. Информация об обратном вывозе транспортного средства отсутствует и в электронной базе данных, местонахождение транспортного средства не установлено.
10.10.2022 таможенным постом МАПП Бурачки по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного ФИО12 транспортного средства для личного пользования принято решение, которым установлен факт невывоза транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза, влекущий необходимость уплаты им таможенных пошлин, налогов. 18.10.2022 Псковской таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа N N
Письмом Псковской таможни от 21.10.2022 и 18.11.2022 в адрес ФИО11. направлены уведомления о взыскании таможенных платежей и пеней на сумму 879 267 руб. 72 коп, со сроком добровольной уплаты не позднее 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления. Однако в добровольном порядке уведомление после его получения в установленный срок ФИО13 не исполнено.
Псковская таможня обратилась к мировому судье судебного участка N 46 в муниципальном образовании Сычевский район Смоленской области с заявлением о взыскании с ФИО15. начисленных таможенных платежей и пеней. Однако выданный 23.01.2023 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ФИО14 возражениями относительно его исполнения.
Решением Сычевского районного суда Смоленской области от 24 мая 2023 года Псковской таможне в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 сентября 2023 года решение Сычевского районного суда Смоленской области от 24 мая 2023 года отменено, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 ноября 2023 года, ФИО16 ставит вопрос об отмене акта апелляционной инстанции с вынесением нового решения по делу, которым просит отказать в удовлетворении требований. Административный ответчик указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, отмечая, что автомобиль им вывезен в августе-сентябре 2015 года, однако документов не сохранилось; автомобиль утилизирован на территории "адрес", в подтверждении чего представил справку; сроки давности взыскания Псковской таможней пропущены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
На момент пересечения таможенной границы ТС порядок перемещения физическими лицами транспортных средств регулировался ТК ТС и Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение).
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 ТК ТС).
Исходя из данных правовых норм, транспортное средство находилось под таможенным контролем с момента ввоза на таможенную территорию ТС; в связи с невывозом данного транспортного средства с таможенной территории ТС у декларанта возникла обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.
Частью 6 статьи 358 ТК ТС также установлено, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подпункт 3 пункта 2 статьи 80 ТК ТС).
В силу статьи 14 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года (действовавшем до 1 января 2018 года) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
01 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 444 ТК ЕАЭС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Положения пункта 6 вышеуказанной нормы предусматривают, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории ЕАЭС в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.
Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения) (пункт 5 статьи 264 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС регламентировано, что в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 4, 5 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.
При этом, судам необходимо выяснять условия выбытия транспортного средства из владения субъекта таможенных правоотношений, проверять, действительно ли нарушение требования о вывозе в установленный срок транспортного средства вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне его контроля, проявил ли он должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях сохранности имущества, обращался ли в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, в том числе наличие ранее фактов угона (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таможенный орган обязан направить уточнение к уведомлению при изменении размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, указанных в уведомлении (уточнении к уведомлению), после направления уведомления (уточнения к уведомлению) (пункт 4 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ).
В силу пункта 15 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (пункт 19 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 74 ФЗ N 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом, в т.ч. расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 2); факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля (пункт 3); расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля (пункт 4).
Материалами дела подтверждается, что Псковской таможней вышеназванные требования закона соблюдены.
Поскольку, обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства ФИО17 по истечении установленного срока временного ввоза - 27 сентября 2015 года не осуществлен, выводы суда о возникновении у административного ответчика обязанности по уплате таможенных платежей и пени являются правильными.
Довод жалобы на положение п. 1 ч. 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению, суд находит несостоятельным. Факт неуплаты ФИО18 таможенных платежей обнаружен таможенным органом в ходе проведения таможенным постом МАПП Бурачки таможенного контроля, результаты которого зафиксированы решением Псковской таможни от 10.10.2022, в связи с чем, срок для принудительного взыскания таможенных платежей подлежит исчислению с момента составления указанного решения.
Обращение Белгородской таможни к мировому судье судебного участка N 46 в муниципальном образовании Сычевский район Смоленской области с заявлением о выдаче судебного приказа последовало в пределах трехлетнего пресекательного срока.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.
Судом установлено, что обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства декларантом ФИО19 по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза - 27 сентября 2015 года не осуществлен, в связи с чем у него возникла обязанность по уплате таможенных платежей.
Доводы административного ответчика о факте вывоза автомобиля за пределы таможенного союза, проверялись судом и не нашли своего подтверждения. Более того, представленное ФИО20. письмо - справка (перевод с латышского) от общества с ограниченной ответственностью "Металл" о том, что спорный автомобиль передан утилизационной компании ООО "Металл" 20.01.2016, не подтверждает факт вывоза автомобиля в срок до 27 сентября 2015 года.
Достоверные и допустимые доказательства о вывозе ФИО21 принадлежащего транспортного средства с территории Таможенного союза в материалах дела отсутствуют.
Поскольку к моменту необходимости вывоза временно ввезенного транспортного средства - 27 сентября 2015 года ФИО22 в таможенные органы о невозможности вывоза автомобиля не сообщал, подтверждающие конструктивную гибель автомобиля документы не представлял, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения его от уплаты таможенных платежей.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы, изложенные в решении и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО23 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.