Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Матина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Администрации города Твери - по доверенности ФИО11 на решение Тверского областного суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года по административному делу N 3а-27/2023 по административному исковому заявлению ФИО12 об оспаривании решения ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации" и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, Заслушав доклад судьи Матина А.В, представителя Администрации города Твери - по доверенности ФИО13, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО14 обратился в Тверской областной суд с административным иском о признании решения ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 11 января 2023 г. N N и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Решением Тверского областного суда от 17мая 2023 года вышеуказанные требования удовлетворены частично, суд решил:установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1710 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 13 октября 2022 г. в размере рыночной стоимости, равной 7100000 руб, на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 года решение Тверского областного суда от 17.05.2023 оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации города Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 ноября 2023 года, Администрации города Твери ставит вопрос об отмене судебных актов с прекращением производства по делу. Повторяя в кассационной жалобе доводы отзыва на административный иск и доводы своей апелляционной жалобы, Администрации города Твери указывает, что административный истец не обладает правом на оспаривание ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка, а обжалуемое решение ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации" не соответствует нормам Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку оспариваемое решение административного ответчика состоялось 11 января 2023 года, а собственником спорного объекта недвижимости административный истец стал с 16 января 2023 года, то есть, с даты после утверждения очередных результатов определения кадастровой стоимости, до 16 января 2023 года административный истец не являлся ни собственником земельного участка, ни его арендатором.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 1Э5-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее Закон N 237-ФЗ).
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ), Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28), и на основании имеющихся в материалах дела доказательств пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, заявление ФИО15 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости поступило в ГБУ Тверской области " "данные изъяты"" 26 декабря 2022 г. К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложен отчёт об оценке от 21 декабря 2022 г. N N, подготовленный ООО " ФИО16", согласно которому по состоянию на 13 октября 2022 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 5 989 000 рублей.
11 января 2023 г, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации", принято решение N N, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по следующим основаниям: допущены расчётные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости; нарушены требования законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта об оценке (части 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), утверждённого приказом Минэкономсоцразвития России от 20 мая 2015 г. N 299.
Судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по следующим вопросам: допущены ли при составлении отчета об оценке нарушения требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае выявления нарушений либо ошибок при составлении отчета об оценки, повлиявших на итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, определить рыночную стоимость земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 14 апреля 2023 г. N N, представленный административным истцом отчёт об оценке содержит существенные нарушения, влияющие на итоговое значение рыночной стоимости, признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость по состоянию на 13 октября 2022 г. земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 7 100 000 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на основании экспертного заключения, суды исходили из того, что названное экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приведённые в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного нежилого здания, определённой по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании оспариваемого решения ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации" незаконным, поскольку судебным экспертом было установлено, что представленный административным истцом отчёт об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости равной рыночной, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, оспариваемое решение было принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.
Доводы Администрации города Твери о том, что административный истец не обладает правом на оспаривание ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка, а обжалуемое решение ГБУ Тверской области "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации" не соответствует нормам Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не соответствуют обстоятельствам дела, проверялись судами двух инстанций, и обоснованно отклонены.
Так, судами установлено следующее: на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 17 июня 2015 года и акта приема-передачи имущества от 17 июня 2015 года ФИО18 принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1287, 1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
В последующем на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ г. N N и акта приема-передачи недвижимого имущества от 8 ДД.ММ.ГГГГ года в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ года было зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО17 (60/100 долей в праве) и ФИО26 (40% долей в праве) на земельный участок с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составила 4 717 009, 44 рублей.
Согласно выписке из ЕГРН от 16 марта 2023 года указанный земельный участок был образован путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 4 мая 2023 года земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 24 сентября 2020 года, а земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 19 января 2023 года.
В силу соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, от 30 декабря 2022 года. N 95-1, заключенного между Администрацией города Твери и ФИО27, ФИО28, его предметом явилось перераспределение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из земель кадастрового квартала N, площадью 423 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 287 кв.м.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения предусмотрено, что в результате перераспределения образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1 710 кв.м.
Из пункта 6 Соглашения следует, что увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Тверской области от 7 июля 2015 года N 313-пп, и составляет 3 234 528, 72 рубля: ФИО19 - 60/100 долей в праве общей долевой собственности, что составляет 1 940 717, 23 рубля, ФИО20 - 40/100 долей в праве общей долевой собственности, что составляет 1 293 811, 49 рублей.
Согласно выписке из ЕГРН от 20 января 2023 г, а также по сообщению филиала 111IK "Роскадастр" от 10 мая 2023 г. N N, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 710 кв.м. в размере 13 075 754, 4 рублей внесена в ЕГРН 18 октября 2021 г. с датой начала применения 18 октября 2021 г, то есть с момента возникновения оснований для определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 7 июля 2015 г. N 313-пп, размер платы определяется как 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, образуемого в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области с земельными участками, находящимися в частной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка.
Размер платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения долей для ФИО21 определялся следующим образом: 13 075 754, 4 рублей/1 710 кв.м.*423 кв.м.*60%=1 940 717, 23 рублей, то есть, от кадастровой стоимости образованного земельного участка - 13 075 754, 4 рублей пропорционально площади части такого земельного участка (423 кв.м.), подлежащей передаче в частную собственность, с учетом доли ФИО22. в образованном земельном участке.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 710 кв.м. в размере 13 075 754, 4 рублей затрагивались права административного истца.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 16 379 748 рублей с датой начала применения - 1 января 2023 г, то есть с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из ЕГРН от 16 марта 2023 года.
Следовательно, кадастровая стоимость в размере 13 075 754, 4 рублей может применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только до начала вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости по результатам проведения на территории Тверской области государственной кадастровой оценки - 1 января 2023 года.
Из выписки из ЕГРН от 16 марта 2023 г. следует, что 16 января 2023 года в ЕГРН зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1 710 кв.м. за административным истцом ФИО23 (доля в праве 60/100), а 10 марта 2023 года за ним же - 40/100 долей в праве.
Материалами дела подтверждается, что до заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, от 30 декабря 2022 года N 95-1, в период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной 13 075 754, 4 рублей, и до внесения в ЕГРН новой кадастровой стоимости (внесена 23 января 2023 года), подлежащей применению с 1 января 2023 г, равной 16 379 748 рублей, административный истец ФИО24 обратился в ГБУ "Центр кадастровой оценки" в порядке статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400056:525 равной рыночной стоимости по состоянию на 13 октября 2022 г. в размере 5 989 000 рублей, определенной отчетом об оценке от 21 декабря 2022 г. N N, составленным оценщиком ООО "Оценочно-экспертная компания Аналитик Бизнес Групп", поскольку был намерен оплатить увеличение площади принадлежавшего ему земельного участка за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что ФИО25 относится к категории лиц, указанных в части 1 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского областного суда от 17 мая 2023 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.