Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреюшкина Александра Александровича на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 01 августа 2023 года по административному делу N 2а-392/2023 по административному исковому заявлению Андреюшкина Александра Александровича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области об оспаривании дисциплинарного взыскания.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав в режиме видеоконференц-связи объяснения Андреюшкина А.А, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области от 13 декабря 2022 года Андреюшкин А.А. водворен в штрафной изолятор сроком на 15 суток за нахождение в состоянии алкогольного опьянения.
Считая указанное постановление незаконным, Андреюшкин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене названного постановления, мотивируя свои требования тем, что назначенное наказание несоразмерно тяжести совершенного нарушения. При вынесении постановления не были учтены обстоятельства совершения нарушения, его личность, характеристики, предыдущее поведение.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 17 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 01 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Андреюшкин А.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Андреюшкин А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьёй 11 УИК предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2).
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (часть 3).
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом 10.1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту - Правила), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022 года N 110, закреплено, что осужденные к лишению свободы обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации и данных Правил.
Подпунктом 12.12 пункта 12 Правил предусмотрено, что осужденным к лишению свободы запрещается: приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
В приложении N к настоящим Правилам к предметам, изделиям и веществам, изъятые из гражданского оборота, относятся все виды алкогольной продукции (подпункт 11 пункта 1).
В силу пункта "а" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях или тюрьмах, может применяться в качестве меры дисциплинарного взыскания водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных, случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий (часть 1). Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (часть 2). Водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Андреюшкин А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговорам Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 февраля 2019 года и от 28 февраля 2020 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области с 4 июля 2019 года.
Постановлением Рославльского городского суда Смоленской области от 30 августа 2022 г. Андреюшкин А.А. переведен из исправительной колонии строгого режима в колонию поселения, где был трудоустроен в должности подсобного рабочего АО "ГлассМаркет".
12 декабря 2022 года в 17 часов 10 минут Андреюшкин А.А. находился на рабочем месте в АО "Гласс-Маркет" в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил пункт 12.12 Правил.
Факт нахождения осужденного Андреюшкина А.А. в состоянии опьянения объективно подтвержден материалами дела и не оспаривался самим административным истцом.
Постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области от 13 декабря 2022 года за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденный Андреюшкин А.А. водворен в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу.
Постановление объявлено Андреюшкину А.А. в тот же день, о чем имеется его подпись. Согласно медицинскому заключению от 13 декабря 2022 года на момент осмотра, медицинских противопоказаний для содержания в условиях штрафного изолятора не выявлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из того, что факт нарушения административным истцом Правил внутреннего распорядка установлен, решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и сроков. При назначении наказания приняты во внимание характер допущенного нарушения, личность осужденного, его предыдущее поведение, тяжесть совершенного проступка.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела установлена не была.
Поскольку оспариваемое постановление о применении мер взыскания в виде водворения в штрафной изолятор направлено на реализацию положений УИК РФ, регламентирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, режимные требования и внутренний распорядок в исправительных учреждениях, средства исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленной законом процедуры применения мер взыскания, доказательств наличия предвзятого отношения к административному истцу со стороны сотрудников исправительного учреждения, не представлено, действия исправительного учреждения соразмерны совершенному Андреюшкиным А.А. нарушению установленного порядка отбытия наказания и соответствуют нормам уголовно-исполнительного законодательства, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с выводами судов об оценке доказательств по делу и установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рославльского городского суда Смоленской области от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 01 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреюшкина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.