Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Тетериной Е.В. на решение Московского городского суда от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу N 3а-5022/2023 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" (далее -ПАО "Трехгорная мануфактура") о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Чуканова М.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы представителя ПАО "Трехгорная мануфактура" по доверенности Бразевич В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшего кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новых редакциях, действовавших в соответствующие налоговые периоды.
В Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы под пунктами 4568, 4737, 5475, 18503, 1131, 5011 соответственно включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2064, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"; под пунктами 4553, 4722, 5461, 9466, 1119, 4999 - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 289 кв.м, по адресу: "адрес" под пунктами 4524, 4689, 5426, 9461, 1086, 4973 - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 712, 2 кв.м, по адресу: "адрес"; под пунктами 4547, 4716, 5455, 18502, 1113, 4995 - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1591, 1 кв.м, по адресу: "адрес"
В Перечень на 2022 год под пунктом 5037 также включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:3025, площадью 1333, 6 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рочдельская, д.15, стр.7.
ПАО "Трехгорная мануфактура" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней на 2017 - 2022 годы, указывая на то, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьёй 1.1 Законом города Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено в полном объёме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2023 года, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы ставится вопрос об отмене принятых судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, выражается несогласие с исключением нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1011 из Перечней, поскольку оно соответствует критериям, установленным налоговым законодательством, располагается на земельном участке, вид разрешённого использования которого содержит указание на возможность размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Полагали неприменимыми в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, которыми руководствовались суды при рассмотрении дела. Кроме этого, считали подлежащим прекращению производство по делу в части оспаривания включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2017-2019 годы по причине отсутствия возможности восстановления нарушенного права, поскольку оспариваемые акты перестали затрагивать права и интересы административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Положениями пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания: с кадастровым номером N, площадью 2064, 5 кв.м. по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 289 кв.м. по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 712, 2 кв.м. по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 1591, 1 кв.м. по адресу: "адрес".; с кадастровым номером N, площадью 1333, 6 кв.м. по адресу: "адрес"
Здания расположены на следующих земельных участках:
- нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5, 1.2.7, 1.2.9, 1.2.13)";
- нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); развлечения (4.8) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
- нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "эксплуатация здания под административные цели";
- нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "эксплуатация здания под административные цели" (с 1 января 2017 года и далее, по состоянию на 1 января 2020 года включительно); "деловое управление (4.1.)" (на 1 января 2021 года и 1 января 2022 года), а также на земельном участке с кадастровым номером N (на 1 января 2022 года) с видом разрешённого использования "деловое управление (4.1.)" (на 1 января 2022 года);
- нежилое здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.7)".
Данные земельные участки предоставлены административному истцу в пользование по договорам аренды для эксплуатации зданий в административных и производственных целях в соответствии с разрешённым использованием.
Здания включены в оспариваемые Перечни по виду разрешённого использования земельных участков, на которых они расположены, поскольку один из видов разрешённого использования земельных участков предусматривает размещение на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Удовлетворяя требования административного истца, суды двух инстанций исходили из того, что виды разрешённого использования земельных участков не в полной мере соответствует видам разрешённого использования, которые установлены Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, от 1 сентября 2014 года N 540, являются смешанными, однозначно не предусматривают обязательность использования зданий для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, суды указали, что существенное значение имеет фактическое использование зданий, назначение, разрешённое использование или наименование помещений здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно пункту 2.4 Порядка, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учёте (инвентаризации) и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, подведомственных органам исполнительной власти организаций.
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования, по результатам проведения которых составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов (пункты 3.4, 3.5 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6 Порядка).
Рассматривая вопрос о фактическом использовании спорных зданий, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание отсутствие актов Госинспекции в отношении здания с кадастровым номером N, а также то, что в представленных в материалы дела актах Госинспекции в отношении здания с кадастровым номером N от 31 мая 2016 года N 9010279/ОФИ, от 12 апреля 2018 года N 9013713/ОФИ, от 2 апреля 2019 года N 9016265/ОФИ, от 12 февраля 2020 года N 9018596/ОФИ, от 27 апреля 2021 года N 91212379/ОФИ; в отношении здания с кадастровым номером N - от 12 апреля 2018 года N 9013710/ОФИ, от 1 апреля 2019 года N 9016264/ОФИ, от 12 февраля 2020 года N 9018593/ОФИ, от 28 апреля 2021 года N 91212741/ОФИ; в отношении здания с кадастровым номером N - от 22 мая 2018 года N 9013961/ОФИ, от 1 апреля 2019 года N 9016263/ОФИ, от 12 февраля 2020 года N 9018591/ОФИ, от 28 апреля 2021 года N 91212742/ОФИ; в отношении здания с кадастровым номером N - от 15 февраля 2022 года N 91222890/ОФИ отражено, что здания не используются для целей налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако таких доказательств не представлено, в связи с чем суды правомерно исходили из наличия правовых оснований для признания оспариваемых пунктов Перечней недействующими.
Судебная коллегия полагает указанные выводы судов нижестоящих инстанций верными и исчерпывающе мотивированными, основанными на обстоятельствах, установленных по результатам надлежащей правовой оценки с учётом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных доказательств, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" суды применили верно.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2017-2019 годы, основываются на неверном толковании закона.
Так, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований в рассматриваемом деле не имеется, вопрос о возможности возврата излишне уплаченного налога за пределами установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трёхлетнего срока, предметом рассмотрения настоящего административного дела не является.
В целом доводы, приведённые в кассационной жалобе, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судами первой и апелляционной инстанций в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому служить поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений не могут.
Предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 14 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.