Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Проскурякова Сергея Ивановича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-859/2023 по административному исковому заявлению Проскурякова Сергея Ивановича к УФССП России по Тамбовской области, ФССП России, Тамбовскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу Пентюхиной Римме Николаевне, заместителю начальника отделения Приешкиной Е.А, начальнику отделения Поповой М.Ю, специалисту отделения Агафоновой Веронике Денисовне о признании действий незаконными, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Проскуряков С.И, будучи взыскателем по исполнительному производству, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными: действия судебного пристава-исполнителя Пентюхиной Р.Н. по перечислению денежных средств взыскателю с нарушением установленного законом срока; бездействие Приешкиной Е.А. и Поповой М.Ю, не осуществивших должный контроль за действиями Пентюхиной Р.Н. по исполнению указания об осуществлении распределения денежных средств, находящихся на депозитном счете Тамбовского РОСП, удержанных с должника Прозорова Р.Н. в срок до 16 декабря 2022 года; действий Приешкиной Е.А, направившей ответ от 08 декабря 2022 года с нарушением установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока; бездействие Приешкиной Е.А, не осуществившей должный контроль за сотрудниками, непосредственно направляющими почтовую корреспонденцию; действия по направлению почтовой корреспонденции с нарушением срока; ответ от 08 декабря 2022 года, как недостоверный. Кроме того, просит вынести частное определение в отношении Приешкиной Е.А.; обязать перечислить 5640, 08 руб.; взыскать компенсацию морального вреда 4 000 000 руб.
В обоснование ссылался на то, что несвоевременные действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя нарушили его права, как взыскателя, на своевременное исполнение решения суда, причинили ему, инвалиду 2 группы, нравственные страдания.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 июля 2023 года производство по делу прекращено в части требований о признании незаконным ответа от 08 декабря 2022 года и вынесения частного определения в отношении Приешкиной Е.А.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 ноября 2023 года, административное исковое заявление Проскурякова С.И. удовлетворено частично: признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя Пентюхиной Р.Н. по перечислению денежных средств Проскурякову С.И. с нарушением установленного Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срока; бездействие Поповой М.Ю, не осуществившей должный контроль за действиями Пентюхиной Р.Н. по исполнению указания об осуществлении распределения денежных средств, находящихся на депозитном счете Тамбовского РОСП, удержанных с должника Прозорова К.В, в срок до 16 декабря 2022 года; действия Приешкиной Е.А, направившей ответ от 08 декабря 2022 года с нарушением установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, не осуществившей должный контроль за сотрудниками, непосредственно направляющими почтовую корреспонденцию; действия по направлению почтовой корреспонденции (ответ от 08 декабря 2022 года) с нарушением срока. В остальной части требований административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 29 ноября 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов в части отказа в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что установленный судами факт нарушения прав административного истца действиями административных ответчиков влечет за собой компенсацию морального вреда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части компенсации морального вреда, суды исходили из отсутствия доказательств несения административным истцом физических или нравственных страданий, равно как и отсутствия причинно-следственной связи между действиями (решениями) административных ответчиков, признанных судом незаконными, и наступившими последствиями. Представленные доказательства наличия у Проскурякова С.И. заболеваний суды оценили критически, поскольку данными заболеваниями он страдает длительное время (с 1991 года), периодически получая соответствующее лечение.
Выводы судов обеих инстанций в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Проскурякова Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 9 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.