Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрация города Костромы на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 сентября 2023 года по административному делу N 2а-380/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Костромы о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по содержанию участка улично-дорожной сети, и понуждении организовать работы по устранению выбоин, просадок, промоин на участке дороги.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Драева Т.К. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Костромы обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Костромы о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по содержанию участка улично-дорожной сети от "адрес" до "адрес", возложении обязанности устранить выбоины, просадки, промоины на данном участке.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Костроме проверки на участке дороги от "адрес" до "адрес" установлено наличие многочисленных выбоин, просадок, промоин (в районе дома N15 промоина длиной более 3 м, шириной 1, 2 м, глубиной 9 см), что является нарушением подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 4.1, 4.2, 5.1.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N1245ст.
В сентябре 2022 года прокуратурой города Костромы совместно с ОГИБДД УМВД России по городу Костроме осуществлен повторный осмотр проезжей части на указанном участке, установлено, что ранее выявленные дефекты не устранены. Безопасность дорожного движения на указанном участке для неопределенного круга лиц не обеспечена, обязанность, предусмотренная действующим законодательством и принятыми в его реализацию нормативными документами по содержанию улично-дорожной сети администрацией города Костромы не исполнена. Бездействие администрации города Костромы, выразившееся в неосуществлении деятельности по содержанию улично-дорожной сети на спорном участке нарушает права, свободы и законные интересы граждан на безопасное передвижение в местах общего пользования в пределах улично-дорожной сети, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Решением Димитровского районного суда города Костромы от 23 мая 2023 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации города Костромы, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участка улично-дорожной сети от "адрес" до "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 сентября августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Костромы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрации города Костромы ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что администрация города Костромы является ненадлежащим ответчиком. Также отмечается, что поскольку ремонтные работы произведены, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Федерального закона закреплено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 названного Федерального закона).
В силу статьи 15 Закона об автомобильных дорогах, осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Уставом муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года N 41, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения города Костромы относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Костромы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность включает в себя, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог, то есть комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах).
С учетом анализа вышеприведенных норм, обязанность по решению указанных вопросов местного значения возложена на администрацию города Костромы.
В силу части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 "Автомобильные дороги общего пользования Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрено, что выполнение установленных им требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц (пункт 4.1); в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2); покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. (пункт 5.2.4). В соответствии с данными, приведенными в таблице 5.3, максимальный срок устранения дефектов не должен превышать 20 суток.
Согласно части 1 статьи 34 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Думы города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" автомобильных дорог общего пользования местного значения "адрес" (порядковый N, протяженность 581, 5 погонных метров).
Прокуратурой города Костромы совместно с ОГИБДД УМВД России по городу Костроме проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории города Костромы.
Рапортами старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Костроме Сидоркиным С.С. от 12 и 27 сентября 2022 года о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, подтвержден факт нахождения спорного участка в ненадлежащем состоянии.
Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения г. Костромы Евдокимовым В.М. в адрес Администрации города Костромы 13 сентября 2022 года доведена информация о необходимости принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что соответствие предъявляемым требованиям законодательства о дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и благоустройстве улично-дорожной сети от "адрес" до "адрес" административным ответчиком не обеспечено, чем нарушены права неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания и безопасное дорожное движение. При этом суд отказал в возложении обязанности на администрацию города Костромы организовать работы по устранению дефектов дорожного покрытия, поскольку такие работы организованы.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены или изменения решения.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, представленным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судами обеих инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов и ставящих под сомнение законность постановленных по данному делу судебных актов, они были предметом тщательного рассмотрения судами двух инстанций, являются позицией административного ответчика, основанной на неверном толковании норм права, которой дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, и оснований не согласиться с которой, судом кассационной инстанции не установлено.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Димитровского районного суда г. Костромы от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Костромы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.