Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Матина А.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации города Твери по доверенности Смирнова А.Ю. на решение Центрального районного суда города Твери от 14 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 сентября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-620/2023 по административному иску прокурора Заволжского района г. Твери о признании незаконным бездействия администрации г. Твери по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителей администрации г. Твери Пиуновой Н.Г, Смирнова А.Ю, представителя прокуратуры Саниной О.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Заволжского района города Твери во исполнение поручения прокуратуры области от 07 ноября 2022 года N проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, гражданского законодательства, законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о государственной регистрации недвижимости.
Проведенной проверкой установлено, что отходящие от ТП "данные изъяты" " "данные изъяты"" линии электропередач 0, 4 кВ не находятся на балансе филиала ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"". Кабельные линии электропередачи напряжением 0, 4 кВ, отходящих от "данные изъяты", по которым обеспечивается электроснабжение жилых домов по "адрес", никем не обслуживаются и имеют признаки бесхозяйного имущества.
Прокурор Заволжского района города Твери обратился в суд с административным иском, в котором ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункты 1 и 3 статьи 225 ГК РФ, пункт 7 части 3 статьи 3, часть 10 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, пункт 1 статьи 130, статью 133 ГК РФ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), указал, что бездействие администрации города Твери по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии кабельной линии электропередачи 0, 4 кВ, отходящей от "данные изъяты" к жилым домам по "адрес" на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. Непринятие мер по постановке названных электрических сетей на учет как бесхозяйной недвижимой вещи нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, получение коммунальной услуги надлежащего качества и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможен.
Решением Центрального районного суда города Твери от 14 июня 2023 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 25 октября 2023 года, признано незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - кабельной линии электропередачи напряжением 0, 4 кВ, отходящей от "данные изъяты", по которой обеспечивается электроснабжение жилых домов по "адрес"; на администрацию города Твери возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - кабельной линии электропередачи напряжением 0, 4 кВ, отходящей от "данные изъяты", по которой обеспечивается электроснабжение жилых домов по "адрес".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 ноября 2023 года, представитель администрации города Твери - Смирнов А.Ю. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неверное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Заволжского района города Твери во исполнение поручения проверки установлено, что электроснабжение жилых домов N по "адрес" с установленной III категорией надежности электроснабжения, осуществляется от ТП "данные изъяты" "Тверца", находящейся на балансе и обслуживания ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"". Источником электроснабжения "данные изъяты" " "данные изъяты"" является подстанция 110/10 кВ " "данные изъяты"", эксплуатируемая филиалом ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"". Однако отходящие от ТП "данные изъяты" "Тверда" линии электропередач 0, 4 кВ не находятся на балансе филиала ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанному в 2002 году, отходящая от "данные изъяты" к жилым домам на "адрес" кабельная линия электропередачи 0, 4 кВ находилась на балансе ООО " "данные изъяты"". Согласно выписке из ЕГРЮЛ N N ООО " "данные изъяты"" 19.01.2006 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме разделения на ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"". Согласно выписке из ЕГРЮЛ N N деятельность ООО " "данные изъяты"" прекращена 04.09.2012. Согласно выписке из ЕГРЮЛ N N деятельность ООО " "данные изъяты"" прекращена 24.03.2014.
Сведения о балансодержателях указанного имущества не установлены, сведения в ЕГРН о зарегистрированных правах на вышеуказанную кабельную линию отсутствуют.
Как следует из содержания протокола совещания Правительства Тверской области по вопросам электроснабжения потребителей Тверской области от 22 апреля 2022 года на администрацию города Твери была возложена обязанность обеспечить постановку электросетевых объектов, расположенных на "адрес" в "адрес", согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, на учет в Росреестре в качестве бесхозяйных, о чем начальник Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери был извещен письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N от 27 апреля 2022 года.
Сообщением Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери дан ответ, что постановка вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства на учет в качестве бесхозяйного имущества повлечет за собой расходование администрацией города Твери бюджетных средств на изготовление соответствующей технической документации, а также обращено внимание на то, что помимо администрации города Твери с заявлением о принятии на учет бесхозяйного линейного объекта электросетевого хозяйства на "адрес" и требованием о признании права собственности может обратиться ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"" самостоятельно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав приведенные обстоятельства, пришел к выводу о допущенном незаконном бездействии со стороны администрации города Твери по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного объекта, поскольку в материалах дела имеются сведения об исключении из ЕГРЮЛ собственника линейного объекта, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 14, статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, исходили из того, что спорное имущество создавалось как самостоятельный объект для электроснабжения жилых домов по "адрес", на балансе обслуживающей организации - ПАО "Россети Центр" - " "данные изъяты"" не находится, с 2014 года не имеет собственника, в связи с чем отклонили позицию заявителей по кассационной жалобе о недоказанности факта бесхозяйности спорного имущества.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отметил, что диспозитивный характер пункта 5 статьи 225 ГК РФ, предусматривающего право на обращение с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов лица, обязанного в соответствии с законом осуществлять их эксплуатацию, равно как и положения статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике", которыми определены лишь гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, не влекут отказа в удовлетворении административного иска
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, отсутствие доказательств выполнения административным ответчиком в отношении спорного имущества мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, выводы о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации и возложении соответствующей обязанности, являются правильными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе в части отсутствия незаконного бездействия ответчика, являются необоснованными. Бездействие администрации г. Твери по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта кабельной линии электропередачи напряжением 0, 4 кВ, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Отсутствие собственника бесхозяйной кабельной линии, являющейся источником повышенной опасности, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Не влекут отмены судебных актов доводы жалобы о том, что ответственность за обеспечение электрической энергией и ее качество перед жителями домов по "адрес" возлагается на территориальное подразделение АО " "данные изъяты"" и ПАО "Россети Центр - " "данные изъяты"", поскольку администрация г. Твери, как орган местного самоуправления, не исполнила свои обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не обеспечила принятие в муниципальную собственность указанной кабельной линии, которая является бесхозяйной недвижимой вещью, не назначила лицо, ответственное за ее обслуживание.
Отсутствие у административного ответчика финансовой возможности для постановки бесхозяйного объекта, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных законом обязанностей.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 14 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации города Твери по доверенности Смирнова А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 22 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.