Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 августа 2023 года по административному делу N 2-153/2023 по административному иску прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах Шихановой Ольги Владимировны к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области об обязании выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для доступа инвалидов, заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя прокуратуры М.В, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района города Ярославля обратился в суд с иском в защиту прав Шихановой О.В. к мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области. С учетом уточненного иска просит возложить на ответчиков обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу: "адрес" для обеспечения доступа инвалидов, а именно: выполнить в подъезде N работы по адаптации лестничного марша, ведущего на первый этаж, без изменения существующих несущих конструкций стен, по адаптации входной группы в подъезд N.
В обоснование требований указано, что Шиханова О.В. является инвалидом I группы, проживает по адресу: "адрес", подъезд N. Муниципальной межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения истца и общего имущества подъезда N. По результатам обследования комиссия составила акт о необходимости выполнения мероприятий по приспособлению общего имущества подъезда N с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности, а именно: работ по адаптации лестничного марша, ведущего на первый этаж, без изменения существующих несущих конструкций стен, по адаптации входной группы в подъезд N. Отсутствие беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома нарушает права Шихановой О.В, лишает ее возможности реализации наравне с другими гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда города Ярославля от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 августа 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично, на мэрию города Ярославля и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области возложена обязанность в срок 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для обеспечения доступа инвалидов.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 ноября 2023 года, заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое судебное постановление, которым исковые требования оставить без удовлетворения по мотиву недопустимости вмешательства судебной власти в деятельность исполнительной власти в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N363 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", в которой одним из основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения названо создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.
Как указано в Программе, для достижения приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
В приложении к программе приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Во исполнение государственной программы постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N-п утверждена Государственная программа Ярославской области "Доступная среда в Ярославской области" на 2020-2025 г.г.
В качестве приложения к данной программе утверждена подпрограмма "Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2020-2025 г.г.
Ответственным исполнителем государственной программы в целом указан Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
Между тем, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в целях обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, назван Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области. Кроме того, указано, что мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются за счет средств областного и местных бюджетов (пункт 2.1 раздела III); органами местного самоуправления муниципальных образований области разрабатываются и утверждаются соответствующие муниципальные программы, в которые включаются мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пункт 1.4 раздела IV). Исполнителем мероприятий по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с пунктом 5.5 задач и мероприятий подпрограммы значится Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, участниками - органы местного самоуправления.
Постановлением мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена муниципальная программа "Доступная среда в городе Ярославле" на 2021-2026 г.г.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ N, мэрия города Ярославля подтвердила участие в 2023 г. в реализации мероприятий по адаптации жилого фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для инвалидов в объеме софинансирования "данные изъяты", то есть 16 объектов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальная межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения по адресу: "адрес", а также общего имущества многоквартирного дома на предмет соответствия требованиям разделов III и IV Правил. В указанном помещении зарегистрирована по месту жительства и проживает истец Шиханова О.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, "данные изъяты", индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрены кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия составила акт N согласно которому пришла к выводу о наличии необходимости и технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида, требуется адаптация лестничного марша в подъезде N, ведущего на первый этаж, без изменения существующих несущих конструкций стен, адаптация входной группы в подъезд N, для определения возможных вариантов адаптации требуется проектное решение.
На основании акта было вынесено заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида.
Согласно объяснениям представителей ответчиков, данных в суде первой инстанции, акт и заключение приняты к исполнению.
Вместе с тем, до настоящего времени необходимые мероприятия по приспособлению ответчиками не выполнены, чем нарушаются права инвалида Шихановой О.В. на получение предусмотренных законодательством мер социальной защиты, направленных на создание ей равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждена возможность приспособления общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в котором проживает инвалид Шиханова О.В, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида, а обязанность создания таких условий в целях социальной защиты граждан с ограниченными физическими возможностями возложена на административных ответчиков - мэрию города Ярославля и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области..
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами нижестоящих инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводом кассационной жалобы, заявленные прокурором требования к Мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области по соблюдению требований федеральных законов не являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность административных ответчиков, а направлены на понуждение их в судебном порядке к надлежащему исполнению требований федерального законодательства, возложенных на административных ответчиков законом обязанностей, в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Они связаны с несогласием с принятым решением по существу, являются процессуальной позицией стороны по делу, основаны на индивидуальной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.