Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Денисова Ю.А, судей Репиной Е.В, Корпачевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по доверенности Панина А.А. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 19 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-0174/2022 по административному иску Алтерна Игоря к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее также Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконными действий, бездействия, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Заслушав доклад судьи Денисова Ю.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований ФИО6 с учетом уточнений ссылался на то, что он является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес", д. "адрес", "адрес" (кадастровые номера N).
ДД.ММ.ГГГГ он передал в Управление Росреестра по "адрес" пакет документов, необходимый для погашения регистрационной записи об ипотеке и регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.
Уведомлениями административного ответчика N, N от ДД.ММ.ГГГГ; N, N от ДД.ММ.ГГГГ совершение действий по погашению ипотеки и регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости было приостановлено, поскольку в ЕГРН имеются актуальные сведения об ограничениях и не представлено заявление залогодателя и продавца имущества.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесены уведомления N, N об отказе в погашении регистрационной записи об ипотеке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО6 в суд.
Решением Щербинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ названное решение районного суда отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Щербинский районный суд "адрес".
При новом рассмотрении данного дела решением Щербинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление вновь было удовлетворено.
Суд постановил:
признать действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" в виде не вынесения решения по его заявлениям о регистрации права собственности N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ и в виде отказа в государственной регистрации погашения регистрационной записи об ипотеке N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ незаконными;
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве осуществить государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес", д. Марушкино, "адрес" уч.6.
В кассационной жалобе, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции (в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ), представителем Управления Росреестра по "адрес" по доверенности ФИО4 ставится вопрос об отмене названных судебных актов, состоявшихся по настоящему делу, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов судом материалам дела.
Заявитель полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении дела не было учтено, что уведомления от ДД.ММ.ГГГГ были вынесены государственным регистратором только в отношении государственной регистрации прекращения иптеки, а отношении проведения государственной регистрации перехода права на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанных выше объектов недвижимого имущества решения об отказе Управлением Росреестра по "адрес" не выносилось.
Кроме того, он утверждает, что Управлением была произведена государственная регистрация права собственности в отношении заявленных объектов.
В ЕГРН были внесены записи о праве собственности ФИО6:
N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении здания с кадастровым номером N;
N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером N, принадлежащему ФИО7, присвоен статус "Архивный" в связи с разделом, Управлением ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности ФИО7 на вновь образованный земельный участок с кадастровым: номером N.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены состоявшегося по делу определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия не усматривает.
Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
Данные положения Конституции Российской Федерации нашли отражение и в статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса).
Производство по указанной категории дел урегулировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
Как определено в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями установлено, что ФИО6 на основании договора купли-продажи NТ-20 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ТУ Росимущества в "адрес" (организатор торгов) в лице ООО "Мастер", действующего на основании договора N_АИ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ и поручения на реализацию NJI2/19/31/HAO-S6 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам торгов по реализации арестованного в ходе исполнительного производства заложенного имущества приобрел объекты недвижимости, а именно земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес", д. Марушкино, "адрес" (кадастровые номера N).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 направил в Управление Росреестра по "адрес" заявления о прекращении ипотеки (N, N) и о государственной регистрации перехода права собственности на названные выше объекты недвижимого имущества (N, N).
Уведомлениями административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ действия по прекращению ипотеки и государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости приостановлены, поскольку в ЕГРН имеются актуальные сведения об ограничениях и запретах, отсутствует заявление залогодателя и продавца недвижимости, поскольку ФИО6 правообладателем указанных объектов недвижимого имущества не является.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесены уведомления N, N об отказе в совершении действий по погашению регистрационной записи об ипотеке, мотивированные тем, что обстоятельства, препятствующие совершению заявленных действий, не устранены.
Оценив представленные доказательства по данному делу по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных ФИО6 требований.
Суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом были представлены документы, необходимые в соответствии с требованиями действующего законодательства для погашения регистрационной записи об ипотеке и государственной регистрации перехода права на заложенное имущество в случае обращения взыскания на него, в том числе совместное заявление залогодержателя ПАО "Сбербанк" и приобретателя имущества ФИО6
Требование государственного регистратора о предоставлении заявления залогодателя для погашения записи об ипотеке не были основаны на законе, так как в силу части 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" регистрационная запись об ипотеке погашается в данном случае одновременно с государственной регистрацией права собственности приобретателя заложенного имущества.
С таким выводом районного суда согласился и суд апелляционной инстанции, оставив вынесенное им решение без изменения.
Доводы жалобы о том, что решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности ФИО6 на объекты недвижимого имущества Управлением не принималось, а ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены записи о праве собственности ФИО6 в отношении названных выше объектов, были проверены судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда правильно указала, что эти доводы на правомерность постановленного судом решения не влияют, поскольку не опровергают выводов суда об отсутствии у административного ответчика препятствий для погашения регистрационной записи об ипотеке и государственной регистрации права собственности ФИО6
Доводы жалобы о том, что Управлением Росреестра по "адрес" была произведена государственная регистрация права собственности в отношении заявленных объектов, также не свидетельствует о том, что судом не правильно разрешен данный административный спор.
Это обстоятельство подтверждает обоснованность позиции административного истца и выводы суда о законности его административных требований, изложенных в решении, вопросы исполнения которого могут быть разрешены в поорядке, предусмотренном статьей 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, при рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятые по данному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щербинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Управления Росреестра по "адрес" по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.