Заслушав отчет главы администрации Липецкой области Королева О.П. о результатах деятельности администрации области в 2012 году, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 57.1 Регламента Липецкого областного Совета депутатов, областной Совет депутатов постановляет:
1. Отчет главы администрации Липецкой области Королева О.П. о результатах деятельности администрации области принять к сведению.
2. Опубликовать отчет главы администрации Липецкой области Королева О.П. о результатах деятельности администрации области в 2012 году в областной газете "Липецкая газета".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного |
П.И. Путилин |
Отчет
главы администрации области О.П. Королева о результатах деятельности администрации области за 2012 год
Уважаемые депутаты областного Совета!
Уважаемые коллеги!
Самый главный итог прошедшего года для Липецкой области и для всей страны заключается в том, что избрав Президентом Российской Федерации В.В. Путина, граждане активно продемонстрировали свою поддержку курса на стабильность и эволюционное развитие всех направлений деятельности государства.
Благодаря усилиям всех жителей Липецкой области, рабочих, служащих, инженеров, депутатского корпуса, всех уровней власти, сегодня Липецкая область по многим важнейшим социально-экономическим показателям занимает лидирующие позиции в ЦФО и достойные - в целом по РФ.
Главный показатель развития региона - валовой региональный продукт достиг в 2012 году 303 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,9% больше, чем в 2011 году (по России рост составил за прошлый год 3,4%). Превышен уровень докризисного 2008 года на 9,3% (по России - 3,9%).
Выше среднероссийского уровня темп роста производства продукции в промышленности (111,9%), в сельском хозяйстве (102,1%), оборота розничной торговли (107,5%), ввода жилья (106,1%), реальных располагаемых доходов населения (108,9%).
Уровни бедности (8,5%) и безработицы (0,6%) одни из самых низких в России.
Заработная плата по области в среднем за год составила 19524 руб. Рост фактический - 112,8%, реальный за минусом инфляции - 107,8%.
Работа администрации области по укреплению доходной части бюджета и диверсификации экономики, обеспечила рост собственных доходов бюджета почти на 5% (1,6 млрд. руб.) до 35,8 млрд. руб. (с учетом трансфертов из федерального бюджета - до 44,3 млрд. руб.).
Темп роста налоговых поступлений во всех основных отраслях экономики (без учета металлургического производства) составил свыше 109% (рост на 2,3 млрд. руб.), что позволило компенсировать потери бюджета от снижения налоговых поступлений в металлургическом производстве (на 700 млн. руб.).
По сравнению с 2000 годом доля металлургического производства в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета области снизилась в 2,6 раза (с 62% до 24%).
В полном объеме профинансированы все первоочередные расходы бюджета, оказана финансовая помощь органам местного самоуправления. В области отсутствует задолженность по оплате труда работников бюджетной сферы и социальным выплатам.
В мае прошедшего года Президентом страны были подписаны указы, ставящие амбициозные планки в решении назревших в обществе, социальной сфере и экономике проблем.
Это потребовало серьезной работы на региональном уровне, в том числе в режиме жесткой балансировки бюджета между имеющимися доходами и возникающими расходными обязательствами. И здесь наша общая заслуга, депутатского корпуса и исполнительной власти, что удалось выполнить все взятые на себя обязательства.
Бюджетная политика области сохраняет выраженную социальную направленность - две трети расходов бюджета направлены на выполнение социальных обязательств.
Расходная часть консолидированного бюджета области исполнена в объеме 47,3 млрд. руб. с ростом к 2011 году на 5,8%.
Благодаря взвешенной финансовой политике, уровень долговой нагрузки остается умеренным. На начало текущего года объем государственного долга составил 10,4 млрд. руб. или 39,5% к объему собственных доходов областного бюджета (26,3 млрд. руб.)
В 2012 году выполнен Указ Президента РФ по повышению заработной платы педагогических работников общего образования, которая составила в декабре 28837 руб., что выше прогнозного уровня (25460 руб.), доведенного Минобразования РФ. Средняя заработная плата врачей в стационарах (31200 руб.) и поликлиниках (26900 руб.) превысила среднюю по региону (19524 руб.).
В 2013 году мы продолжим повышать заработную плату работников всех социальных отраслей: общего, дошкольного, профессионального образования, среднего и младшего медицинского персонала, работников социальной защиты, культуры. Это потребует значительных финансовых вложений. Часть средств будет направлена из федерального бюджета. Но основная доля взятых обязательств - это прямая ответственность области. На эти цели из бюджетов всех уровней и Фонда обязательного медицинского страхования планируется направить 2,4 млрд. руб.
Уважаемые депутаты!
Теперь позвольте более детально проинформировать Вас о работе основных отраслей экономики региона за 2012 год и обозначить перспективы развития области в 2013 году.
Основа экономики области - промышленность. Работа по модернизации, техническому перевооружению и увеличению производства, проводимая на всех предприятиях отрасли, обеспечила высокие темпы роста в металлургическом (117,5%), химическом (114,6%) производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий (112,6%), пищевых продуктов (106,6%), машин и оборудования (106,7%), текстильном и швейном производстве (104,1%).
В 2012 году введены в эксплуатацию крупные промышленные предприятия (по производству теплоэнергетического оборудования (ООО "Производственный комплекс Рационал" - в ОЭЗ "Липецк"), автомобильных шин (ООО "ЙОКОХАМА Р.П.З." - в ОЭЗ "Липецк"), систем капельного орошения (ЗАО "Новый век агротехнологий" - в ОЭЗ "Чаплыгинская"), спирально-навивных труб (ООО "Завод инновационного промышленного оборудования"), сэндвич-панелей нестандартной конструкции (ООО "Липецкий завод ограждающих конструкций"), клееного бруса (ОАО "Спецфундаментстрой") и др.
Ежегодно промышленным предприятиям области предоставляется государственная поддержка как в виде прямых субсидий из областного бюджета, так и в виде различных налоговых льгот. В 2012 году государственная поддержка предприятий из консолидированного бюджета области составила 2,1 млрд. руб. (включая гарантии и предоставление объектов залогового фонда в обеспечение обязательств по кредитам).
С 1 января 2012 года значительно расширены налоговые преференции для резидентов особой экономической зоны "Липецк".
Производственную деятельность в федеральной зоне "Липецк" и промышленных зонах регионального уровня осуществляют 15 предприятий. В 2012 году доля предприятий особых экономических зон в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, за исключением черной металлургии, составил 5%.
В результате диверсификации и развития промышленного комплекса доля металлургического производства в ВРП по сравнению с 2000 годом снизилась на 10 процентных пунктов (с 39% до 29%), Рост производства в отраслях, не относящихся к металлургическому сектору, составил 2,3 раза, в целом по промышленности - 1,7 раза, а в металлургии - 1,3 раза.
В 2013 году будет продолжена работа по поддержке процессов модернизации и технического перевооружения промышленных предприятий, создание новых производств в ОЭЗ и высокопроизводительных рабочих мест.
Будущее экономики любого региона определяет инвестиционная привлекательность. У нас при поддержке депутатского корпуса создана современная правовая база, способствующая формированию благоприятного инвестиционного климата. В докладе Президента РФ на Заседании Госсовета "О повышении инвестиционной привлекательности субъектов РФ и создании благоприятных условий для развития бизнеса" Липецкая область отмечена в числе четырех успешных регионов по созданию благоприятного инвестиционного климата.
По сравнению с 2000 годом объем инвестиций в основной капитал увеличился в 5 раз (в сопоставимых ценах). В 2012 году в экономику и социальную сферу области направлено 92 млрд. руб. инвестиций. На душу населения приходится 79 тыс. руб. инвестиций - это 4 место в ЦФО.
Уже сейчас Липецкая область относится к регионам, у которых доля инвестиций в ВРП превышает общероссийский уровень и составляет 30,4% (в РФ - 20,2% за 2012 г.). Напомню, что по Указу Президента РФ N 596 объем инвестиций должен составлять не менее 25% валового внутреннего продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году.
Мы сохранили лидирующие позиции в рейтингах ведущих международных и российских агентств.
Рейтинговое агентство Фитч Рейтингз (Fitch Ratings) в 2012 году присвоила Липецкой области долгосрочный кредитный рейтинг - "ВВ" (Стабильный), рейтинг по национальной шкале - "АА-(rus)".
Рейтинг представляет собой индекс доверия к территории. Он не только подтверждает инвестиционную привлекательность области, но и позволяет привлекать заемные средства или размещать облигации области на более выгодных условиях.
По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" область на протяжении ряда лет входит в группу лидеров с минимальными рисками инвестирования.
Область стала одним из первых регионов России, где внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В 2012 году реализованы практически все положения Стандарта.
Сегодня в области действует ОАО "Корпорация Развитие Липецкой области", которая оказывает инвесторам консультативную и организационную помощь в режиме "одного окна".
Успешно развивается трехуровневая система привлечения инвестиций (федеральная ОЭЗ "Липецк", региональные особые экономические зоны, индустриальные парки), позволяющая инвесторам найти выгодные для себя возможности для размещения бизнеса.
В целях наращивания экономического потенциала области начата реализация проектов по созданию современных, высокотехнологических производств в районах области.
В Краснинском - ведется строительство комплекса автомобильного и машиностроительного производства с объемом инвестиций 11,5 млрд. руб. (построен цех покраски кузовных деталей, в котором идет монтаж оборудования).
В Усманском - строительство многопрофильного комплекса малой авиации общего назначения площадью 300 га с двумя взлетно-посадочными полосами, подъездными путями, электро- и газоснабжением. В течение 5 лет здесь планируется разместить производственный центр по выпуску самолетов регионального значения, рассчитанных на 9 - 14 мест, а также единственный в Центральном Черноземье сервисный центр для обслуживания самолетов малой авиации, гостиничный комплекс и школу пилотов.
В целях привлечения в область иностранных инвестиций проводится работа по развитию международных связей. Во взаимодействии с МИД России, Минрегионом РФ осуществляется сотрудничество со странами, входящими в СНГ (Содружество независимых государств), ЕС (Евросоюз), и АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион).
Одним из важнейших доказательств качественного прорыва в развитии сельского хозяйства области служит динамика изменений его основных показателей по сравнению с 1990 годом, одним из самых успешных для агропромышленного комплекса страны.
В 2012 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 52,5 млрд. руб. и увеличился к уровню 1990 года на 43%, опередив Россию более чем в 1,5 раза.
Сегодня область не только обеспечивает свои потребности в продовольствии, но и вывозит в другие регионы более 90% макаронных и кондитерских изделий, плодоовощных консервов, более 80% - мяса и субпродуктов, сахара и минеральной воды.
Целенаправленная государственная поддержка села позволила в последние годы привлечь в отрасль почти 90 млрд. руб. инвестиций, реализовать около 100 инвестиционных проектов, стабилизировать финансовое положение предприятий. В 2012 году сельхозтоваропроизводителями получено более 3 млрд. руб. прибыли. Доля убыточных предприятий сократилась до 20%. Это лучшие результаты за последние годы.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, достигнуты высокие результаты в растениеводстве. Производство зерна в 2012 году составило 2 млн. тонн. Второй год подряд получены рекордные урожаи сахарной свеклы (собрано свыше 4 млн. тонн), превышающие уровень 1990 года более чем в 2 раза. На 60% увеличено производство картофеля (723,5 тыс. тонн).
Увеличено производство таких высокорентабельных культур, как подсолнечник, рапс, кукуруза на зерно, валовый сбор которых вырос в десятки, а в некоторых случаях и сотни раз по сравнению с 1990 годом.
Поддержка крупных инвестиционных проектов на основе передовых технологий обеспечила положительную динамику в животноводстве.
В 2012 году во всех категориях хозяйств произведено 220 тыс. тонн мяса, превысив уровень 1990 года на треть, производство мяса птицы возросло в 4 раза, свинины - на 16%, яйца - на 26%.
Одним из ведущих направлений животноводства становится производство "мраморного мяса", в проект по производству которого активно включились фермерские хозяйства. Поголовье мясного крупного рогатого скота только за последние три года увеличилось в 10 раз.
Удалось добиться высокой продуктивности молочного стада - 5271 кг. Рост к 2011 году составил 103%, к 1990 году - 187%.
В текущем году будут сохранены заданные темпы в растениеводстве и обеспечено ускоренное развитие животноводства, особенно молочного направления.
Уважаемые депутаты!
Поступательное развитие экономики является реальностью. На первое место сегодня и время и люди выдвигают задачу улучшения качества жизни.
Интенсификация сельскохозяйственного производства привела к высвобождению рабочей силы из аграрного сектора. За 10 лет численность занятых в сельхозпредприятиях сократилась почти в 2 раза.
Поэтому особую значимость приобретает развитие малых форм хозяйствования. Именно они играют роль социального "буфера", обеспечивая занятость сельского населения.
Малые формы хозяйствования производят треть валовой продукции сельского хозяйства, их доля в общей численности занятых в сельскохозяйственном производстве - более 50%.
Имея в пользовании 13% всех сельхозугодий области, малые формы хозяйствования являются основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод, на треть обеспечивают область молоком.
Вместе с тем доля хозяйств, занятых товарным производством, остается невысокой. Интеграция их в экономический оборот возможна через создание кооперативов. Именно кооперация обеспечивает стабильный мир в обществе и прибыль для всех.
Целенаправленная работа по ее развитию является ключевым направлением деятельности органов власти области. И уже в 2012 году получен ощутимый результат. По количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкая область является лидером в ЦФО и занимает 3 место в России (в 2011 году - 6 место).
Сегодня в области зарегистрировано 364 сельскохозяйственных потребительских кооператива, более половины из которых (202 кооператива) созданы в 2012 году. Кооперацией охвачено практически каждое сельское поселение.
Развитие кооперации позволило вовлечь в экономическую деятельность сельское население. Количество членов кооперативов за год возросло в 2,6 раза и составило 4,5 тыс. ед. В 2012 году кооперативами области было закуплено сельхозпродукции на сумму 3,9 млрд. руб. (в 2,6 раза больше 2011 года).
В целях дальнейшего стимулирования развития кооперативного движения разработан проект Государственной программы "Развитие кооперации в Липецкой области". Это масштабный стратегический документ, в рамках которого предусматривается широкий комплекс мер поддержки кооперации в сфере растениеводства и животноводства, кредитной кооперации, промышленности, транспорта, социального и бытового обслуживания, туризма, дошкольного образования и народных промыслов.
В рамках Государственной программы будет налажено взаимодействие участников рынка по всей цепочке товародвижения от производителя до потребителя через развитие сети специализированных кооперативных магазинов, строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и оптово-распределительных центров, продвижение продукции кооперативов в региональные и федеральные торговые сети.
Особенностью Государственной программы станет формирование вертикальной трехуровневой системы управления "область-район-поселение", основанной на скоординированных действиях всех участников.
Ключевая роль реализации программы отводится поселениям. Именно на этом уровне необходимо донести идеи кооперации до каждого сельского жителя, найти и объединить активных людей.
К 2020 году мы вовлечем в экономический оборот 40% личных подсобных хозяйств.
Социальную стабильность в обществе, социально справедливые производственные отношения обеспечит создание народных предприятий.
В прошедшем году была сформирована нормативная база, необходимая для создания народных предприятий, организовано методическое и консультативное сопровождение этой работы. Принята программа "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012 - 2014 годы", аналогов которой в России нет.
В текущем году мы планируем не только расширить меры поддержки в рамках Программы (компенсировать часть затрат по уплате лизинговых платежей, а также предоставить субсидии некоммерческой организации "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" на создание фонда развития народных предприятий в целях предоставления займов), но и распространить их на закрытые акционерные общества, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к народным предприятиям, за исключением минимальной численности (менее 51 человека).
Первые шаги по созданию народных предприятий в области сделаны, созданы три народных предприятия (ЗАО НП "Данковская слобода" по производству стройматериалов в ОЭЗ "Данков", ЗАО НП "Ремонтно-строительная компания" Данковский район, и ЗАО "Народное предприятие "Экспресс Липецк").
Работа эта будет продолжена, в данной сфере нам нужен прорыв.
Уважаемые депутаты!
Это задача не только органов власти, но и от Вас здесь зависит многое. Вы находитесь в тесном контакте со своими избирателями, знаете их нужды, проблемы и можете объяснить им преимущества коллективных производственных отношений.
Малый и средний бизнес - это основа стабильности всех развитых экономик. Сегодня малый бизнес области представляют 45 тысяч субъектов и треть трудоспособного населения. Оборот малого предпринимательства за год увеличился почти на 9 млрд. руб. до 225 млрд. руб. Это 26% от общего оборота всех предприятий области.
За прошедший год предприниматели создали 8,4 тыс. новых рабочих мест или две трети от всех рабочих мест, созданных в экономике.
По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" Липецкая область в 2012 году вошла в десятку регионов, которые сами предприниматели признали наиболее безопасными и удобными для ведения бизнеса. А это значит, что та система поддержки, которую мы выстроили, работает успешно.
В прошедшем году совокупная поддержка малого бизнеса в рамках всех программ и механизмов превысила 1 млрд. руб. Условия предоставления микрозаймов в областном Фонде поддержки максимально приближены к зарубежным стандартам, процентная ставка - от 1 до 7 процентов годовых - существенно ниже предлагаемой банками.
Малый бизнес, наряду с кооперацией, служит основным катализатором развития сельских территорий. Из получивших поддержку в 2012 году проектов - 70% реализуются в районах.
Отрадно, что в бизнес идет молодежь. В прошедшем году гранты на открытие собственного дела получили почти 300 молодых людей.
С учетом повышения в 2013 году налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей (за счет фиксированных платежей в Пенсионный фонд) мы продолжим поддерживать наиболее уязвимые категории - индивидуальных предпринимателей и микропредприятия с численностью до 30 человек.
Увеличил объемы работ строительный комплекс области. Строительных работ выполнено на сумму 31,6 млрд. рублей, что на 2,3% больше, чем в 2011 году, это 6 место в ЦФО.
В 2012 году введено 807,9 тыс. квадратных метров жилья, или почти 0,7 квадратных метра на жителя области, это - 3 место среди субъектов Центрального федерального округа после Московской и Белгородской областей и 5 место - среди субъектов Российской Федерации.
Наиболее значительные объемы жилья вводятся в г. Липецке. Это микрорайон "Университетский" (47,8 тыс. кв. м), 28 - 29 микрорайоны (48,3 тыс. кв. м), на улице 50 Лет НЛМК (8,1 тыс. кв. м)
Значительную долю - 75% занимает индивидуальное жилищное строительство. Его ввод составил 601 тыс. кв. м или на треть больше чем в 2011 году.
Ведется строительство коттеджных поселков "Субурбия" в с. Бутырки Грязинского района (общей площадью 7,2 тыс. кв. м), с. Ленино (91 дома 11,9 тыс. кв. м) и поселка "Ясная поляна" (60 домов 7,8 тыс. кв. м) Липецкого района, д. Хмелинец Елецкого района (93 дома 10,4 кв. м), в г. Усмани (160 домов 12,8 тыс. кв. м). Это далеко не полный перечень данных проектов.
Всего в 2012 году новоселье справили свыше 5,6 тыс. семей, из них почти 2,4 тыс. семей - в собственных домах, что на 340 семей больше предыдущего года.
Обеспечение граждан доступным жильем продолжает оставаться одним из важных приоритетов работы администрации области. За прошлый год финансовая поддержка жилищного строительства выросла на 31% и составила 2577,7 млн. руб. или около 500 тыс. руб. на 1 семью, справившую новоселье.
В рамках жилищных программ направлено 511,4 млн. руб. на социальные выплаты (данную поддержку получили 798 семей, из них 487 молодых семей и специалистов, 196 семей - на рождение ребенка).
Из федерального бюджета направлено 110,6 млн. руб. на обеспечение жильем 102 семей граждан, уволенных с военной службы, выезжающих из районов Крайнего Севера, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, ветеранов боевых действий и инвалидов.
На обеспечение жильем ветеранов направлено 280,1 млн. руб. Новое жилье получили 280 ветеранов, а в 2013 году планируется полностью решить проблему жилья для еще 192 фронтовиков.
Материнским капиталом для улучшения жилищных условий воспользовались около 4,5 тыс. семей (4436) в сумме почти 1,5 млрд. руб. (1469,1 млн. руб.).
На строительство объектов коммунальной инфраструктуры в новых районах массовой многоквартирной и малоэтажной застройки использовано 6,5 млн. руб.
Увеличение объемов государственной поддержки привело к росту рынка ипотечного жилищного кредитования. В минувшем году выдано 6,1 млрд. руб. ипотечных кредитов, что на 2,2 млрд. руб. (на 56,4%) выше уровня 2011 года.
В 2013 году сохранятся все виды социальной поддержки граждан по улучшению жилищных условий.
Будет введено в эксплуатацию 854 тыс. кв. м жилья или 0,75 кв. м на человека, в том числе свыше 60% - жилья эконом - класса для обеспечения его доступности для широких категорий граждан. Для граждан с невысокими доходами будет построено не менее 100 квартир с целью их предоставления в аренду.
В 2012 году на строительство и капитальный ремонт социальных объектов из областного бюджета было выделено 720 млн. руб., из федерального бюджета привлечено еще 429 млн. руб., что в 3 раза больше, чем в 2011 году.
Эти средства позволили ввести в эксплуатацию школу на 960 мест в пос. Лев-Толстой, плавательные бассейны в с. Доброе и с. Красное, спортивный комплекс с катком в г. Усмани, центр временного размещения переселенцев в Грязинском районе, завершена реконструкция помещений онкологического диспансера под установку высокотехнологичного медицинского оборудования, реконструкция очистных сооружений в с. Становое. На средства областного фонда софинансирования расходов и муниципальных бюджетов отремонтированы 12 детских садов, 15 школ, 10 домов культуры, 10 объектов различной социальной направленности.
Всего за пять последних лет на переселение и капитальный ремонт направлено 5,2 млрд. руб., в том числе за счет средств Фонда - 3,6 млрд. руб.
Аварийный жилищный фонд области составляет 76 тыс. кв. м жилья.
Ликвидировано 89 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено в благоустроенное жилье более 6 тыс. человек. Капитально отремонтировано около 1,5 тыс. домов, почти 134 тыс. человек улучшили условия проживания, в том числе в 2012 году - 8,6 тыс. человек.
Сотрудничество с Фондом содействия реформированию ЖКХ будет продолжено. В 2013 году для Липецкой области на капремонт и расселение аварийного жилья предусмотрено 356 млн. руб. средств Фонда.
К концу 2015 года весь аварийный жилищный фонд будет ликвидирован.
На обеспечение комфортного проживания наших граждан направлена работа жилищно-коммунального комплекса области.
В области 96,2% (1120,8 тыс. человек) населения обеспечены качественной питьевой водой и 98% - централизованным водоснабжением (1143,1 тыс. чел.).
В 2012 году, несмотря на дефицит средств, напряженно велась работа по развитию систем водоснабжения и водоотведения. На эти цели из всех источников финансирования направлено около 300 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 5,6 млн. руб., областного бюджета - 88 млн. руб., местных бюджетов - 118 млн. руб. В результате - улучшено качество водоснабжения для 28 тыс. человек.
Модернизация водо-канализационного хозяйства будет продолжена.
Сегодня одна из основных проблем в ЖКХ, волнующая всех жителей области - стоимость жилищно-коммунальных услуг. Решение ее невозможно без наведения порядка в учете ресурсов. Для этого будет создан и размещен на сайтах городов и районов единый реестр общедомовых площадей, разработаны графики установки общедомовых приборов учета. До 1 июля текущего года оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета должно быть завершено.
Ведется работа по устройству в домах автоматизированных тепловых пунктов (АТП), регулирующих подачу тепла в зависимости от внешней температуры воздуха - установлено 425 АТП.
В 2012 году построено и модернизировано 15 источников теплоснабжения с установкой энергоэффективного оборудования, переведено на автономное поквартирное теплоснабжение 211 квартир в 15 домах.
Малоэтажный жилой фонд будет переведен на локальные источники тепла (там, где это целесообразно) до начала отопительного сезона 2014 - 2015 г.г.
В 2012 году сформирован региональный дорожный фонд с объемом 3 млрд. руб.
Мы смогли отремонтировать 117,6 км региональных дорог (в 7,6 раза больше, чем в предыдущем году), реконструировать и отремонтировать более 222 п.м. мостовых сооружений.
Вокруг города Липецк продолжено строительство транспортного кольца, которое обеспечит транспортные связи ОЭЗ федерального уровня "Липецк" с федеральной сетью дорог (автодорога "Восточный обход промышленной зоны г. Липецка").
Впервые стали выделяться средства на строительство и ремонт дорог муниципальным образованиям, в том числе сельским поселениям. Была продолжена работа по ремонту внутриквартальных дорог и придомовых территорий.
Построено и реконструировано 6,8 км автомобильных дорог местного значения, отремонтировано 222,5 км дорог и 316,2 тыс. кв. м дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним.
В 2013 году на дорожную деятельность планируется направить более 3,5 млрд. руб.
Большой объем работ предстоит на завершении строительства первой очереди 1 "Б" пускового комплекса автодороги "Восточный обход промышленной зоны г. Липецка". Планируется ввести в эксплуатацию 1,75 км дороги с четырьмя путепроводами протяженностью почти 700 п.м.
Будет построена дорога к ОЭЗ "Елецпром", мостовой переход через реку Снова в Становлянском районе, реконструирован мостовой переход через реку Воловчик в Воловском районе, отремонтировано 147 км. региональных дорог и 178 п.м. мостовых сооружений.
Из дорожного фонда области будет направлено в муниципальные образования 904 млн. руб., что на 25% выше, чем в прошлом году.
В 2013 году будут решены стратегические вопросы развития аэропорта - это реконструкция взлетно-посадочной полосы, обустройство пункта пограничного пропуска, передача на федеральный уровень управления воздушным движением.
Все это позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность нашей области.
В 2013 - 2015 годы на базе аэропорта будет закончено формирование и полное развитие интермодального центра.
Динамичное развитие области увеличивает техногенную нагрузку на природную экологическую систему.
Для улучшения экологической обстановки будут реализованы четыре основных направления.
Первое. Будет разработан и реализован комплекс мер по созданию условий, направленных на ликвидацию последствий накопленного экологического ущерба на территории области.
Второе. До 1 января 2016 года будет завершено строительство полигонов захоронения твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающих мощностей и очистных сооружений.
Третье направление - это развитие малой энергетики.
Четвертое - это очистка лесов и использование заготавливаемой при уходе за лесами древесины, что позволит улучшить санитарное состояние и в значительной степени обеспечит пожарную безопасность лесов области.
Уважаемые депутаты!
Отчет о состоянии социальной сферы начну со здравоохранения.
В течение последних двух лет в рамках инициированной Президентом РФ Путиным В.В. программы модернизации здравоохранения проведена значительная работа по обновлению инфраструктуры лечебных учреждений и переоснащению отрасли, оптимизации логистики оказания медицинской помощи.
На эти цели израсходовано 3 млрд. 600 млн. рублей. По итогам реализации Программы Липецкая область признана одной из лучших в России:
- капитально отремонтировано 43 лечебных объекта;
- установлено более 6 тысяч единиц современного медицинского оборудования, что является, безусловно, прорывом в обеспечении прогрессивных, высокоэффективных методик диагностики и лечения;
- в 35 медицинских учреждениях лечение проводится по новым федеральным стандартам медицинской помощи (46 стандартов). При этом стандарты лечения внедрены именно по тем заболеваниям, которые являются основными причинами смертности населения;
- 28 медучреждений предоставляют телемедицинские консультации;
- все поликлиники подключены к единой базе "Электронная регистратура".
Первые результаты Программы мы ощутили уже в прошедшем году, когда удалось снизить смертность трудоспособного населения на 4,3%, в том числе от болезней системы кровообращения - на 3,3%, новообразований - на 1,5%.
Формируется трехуровневая система медицинской помощи.
Первый уровень - учреждения "шаговой доступности": поликлиники, ФАПы, центральные районные больницы.
Второй уровень - многопрофильные межмуниципальные центры (35) специализированного лечения. Территориально они локализованы так, чтобы любой больной мог добраться до них в течение часа.
Третий уровень - областные больницы и диспансеры специализированной и высокотехнологичной медпомощи. Три наших ведущих больницы - областная клиническая и детская, онкодиспансер оказывают высокотехнологичную помощь.
Таким образом, для всех людей, независимо от места жительства, созданы одинаковые условия для лечения на современном оборудовании. Отработана маршрутизация пациентов, то есть в любом селе врач знает, в какой межмуниципальный центр направить обратившегося человека для дальнейшего лечения.
До конца текущего года трехуровневая система должна заработать в полной мере.
В центре нашего внимания будет решение проблем профилактики и качества медицинской помощи, диспансеризации населения. И мы ставим задачу - уже к концу 2013 года увеличить диспансеризацию с 45% до 75%. Система здравоохранения в ближайшее время должна пройти путь от лечения запущенных больных до поддержания здоровья здоровых людей.
Развитие инфраструктуры здравоохранения, внедрение прогрессивных методик оказания медицинской помощи позволяет нам повышать качество медицинской помощи, спасать больше человеческих жизней.
Строительство терапевтического корпуса областной клинической больницы (стоимость 722 млн. рублей), оснащение самой современной аппаратурой и преобразование его в прошедшем году в региональный сосудистый центр, способный оказывать высокотехнологичную помощь, позволило спасти жизнь более 6 тысячам жителей области.
С 2010 года количество операций в центре выросло более чем в 1,5 раза. В настоящее время проводятся операции на сердце и сосудах, в том числе стентирование. С острым инфарктом миокарда спасено 1624 человеческих жизни.
Оснащение областного онкологического диспансера дорогостоящем высокотехнологичным оборудованием (стоимостью около 700 млн. руб.) позволило реализовать самые современные технологии лечения. Как результат, только за прошедший год спасена жизнь 17 тысячам онкобольных.
Отделения реанимации, организованные в 4-х районах, расположенных на трассе "Дон": в Задонском, Становлянском, Елецком и Хлевенском обеспечивают своевременную и квалифицированную помощь пострадавшим в ДТП. За последние 2 года была сохранена жизнь около 5 тыс. человек.
Системные меры по дооборудованию, реконструкции, внедрению новых технологий детских медицинских учреждений позволили улучшить качество лечения детей, а также выходить 146 новорожденных с экстремально низкой массой тела (меньше 1 кг).
Введенная в эксплуатацию поликлиника N 7 г. Липецка обеспечивает первичную медицинскую помощь ежедневно для 800 липчан.
Решается проблема дефицита медицинских кадров, особенно в сельской местности.
В прошлом году 73 молодых специалиста, приступивших к работе в сельских больницах, получили по 1 млн. рублей. Дополнительно введены региональные выплаты выпускникам медицинских ВУЗ (ов) (по 200 тыс. рублей - на селе и по 100 тыс. руб. - в городе). Кроме того, выплачивается компенсация за найм жилья, для врачей и медсестер повышены размеры поощрительных премий за качество работы.
Будет реализован комплекс мер по развитию кадров здравоохранения и решению их жилищных вопросов.
Результатом реализации масштабных проектов в сфере улучшения здоровья населения, усиления социальной поддержки материнства и детства стало улучшение демографических показателей.
В 2012 году коэффициент рождаемости составил 11,6 на 1 тыс. жителей - это самый лучший показатель за последние 12 лет.
Лидерами по уровню рождаемости являются Грязинский (14,3 на 1 тыс. жителей), Липецкий (13,8) и Усманский (12,5) районы. Здесь созданы оптимальные условия для жизни граждан.
В тройке отстающих - Хлевенский (9,3 на 1 тыс. жителей), Становлянский (9,9) и Измалковский (10,2) районы.
Смертность удалось удержать на уровне прошлого года, когда было достигнуто самое низкое значение за последнее десятилетие. Как результат, индекс естественной убыли населения сократился до -3,7 человек на 1000 жителей, или на 18% - здесь мы в пятерке лидеров в ЦФО.
В области практически полностью завершена программа строительства плавательных бассейнов в каждом муниципальном образовании. Возможность заниматься плаванием в своем городе или райцентре теперь есть у каждого жителя.
Всего функционируют 38 плавательных бассейнов, два лыжных физкультурно-спортивных комплекса, три ледовых дворца (два в г. Липецке и один в г. Усмани). А обеспеченность плоскостными спортсооружениями (всего их около 1800) в 2 раза выше, чем в ЦФО и на 40% выше, чем в среднем по России.
Только в 2012 году спортивная инфраструктура пополнилась тремя бассейнами (в с. Доброе, Красное, г. Липецке), многопрофильным и ледовым дворцами спорта в Усманском районе и спортивным залом в школе N 55 областного центра.
Но мы идем дальше, строим новые спорткомплексы, ведь только физкультура и спорт помогут уберечь наших детей от вредных привычек.
Сегодня ведется строительство ледовых дворцов в г.г. Ельце и Задонске, многофункционального спорткомплекса в Липецке, который станет одним из крупнейших объектов в Центральной России. Проект включает в себя ледовую арену, многофункциональную спортивную арену, 50-метровый бассейн и тренировочный каток. Спорткомплекс с бассейном будет построен в поселке Газопровод Елецкого района.
Итог этой работы - неуклонное повышение здоровья жителей области и рост числа сторонников здорового образа жизни, что мы и отмечаем в последние годы. Занятиями физкультурой и спортом охвачено 23% населения, в том числе детей - 29%.
Формировать приверженность населения к здоровому образу жизни должны также принимаемые в области меры по снижению уровня потребления алкогольной продукции. Всем давно известно, что проблема злоупотребления алкоголем является одной из наиболее социально значимых и актуальных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации составляют от 2 до 5% ВВП.
Введение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории области - это лишь одна из многочисленных мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.
Эффект "трезвости" не может быть быстрым. Вместе с тем, принятые ограничительные меры позволили обеспечить снижение потребления алкогольной продукции и пива более чем на 200 тыс. дкл. По итогам 2012 года розничная продажа водки по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 8%, вина - на 3%, шампанского и игристых вин - на 10%, пива - на 2%.
Это способствовало улучшению социально-политического здоровья общества: количество отравлений алкоголем и его суррогатами сократилось на треть по сравнению с 2011 годом, число правонарушений в общественных местах снизилось на 13%, погибших от ненасильственных причин в состоянии алкогольного опьянения - на 6,4%.
Уважаемые депутаты!
Нам необходимо объединить усилия в борьбе с алкоголизацией общества и с не менее опасным злом - табакокурением.
Образование является самой ресурсоемкой отраслью социальной сферы, потому что именно там формируется наше будущее. Пятая часть (26%) консолидированного бюджета области - это расходы на образование.
С 2011 года область участвует в проекте по модернизации региональных систем общего образования. За 2 года из федерального и областного бюджетов на эти цели было направлено около 0,7 млрд. руб.
Благодаря этим вложениям сегодня 67% школ области соответствуют всем современным требованиям обучения (за год рост на 20 п.п.):
- в регионе нет ветхих школьных зданий, и только 5 школ требуют капитального ремонта (снижение за год на 3);
- все школы подключены к сети Интернет и оснащены компьютерной техникой;
- в 32 школах внедрены дистанционные технологии обучения;
- все первые классы оснащены интерактивными досками.
В прошедшем году введена в эксплуатацию новая школа в пос. Лев-Толстой, спортивный зал в школе N 55 г. Липецка, строится школа в новом микрорайоне (N 28) г. Липецка.
Модернизация образовательного процесса - это рост на 35% числа инновационных школ, двукратный рост охвата учащихся профильным обучением (до 53%).
В соответствии с реальными потребностями экономики в системе профобразования формируются производственно-образовательные кластеры.
Металлургический кластер уже функционирует и на 90% покрывает потребности в восполнении высокопрофессиональных кадров в металлургии.
В 2013 году такие кластеры будут созданы в машиностроительном, агропромышленном и строительном секторах.
Особое внимание уделяется решению таких социальных вопросов, как снижение очередности в детские сады.
В 2012 году создано около 1700 дополнительных мест для дошколят. Благодаря поддержке нового для нас направления в бизнесе - социального предпринимательства - открыты 3 новых частных детских сада на 141 место. В 2013 году число мест в детских садах предполагается увеличить почти на 2 тысячи, из них 500 - за счет нового строительства.
В соответствии с Указом Президента РФ к 2015 году будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. На сегодня проблема нехватки мест в детских садах полностью решена в 9 районах области.
Будет повышаться социальный статус педагогов. В областном бюджете на текущий год предусмотрено 800 млн. руб. на дальнейшее повышение заработной платы и на улучшение жилищных условий всех работников образования.
Важное направление - забота о социально уязвимых категориях населения. На реализацию мероприятий по социальной защите граждан из областного бюджета направлено 3,5 млрд. руб. Получателями социальной поддержки является около 400 тыс. жителей области.
Нашим главным приоритетом всегда остается семья и дети.
Мы создаем все условия для того, чтобы семья с тремя детьми стала нормой. За последние 5 лет количество многодетных семей выросло на треть, и сегодня их уже около 8 тысяч.
В регионе выстроена четкая система, позволяющая найти замещающую семью для большинства детей-сирот.
Благодаря активной работе по семейному устройству и раннему выявлению семейного неблагополучия ежегодно снижается количество выявляемых детей-сирот. В прошлом году выявлено 298 детей, 82% из них устроены в семьи. Это очень хороший показатель.
Принимаются меры по обеспечению жильем сирот.
В 2012 году жильем обеспечены 148 человек, что в 2 раза больше, чем в 2011 году. В текущем году будет приобретено для детей-сирот 220 жилых помещений.
С 1 января 2013 года область взяла на себя ряд новых социальных обязательств. Приемному родителю, усыновившему ребенка старше 7 лет или ребенка-инвалида будет выплачиваться 50 тысяч рублей.
К 2018 году будет вдвое уменьшено количество детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка. Приоритет в этой работе, прежде всего, останется за развитием института семьи, за профилактикой и ранним выявлением семейного неблагополучия.
Липецкая область стала первой и пока единственной областью в России, где в рамках административной реформы удалось создать единую сеть современных высокотехнологичных центров оказания услуг, включающую помимо 20 МФЦ 68 информационных терминалов, подключенных к системе, установленных в сельских администрациях. Жители отдаленных сел через эти терминалы могут обращаться в удаленные офисы МФЦ.
В МФЦ области предоставляется в среднем 300 видов государственных и муниципальных услуг, доступ к которым имеют все жители региона. Охват населения области услугами МФЦ составляет 100%.
Качественно предоставленная государственная и муниципальная услуга повышает доверие граждан к власти. Поэтому МФЦ - это еще и залог социальной стабильности.
Уважаемые депутаты!
Главный результат развития области - повышение качества жизни липчан. По рейтингу Российского информационного агентства по данному показателю Липецкая область занимает 14 место среди регионов Российской Федерации.
В 2012 году в нашей области родилось 13,5 тысяч детей - это максимальное за последние 20 лет значение. Высокий рост рождаемости - следствие не только ежегодно наращиваемой эффективной поддержки семей с детьми, но и укрепления у нашей молодежи чувства надежности в завтрашнем дне.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70 лет.
Созданы предпосылки для улучшения качества жизни людей, но логика жизни такова, что потребности человека и требования к власти постоянно увеличиваются. Соответствовать современным запросам времени и общества можно только путем консолидации усилий власти, депутатского корпуса и общественности.
Благодарю за внимание!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 24 апреля 2013 г. N 431-пс "Об отчете главы администрации Липецкой области о результатах деятельности администрации области за 2012 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 15 мая 2013 г. N 92