Рассмотрев отчет "О работе Счетной палаты города Липецка в 2012 году", представленный председателем Счетной палаты города Липецка, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии Липецкого городского Совета депутатов по экономике, бюджету и муниципальной собственности, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Отчет "О работе Счетной палаты города Липецка в 2012 году" принять к сведению (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в областной газете "Липецкая газета".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого |
И.В. Тиньков |
Секретарь сессии |
А.А. Соколов |
Отчет
о работе Счетной палаты города Липецка в 2012 году
Принят решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 26.03.2013 N 599
1. Вводные положения.
Отчет о деятельности Счетной палаты города Липецка в 2012 году подготовлен к рассмотрению Липецким городским Советом депутатов в соответствии с требованиями статьи 21 Положения "О Счетной палате города Липецка".
Отчет рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты города Липецка.
В отчете отражена деятельность Счетной палаты города Липецка (далее Счетная палата) по реализации задач, определенных Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом РФ, Положениями "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке" и "О Счетной палате города Липецка".
Счетная палата наделена полномочиями органа муниципального финансового контроля и является участником всех этапов бюджетного процесса.
Основными задачами Счетной палаты в 2012 году являлись:
- организация и осуществление контроля за исполнением бюджета города, экспертиза проектов бюджета города;
- контроль за законностью, эффективностью и целесообразностью использования средств бюджета города;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города;
- реализация результатов контрольных мероприятий и внесение предложений и рекомендаций органам местного самоуправления по улучшению организации деятельности в области городских финансов.
2. Основные показатели и результаты деятельности Счетной палаты в 2012 году.
Исходя из необходимости реализации поставленных задач Счетная палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и информационную деятельность.
Планом работы на 2012 год, сформированным с учетом предложений Липецкого городского Совета и администрации города, и утвержденным решением Коллегии Счетной палаты, предусматривалось проведение 32 контрольных мероприятий, экспертно-аналитическая работа по проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение городского Совета, организационно-методическая и информационная работа по реализации материалов проверок, участие в работе коллегиальных органов администрации города и Липецкого городского Совета депутатов. В отчетном году выполнено 33 контрольных мероприятия, для проведения которых потребовалось провести 49 проверок.
Кроме того, проведено 115 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых подготовлено 83 заключения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления и городским целевым программам.
Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за последние 5 лет представлена на диаграмме (рис. 1).
В отчетном году контрольные мероприятия проводились в 62 объектах. Контролем охвачена деятельность 22 отраслевых департаментов и структурных подразделений администрации города, 31 муниципального учреждения, 7 муниципальных предприятий и 2 прочие организации.
В ходе контрольных мероприятий проведено 12 встречных проверок организаций и учреждений, имеющих финансовые или хозяйственные взаимоотношения с проверяемым объектом.
Использовались и другие формы и методы финансового контроля - обследования, осмотры, инвентаризации, привлечение специалистов-экспертов.
Контрольные мероприятия по использованию средств, выделяемых в рамках городских целевых программ проводились с использованием элементов аудита эффективности использования бюджетных средств.
Из общего числа контрольных мероприятий инициировано:
Липецким городским Советом депутатов |
- 14 проверок (42%) |
Администрацией города |
- 9 проверок (27%) |
Счетной палатой и во исполнение обязательных требований бюджетного законодательства |
- 10 проверок (31%) |
Объем бюджетных средств, охваченных контролем в 2012 году, составил 7536,5 млн. руб., из которых:
2251,4 млн. руб. |
- проверено в ходе внешней проверки исполнения бюджета и составления бюджетной отчетности |
2910,5 млн. руб. |
- проверки эффективности, обоснованности и целевого использования расходов на конкретные объекты и целевые программы |
158,1 млн. руб. |
- проверки доходных источников |
2216,5 млн. руб. |
- контрольные мероприятия, проводимые в отношении гарантийных обязательств и заемных средств |
Динамика объема бюджетных средств охваченных контрольными мероприятиями в 2008 - 2012 годах приведена на диаграмме (рис. 2).
В ходе проведенных контрольных мероприятий устанавливались различные факты финансовых нарушений и недостатков.
Итоговые данные о выявленных финансовых нарушениях характеризуются следующими показателями:
|
|
Кол-во случаев |
Сумма, млн. руб. |
1. |
Нарушения и недостатки при исполнении бюджета |
40 |
253,5 |
1.1. |
при зачислении средств в бюджет |
- |
- |
1.2. |
при предоставлении бюджетных средств |
2 |
19,2 |
1.3. |
при расходовании бюджетных средств |
38 |
234,3 |
|
из них |
|
|
1.3.1. |
нецелевое использование |
3 |
14,2 |
1.3.2. |
неэффективное использование |
8 |
82,1 |
1.3.3. |
необоснованное использование |
27 |
138,0 |
2. |
Нарушения и недостатки при работе с муниципальной собственностью |
6 |
46,0 |
3. |
Нарушения и недостатки при планировании получения и расходования бюджетных средств |
16 |
96,4 |
3.1. |
при подготовке, представлении и рассмотрении проекта бюджета |
3 |
- |
3.2. |
при подготовке и утверждении муниципальных заданий бюджетных и автономных учреждений |
4 |
- |
3.3. |
при утверждении целевых программ |
9 |
96,4 |
4.0. |
Иные нарушения и недостатки |
15 |
87,1 |
4.1. |
в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций |
6 |
64,6 |
4.2. |
в деятельности муниципальных предприятий и автономных учреждений |
9 |
22,5 |
Как видно из приведенных данных, количество выявляемых финансовых нарушений остается довольно существенным.
По итогам контрольных мероприятий 2012 года выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 483,1 млн. руб., из которых более половины (253,5 млн. руб.) составляют нарушения, допущенные при исполнении бюджета.
В соответствии с классификатором нарушений, разработанным Счетной палатой РФ к данной группе нарушений относятся все факты нецелевого, неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств, влекущие недопоступление средств в бюджет, безрезультатные, непроизводительные и избыточные расходы бюджета города.
В отчетном году фиксировались случаи завышения начальной цены контракта при закупках продукции, работ и услуг для муниципальных нужд, приобретение оборудования и материалов по ценам значительно превышающим сложившиеся на товарном рынке, длительное неиспользование оборудования, закупленного за счет бюджетных средств. В целом установлены факты неэффективного использования бюджетных средств на сумму около 82,0 млн. рублей.
В отдельную группу выделены нарушения и недостатки, допущенные при планировании бюджетных расходов на финансирование муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям и финансирование городских целевых и ведомственных программ.
В отчетном году внедрена практика финансово-экономической экспертизы городской целевой программы до ее утверждения. По результатам таких экспертиз, сумма запрашиваемых финансовых ресурсов на финансирование программных мероприятий была уменьшена на 96,4 млн. рублей.
В структуре выявленных нарушений значительное место занимают нарушения и недостатки по учету и распоряжению муниципальной собственностью. В отчетном году выявлено 6 случаев таких нарушений на общую сумму 46,1 млн. рублей.
Информация о выявленных нарушениях по каждой проверке в установленный срок направлялись Главе города Липецка, председателю Липецкого городского Совета депутатов, другим заинтересованным органам. В 2012 году направлено 85 информаций и копий актов проверок. Кроме того, 19 материалов проверок направлено в правоохранительные органы.
Распорядителям бюджетных средств, руководителям предприятий и учреждений выписано 54 представления и 2 предписания, 49 представлений снято с контроля.
По всем предписаниям и представлениям получены ответы, в которых, как правило, содержалась информация о выполнении предложений Счетной палаты, либо о том, что предложения будут учтены в дальнейшей деятельности.
Достоверность сведений, указанных в ответах, проверяется инспекторами Счетной палаты, как при очередных плановых контрольных мероприятиях, так и при проведении мероприятий последующего контроля.
Материалы проверок регулярно рассматривались на заседаниях коллегиальных органов Липецкого городского Совета депутатов и Администрации города.
В 2012 году рассмотрены на заседаниях постоянных профильных комиссий городского Совета материалы 12 проверок, на заседаниях Малого Совета администрации г. Липецка - 10 проверок.
К виновным в допущенных нарушениях лицам применялись меры дисциплинарного взыскания.
По результатам проверок устранено финансовых нарушений на сумму 184,0 млн. руб., в том числе восстановлено в бюджет, включая дополнительно выполненные работы и оказанные услуги - 104,8 млн. руб.
В целях повышения эффективности работы Счетной палаты, разработки методологии контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, рассмотрения вопросов планирования, результатов контрольных мероприятий функционировала Коллегия Счетной палаты.
В отчетном году подготовлено и проведено 9 заседаний Коллегии, на которых рассмотрено 14 вопросов, в числе которых:
- рассмотрение возражений по результатам контрольных мероприятий;
- отчет о работе Счетной палаты за 2011 год;
- о плане работы Счетной палаты на 2013 год и внесение изменений в план работы 2012 года;
- об утверждении стандарта финансово-экономической экспертизы проектов городских целевых программ.
В работе коллегии принимали участие депутаты Липецкого городского Совета, руководители департаментов и управлений администрации города, работники аппарата Липецкого городского Совета.
3. Контроль за использованием бюджетных средств по отраслям городского хозяйства, управлением и распоряжением муниципальной собственностью.
В 2012 году Счетная палата уделяла основное внимание контролю за соблюдением законодательства главными распорядителями и распорядителями средств бюджета в различных отраслях городского хозяйства.
Структура контрольных мероприятий по отраслям представлена на следующем рисунке.
3.1. Финансирование инвестиций.
В отчетном году наибольшая доля контрольных мероприятий (27%) проводилась в сфере контроля за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Повышенный контроль за использованием средств при строительстве и реконструкции объектов городского хозяйства и социальной сферы связан со сложившимся повышенным риском их незаконного использования, значительными объемами бюджетных средств направляемыми в эту сферу, а также с тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направленных на капитальные вложения, осуществляется органами, созданными представительным органом местного самоуправления.
В 2012 году в сфере капитальных вложений проведены следующие контрольные мероприятия:
- Строительство сосудистого центра (в рамках Программы модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011 - 2012 годы) (75,0 млн. руб.)
- Строительство спортивного зала МОУ СОШ N 55 по ул. Космонавтов (79,4 млн. руб.)
- Реконструкция и ремонт городского родильного дома N 1 (101,0 млн. руб.)
- Строительство здания офиса врачей общей практики со служебной квартирой в пос. 10-я шахта (18,4 млн. руб.)
- Строительство поликлиники в 26 микрорайоне города Липецка (311,6 млн. руб.)
- Водоснабжение ДОУ N 5 и школы N 57 в пос. Новая жизнь (1,6 млн. руб.)
- Капитальный ремонт ледовой арены СК "Звездный" (42,0 млн. руб.)
- Финансирование проектных работ (4,9 млн. руб.)
Учитывая, что в 2011 - 2012 годах значительные средства выделялись в рамках Программы модернизации здравоохранения Липецкой области на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения города, основные контрольные мероприятия проводились именно в этой сфере. Объем охваченных контролем бюджетных инвестиций составил более 0,5 млрд. рублей. Заказчиками работ при строительстве данных объектов выступали как специализированное муниципальное учреждение "Управление строительства города Липецка", так и непосредственно муниципальные учреждения здравоохранения. Необходимость проведения работ и всех конкурсных процедур в сжатые сроки, с целью своевременного освоения выделенных бюджетных средств, в том числе федерального и регионального бюджета, породила ряд финансовых нарушений:
- не соблюдались сроки выполнения работ, определенные проектом организации строительства;
- допускались факты оплаты за невыполненные, но принятые по актам объемы работ;
- имели место случаи изготовления проектно-сметной документации после подписания актов выполненных работ;
- зафиксированы факты закупки строительно-отделочных материалов по ценам значительно превышающим сложившиеся на товарном рынке;
- в ходе контрольных обмеров объемов работ по устройству реечных и подвесных потолков, половых покрытий, облицовке стен и фасадов устанавливались факты завышения объемов выполненных работ, при пересчете которых возвращены излишне оплаченные бюджетные средства в сумме 2,7 млн. рублей.
Особое внимание при проверках уделялось вопросам формирования начальной цены контракта, оплате непредвиденных расходов, зимнего удорожания, расходов на временные здания и сооружения, необоснованная оплата которых только по двум объектам, при строительстве поликлиники и реконструкции роддома N 1, составила более 5,0 млн. рублей.
Практически по всем крупным объектам капитальных вложений материалы проверок запрашивались правоохранительными органами. Информаций о фактах возбуждения уголовных дел не поступало.
В рамках контроля за результатами контрольных мероприятий проверено устранение нарушений и замечаний, по представлениям Счетной палаты, направленным в адрес МКУ "Управление строительства города Липецка", в 2012 году. Установлено, что ряд предписаний по взысканию с подрядчиков стоимости необоснованно оплаченных работ и устранению дефектов качества выполненных работ, не исполнены. Вопросы находятся на повторном контроле.
3.2. Управление.
К контрольным мероприятиям, проводимым в 2012 году по вопросам управления финансовыми ресурсами города и муниципальной собственностью, отнесены:
- Внешняя проверка бюджетной отчетности.
- Формирование и использование средств резервного фонда администрации города (22,6 млн. руб.).
- Исполнение Прогнозного Плана (Программы) приватизации муниципального имущества за 2011 год.
- Аудит эффективности городской целевой программы "Липецк - наш общий дом" (28,1 млн. руб.).
- Анализ эффективности участия муниципального образования город Липецк в органах управления хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности, учредителями которых являются муниципальные мероприятия, подведомственные департаменту ЖКХ.
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных распорядителей (администраторов) средств городского бюджета проведена в соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и ст. 70 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе города Липецка".
Внешней проверкой охвачены 5 распорядителей бюджетных средств и 3 бюджетополучателя.
Проверкой администраторов доходных источников отмечено систематическое занижение плановых показателей по неналоговым доходным источникам, в частности по доходам от реализации муниципального имущества.
Плановые назначения по неналоговым доходам корректировались в сторону увеличения под фактическое поступление платежей, по итогам первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев, при этом уточненный план перевыполнен почти на 30%.
Неналоговые доходы являются важным доходным источником бюджета города, их доля в собственных доходах бюджета приближается к 20%. Систематическое превышение фактических поступлений над суммами, запланированными в бюджете, отрицательно сказывается на процессе исполнения бюджета, так как сверхплановые поступления не могут быть своевременно направлены на финансирование потребностей города.
В ходе внешней проверки детально проанализирована деятельность по использованию муниципального имущества переданного частным организациям и индивидуальным предпринимателям по пяти концессионным соглашениям. Практически по всем сделкам отмечены различного рода нарушения. Так, по соглашению, заключенному с ООО "Липецкая кейтеренговая компания", на реконструкцию здания по ул. Гагарина 145 и организацию деятельности по обеспечению школьным питанием, в нарушении статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях" без согласования с собственником имущества и в отсутствие документов подтверждающих ввод объекта реконструкции в эксплуатацию, проведена уступка всех прав и обязанностей другому юридическому лицу.
По концессионному соглашению с ООО "Первый нейрохирургический" подлежало реконструкции здание по пр. Победы 112 "А" под организацию нейрохирургического центра с инвестициями в объеме 18 млн. рублей. Фактически вложения в муниципальную собственность составили всего 0,2 млн. руб. (стоимость косметического ремонта помещения), а остальная сумма - это вложения в оборудование, которое является собственностью общества.
При этом, общество освобождено от уплаты концессионной платы в течение трех лет с момента подписания соглашения.
Все пять юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность с использованием муниципального имущества на условиях концессионных соглашений, получили преимущество по отношению к лицам, осуществляющим свою деятельность с использованием муниципального имущества путем заключения договоров аренды.
Департаменту экономики рекомендовано разработать порядок, регулирующий передачу имущества по концессионному соглашению, обоснование сроков действия соглашения, размеров концессионной платы с учетом сроков создания реконструируемого объекта, объемов инвестиций и срока окупаемости.
При проверке сводной бюджетной отчетности департамента культуры установлено не отражение в составе баланса остатков основных средств на сумму 26,2 млн. руб. (здание и основные средства МБУК "Киноконцертный зал "Октябрь"), не соблюдались требования инструкции по составлению бюджетной отчетности в части ее составления на бумажном носителе, допускалось занижение данных отдельных строк баланса и завышение на эту же сумму других показателей.
Проверкой отчетности департамента экономики установлено не отражение в бухгалтерском учете хозяйственных организаций по передаче муниципального имущества по концессионным соглашениям на сумму 23,8 млн. руб. (ККЗ "Октябрь" и объект по ул. Космонавтов д. 20/3).
Проверкой правильности перераспределения бюджетных ассигнований, установлено внесение изменений в роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка в сумме 1,1 млн. рублей без внесения изменений в решение о бюджете и без отражения в журнале учета данной операции.
Из общей суммы текущей кредиторской задолженности, сложившейся по бюджету - около 70% или 56 млн. руб. приходится на МУ "Управление строительства г. Липецка", причина, образования которой, связана с возникновением расходных обязательств по четырем долгосрочным контрактам на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов.
Изучив условия контрактов, сделаны выводы о том, что данные контракты по определению нельзя отнести к долгосрочным.
По всем контрактам сроки выполнения работ (передачи помещения) предусмотрены до конца 2011 года, а сроки оплаты, частично или полностью, перенесены на 2012 год.
Таким образом, упомянутые муниципальные контракты заключены с превышением лимитов бюджетных обязательств, что нарушает нормы ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона N 94-ФЗ.
Проанализировано использование денежных средств, выделенных на снос аварийных жилых домов и приобретение жилья для детей-сирот.
Проверкой использования денежных средств, выделенных на приобретение квартир для детей-сирот установлено, что в 2011 году для детей-сирот приобретено на вторичном рынке (преимущественно в районах Матырский, НЛМК, Сокол, Опытной станции) 17 однокомнатных квартир общей площадью 584,6 кв. м, по средней цене стоимости 1 кв. м - 44,5 тыс. рублей. По данным Липецкстата по состоянию на 23.03.2011 г. средняя цена 1 кв. м квартиры на первичном рынке составила - 35,2 тыс. руб., на вторичном рынке - 38,8 тыс. рублей.
В ходе внешней проверки исследовано состояние долговых обязательств города, объем которых на начало 2012 года составлял 2216,5 млн. рублей, из которых основную сумму 1666,5 млн. руб. составляют обязательства по муниципальным гарантиям. При значительных долговых обязательствах в городе до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой акт, определяющий структурное подразделение администрации, на которое возложены полномочия Гаранта по контролю за обеспечением исполнения условий по предоставленным муниципальным гарантиям.
Результаты внешней проверки нашли отражение в заключении Счетной палаты, направленном Главе города и Липецкому городскому Совету депутатов перед утверждением годового отчета об исполнении бюджета города за 2011 год.
Проверкой обоснованности формирования, законности и целевого использования средств резервного фонда администрации города Липецка в 2010 - 2011 годах установлено направление средств резервного фонда на реализацию мероприятий, которые:
- не относятся к полномочиям городского округа (1,3 млн. руб.);
- совпадают с функциями, возложенными на структурные подразделения администрации города (1,8 млн. руб.);
- носят плановый характер и могли быть учтены при формировании расходов бюджета (0,3 млн. руб.);
- должны осуществляться за счет средств фонда оплаты труда (0,8 млн. руб.);
По результатам проверки в Положение о порядке расходования средств резервного фонда внесены изменения (Постановление Главы администрации города от 10.05.12 г. N 5701).
Согласно Положению "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Липецка", управление долями, акциями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, приобретенными в результате передачи имущества муниципальными предприятиями в уставные капиталы юридических лиц, осуществляется отраслевыми департаментами, которые являются учредителями соответствующих предприятий.
В отчетном году проверена эффективность участия муниципального образования город Липецк в органах управления хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности, учредителями которых являются муниципальные предприятия подведомственные департаменту ЖКХ.
Установлено, что в период реорганизации муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства право выступать учредителем (участником) в органах управления ООО "ГУК "Левобережная", ООО "ГУК "Правобережная", ООО "ГУК "Центральная" с долей муниципалитета 24% в каждой компании, перешло МУП "Второе городское жилищное управление".
В сентябре 2011 года предприятие, не получив согласие департамента ЖКХ, самостоятельно приняло решение о выходе из состава участников всех трех обществ, чем нарушило нормы статьи 6 Федерального закона от 14.11.202 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В нарушение этой же нормы муниципальные унитарные предприятия "Горэлектросеть", "Липецкводоканал", "Липецктеплосеть", распорядились принадлежащими акциями в уставном капитале ОАО "ЛГЭК" без согласия собственника имущества. Согласие на преобразование ООО "ЛГЭК" в ОАО "ЛГЭК" и порядок формирования уставного капитала нового юридического лица должен был дать департамент ЖКХ.
По результатам аудита эффективности городской целевой программы "Липецк - наш общий дом" отработан механизм передачи материальных ценностей на обеспечение деятельности Общественной палаты города, а также порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов при реализации льготных путевок на базу отдыха "Зеленая долина".
3.3. Расходы бюджета на социально-культурную сферу городского округа.
Учитывая, что наибольшая доля расходов бюджета города используется на социальную сферу, в отчетном периоде значительное внимание уделялось контролю за использованием средств в сфере образования. Проведен аудит эффективности ведомственных целевых программ "Развитие дошкольного образования в 2011 году" и "Развитие образования в 2011 году".
Значительных финансовых нарушений при реализации вышеуказанных ведомственных программ не выявлено. По результатам проверок утверждены предельные нормативы финансовых затрат на проведение отдельных программных мероприятий, предложено откорректировать целевые индикаторы оценки эффективности реализации программ.
В отчетном году проверена финансово-хозяйственная деятельность муниципальных автономных учреждений культуры "Парк Победы", "Нижний парк" и "Парк "Быханов сад" и муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система".
С 2011 года все городские парки функционировали в статусе муниципальных автономных учреждений, что значительно расширило их самостоятельность как хозяйствующих субъектов. Доходы городских парков за год возросли на 12,8 млн. рублей. Для привлечения посетителей городские парки широко использовали аренду аттракционов у частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в настоящее время порядка 30% аттракционов являются арендованными. По условиям договоров аренды в доходах парков остается от 20% до 30% полученной выручки, из которой покрываются расходы по содержанию и ремонту аттракционов. Отдельные договора содержат неприемлемые для муниципальных учреждений условия. Так, договор на аренду цепочной карусели содержит условие, что арендатор обязан предупредить о досрочном расторжении договора не позднее, чем за два года и выплатить неустойку в размере 3 млн. рублей. Отсутствие должного контроля со стороны учредителя привело к тому, что в парках допускались нарушения при заключении договоров аренды, приобретении товарно-материальных ценностей, списании основных средств, повлекшие неэффективное использование бюджетных средств в сумме более 1,0 млн. рублей.
Денежные средства, на проведение городских праздничных мероприятий на территории парков перечислялись через посреднические структуры, что сказывалось на удорожании их стоимости. По результатам проверки механизм финансирования праздничных мероприятий был изменен.
Требует дальнейшего совершенствования и механизм разработки муниципальных заданий для автономных и муниципальных бюджетных учреждений культуры.
Так, по муниципальным паркам муниципальное задание не содержит раздела по работе аттракционов, для библиотечной системы нормативы затрат необходимо разработать с учетом новых видов работ и услуг, оказываемых в современных условиях, кроме того, дано предложение пересмотреть механизм формирования муниципального задания, основываясь на измененных целевых показателях.
3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
В отчетном году повышенное внимание уделялось использованию бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проведены проверки по вопросам:
- Обоснованности расчета и выплаты из бюджета города субсидий на возмещение убытков, возникающих по причине несоответствия нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг фактическим расходам (225,0 млн. руб.).
- Аудит эффективности городской целевой программы "Переселение из аварийного жилищного фонда города Липецка на 2009 - 2012 годы" (1050 млн. руб.).
- Использование средств, выделенных на реализацию городской целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка" (15,0 млн. руб.).
- Использование средств, выделенных на финансирование ведомственной программы "Формирование и проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома города Липецка на 2011 - 2013 года" (1,7 млн. руб.).
- Финансово-хозяйственная деятельность МУП "Расчетно-вычислительный центр".
В ходе проверок установлено, что действовавший порядок предоставления субсидий на покрытие "небаланса" противоречит нормам бюджетного законодательства и требует пересмотра. Для расчета с ресурсоснабжающими организациями отдельными управляющими компаниями используются не более 60% от установленных в многоквартирных домах приборов учета.
Множество проблемных вопросов возникло в ходе проверки Программы переселения из аварийного жилищного фонда. Так, в Программу включены отдельные помещения непригодные для проживания, находившиеся в жилом доме, который не признан аварийным, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств в сумме 1,6 млн. рублей. Подрядной организации передан объект муниципальной собственности - недостроенное нежилое помещение, без решения Липецкого городского Совета депутатов.
Собственникам и нанимателям жилья по договорам социального найма предоставлялись жилые помещения площадью, значительно превышающей занимаемую в расселяемом жилом фонде и полагающуюся выселенным жильцам по действующему законодательству. Это повлекло дополнительные расходы бюджета города в сумме 72,0 млн. рублей.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Расчетно-вычислительный центр города Липецка" установлено сокращение объема услуг оказываемых в рамках основной уставной деятельности. В проверяемом периоде на 24% уменьшились площади жилого фонда, обслуживаемого МУП "РВЦЛ" по договорам с управляющими компаниями, доля обслуживаемого жилого фонда в общей площади многоквартирных домов сократилась с 81% до 61%. Практически половина площади нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципального предприятия (около 3 тыс. кв. м) сдается в аренду, нередко в нарушение действующего Положения "О сделках с муниципальным имуществом", по льготной ставке арендной платы, что повлекло недополучение арендных платежей в сумме 4,5 млн. рублей.
3.5. Благоустройство города.
К контрольным мероприятиям по использованию бюджетных средств и муниципального имущества на решение вопросов благоустройства городского округа можно отнести проверки:
- Обоснованности выплаты из бюджета города субсидий на возмещение затрат по ремонту и содержанию сетей наружного освещения и иллюминации города (57,3 млн. руб.).
- Обоснованности, эффективности и целевого использования средств, выделенных на капитальный ремонт внутридворовых территорий (341,8 млн. руб.).
- Финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Зеленхоз".
Потребность города в обеспечении содержания и ремонта электрических сетей наружного освещения и иллюминации с 2011 года реализуется путем предоставления субсидий на покрытие затрат, произведенных при выполнении данного вида работ муниципальным казенным предприятием "Липецкгорсвет". Проверкой отмечалось нарушение условий выделения субсидий, в части отсутствия на балансе предприятия объектов основных средств в сумме 7,2 млн. рублей.
Огромная работа проведена в ходе проверки использования бюджетных средств, выделенных на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. Согласно Программе ремонту подлежали 756 дворовых территорий и 118 проездов к ним. В ходе исполнения работ проводилась замена адресов, но общее количество объектов осталось без изменения. На проведение работ заключено 12 контрактов, анализируя которые отмечено установление заниженного гарантийного срока на выполненные работы - 2 года, что вдвое короче рекомендуемого Минтрансом России при капитальном ремонте городских дорог.
Проверкой исполнения муниципальных контрактов установлено неоприходование асфальтобетонной крошки, полученной при фрезеровании отдельных участков ремонта, выполнение работ не предусмотренных проектно-сметной документацией.
В период проверки проведено обследование и контрольный обмер 61 дворовой территории, в результате которого установлены факты выполнения ремонтных работ в объемах меньших чем указано в исполнительных схемах на общую сумму 645,7 тыс. рублей.
В отдельных дворах работы были выполнены не качественно (установлены бордюры со сколами и трещинами, неровность покрытия).
На результатах ремонтных работ отрицательно сказалось и то, что во многих дворах не произведено благоустройство территорий после ремонта: имеются остатки строительного мусора, не подсыпан чернозем, не выполнено озеленение. Эти работы рекомендовано осуществлять параллельно с работами по капитальному ремонту дворовых территорий, но за счет других источников.
3.6. Муниципальный транспорт.
Счетной палатой проверена обоснованность выплаты из бюджета города субсидий на возмещение затрат по перевозке пассажиров на социально-значимых маршрутах за 2011 и 2012 годы. Объем выплаченных субсидий из бюджета города за последние 2 года составил 968,1 млн. рублей. В ходе проверки устранены нарушения норм бюджетного законодательства, встречающиеся в редакции порядка предоставления субсидий, а также даны предложения по ужесточению условий субсидирования расходов в дальнейшем.
В финансово-хозяйственной деятельности основного получателя субсидий МУП "Липецкпассижиртранс" за 2012 год отмечено улучшение основных финансовых показателей, за счет оптимизации внутренних ресурсов предприятия (реорганизация двух предприятий путем объединения, обеспечение транспортной работы за счет аренды транспортного средства с экипажем), а также за счет получения финансовых средств в сумме 83,5 млн. руб. от Министерства финансов РФ, в счет компенсации расходов по перевозке льготных пассажиров за 2006 - 2008 годы.
Однако, деятельность предприятия по-прежнему остается убыточной. Наблюдается сокращение объема пассажироперевозок и ухудшение состояния подвижного состава.
Объем затрат, предъявляемый для получения субсидии завышен на 1,2 млн. руб. и откорректирован по итогам расчета за 2012 год.
4. Экспертно-аналитическая деятельность.
В соответствии с Положением "О Счетной палате города Липецка", одной из важнейших задач Счетной палаты является финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города или затрагивающих муниципальную собственность, а также городских целевых программ. Экспертно-аналитическая деятельность в 2012 году осуществлялась по следующим направлениям:
- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;
- по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в городе Липецке;
- по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов;
- по проектам Программ, на финансирование которых используются средства бюджета города Липецка;
- по согласованию сделок с муниципальным имуществом;
- по предоставлению льгот и преференций.
Во исполнение поставленных задач проведено 115 экспертно-аналитических мероприятий. Подготовлено 83 заключения по проектам нормативно-правовых актов, внесенных на рассмотрение Липецкого городского Совета депутатов. В том числе подготовлены заключения:
- по проекту бюджета, отчету об исполнении бюджета |
- |
2 |
- по внесению изменений в бюджет |
- |
10 |
- по проектам нормативных правовых актов |
- |
21 |
- по муниципальным целевым программам |
- |
23 |
- по вопросам распоряжения муниципальной собственностью |
- |
17 |
- по предоставлению льгот и преференций |
- |
5 |
- прочие вопросы |
- |
5 |
Из общего числа заключений по 60 имелись замечания и предложения. Из них 57 учтено при принятии решений.
Общее число проектов решений, по которым проводилась финансово-экономическая экспертиза Счетной палаты города по сравнению с прошлым годом, возросло на 17%. Процедура направления проектов нормативных правовых актов на экспертизу в Счетную палату закреплена Регламентом городского Совета депутатов. В отчетном году отработан механизм направления на экспертизу проектов городских целевых программ, разработчиками которых являются отраслевые департаменты Администрации города. В результате количество заключений Счетной палаты по проектам городских целевых программ возросло с 5 (2011 год) до 23 (2012 год). Учитывая потребность в единой методике проводимой экспертизы, разработан и утвержден решением Коллегии Счетной палаты - стандарт финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия расходного обязательства для бюджета города.
Так, проводя финансово-экономическую экспертизу проекта городской целевой программы "Строительство и реконструкция сетей наружного освещения города Липецка на 2013 - 2014 годы", было отмечено, что целевые индикаторы для оценки результатов программы позволяют оценить ход исполнения Программы, но не ее конечный результат. Одновременно предложены показатели, которыми может быть оценена эффективность и результативность программы. Также было предложено перенести мероприятия программы в Адресную инвестиционную программу, которая уже содержит аналогичные мероприятия. Предложения Счетной палаты были приняты.
По предложениям Счетной палаты, направленным на более экономное использование бюджетных средств, вносились изменения в проекты следующих городских целевых программ - "Молодежь города Липецка (2013 - 2015 годы)", "Охрана окружающей среды города Липецка", "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2016 - 2017 годы", что позволило значительно сократить сумму финансовых ресурсов, запрашиваемую разработчиком Программы.
В 2012 году вносились изменения в нормативные акты, регулирующие размеры и порядок оплаты труда работников бюджетной сферы, премирование работников бюджетной сферы, установление денежных выплат Почетным гражданам города, получателям пожизненной ренты. Своевременная финансовая экспертиза принимаемых по вышеуказанным вопросам нормативных актов, позволила улучшить материальное положение широкого круга жителей.
В отчетном году более чем на 40% увеличилось количество решений, принимаемых по вопросам распоряжения муниципальной собственностью. Это связано с участившимися обращениями органов власти других уровней, о передаче из муниципальной собственности помещений, занимаемых подведомственными им организациями и структурами. Счетная палата во избежание резкого снижения арендных платежей, предлагает рассматривать как потенциальные к передаче только те объекты, которые требуют ощутимые финансовые вложения для проведения капитального ремонта.
Многочисленные замечания высказывались по проектам Прогнозного плана (Программы) приватизации муниципального имущества.
Неоднократно, в своих замечаниях Счетная палата делала упор на необходимость включения в планы приватизации объектов свободных от обязательств третьих лиц, считая при этом преждевременным приватизацию объектов, обремененных договорами аренды, находящихся в удовлетворительном состоянии, способных пополнять доходную часть бюджета.
Заключения Счетной палаты учтены при принятии решений о приватизации таких значимых для города объектов как здание ККЗ "Октябрь", преобразование в открытое акционерное общество МУП "Зеленхоз".
5. Информационная деятельность. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.
В отчетном году Счетная палата города продолжила работу по публичному представлению своей деятельности. Информация о результатах контрольных мероприятий, экспертно-аналитической деятельности оперативно направлялась в Липецкий городской Совет депутатов, Главе города, при необходимости председателям отраслевых департаментов и в правоохранительные органы.
Счетная палата города имеет собственные страницы на официальных сайтах Администрации города и Липецкого городского Совета депутатов, где размещена общая информация о контрольном органе, планы проверок, заключения, отчеты о результатах работы, информация о нарушениях, выявленных при проведении контрольных мероприятий.
В отчетном году средства массовой информации неоднократно публиковали информацию, отражающую деятельность контрольного органа.
Счетная палата осуществляла свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города по рассмотрению материалов проверок, оперативному устранению нарушений, разработке и принятию необходимых правовых актов для решения названных проблем.
Подписано соглашение об информационном взаимодействии с Управлением Федерального казначейства по Липецкой области, что позволило получать данные по исполнению бюджета в электронном виде.
В 2012 году наблюдался повышенный интерес правоохранительных органов к материалам проверок Счетной палаты. В правоохранительные и надзорные органы направлено 19 материалов проверок. С целью упорядочения вопросов взаимодействия Счетной палатой подписаны два соглашения, регулирующие вопросы сотрудничества с Управлением Министерства внутренних дел России по Липецкой области и УМВД РФ по городу Липецку.
В отчетном году значительная работа проведена по развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, обмена опытом работы с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований. Счетная палата города с 2008 года состоит членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. Председатель Счетной палаты входит в состав учебно-методической комиссии Союза МКСО.
Для успешного выполнения возложенных функций необходимо постоянное совершенствование профессионального уровня. Инспекторы Счетной палаты не реже одного раза в 4 года обучаются на курсах и семинарах, организуемых Ассоциацией контрольно-счетных органов России на базе Российской академии государственной службы при Президенте РФ и НОУ "Межрегиональный информационный экономико-правовой центр" г. Санкт-Петербург. Численность работников Счетной палаты на конец года составила 13 человек, и не менялась с момента образования. В 2012 году один работник прошел обучение по программе "Финансовый контроль деятельности органов государственной и муниципальной власти", четырем работникам по результатам квалификационного экзамена повышены классные чины.
6. Основные направления работы Счетной палаты в 2013 году и ближайшую перспективу.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, оглашенном 12 декабря 2012 года огромное внимание было уделено вопросам контроля, надзора и аудита. По сути дела, реализация поставленных Президентом задач в сфере социально-экономической политики, в формировании новой эффективной модели государственного управления, была напрямую связана с обеспечением надежной, высокопрофессиональной работы системы контрольных и надзорных органов. Как подчеркнул Президент страны, "Демократия - это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты ее работы...".
Поэтому сегодня нам необходимо соотнести те новые задачи, которые стоят в целом перед системой государственного управления и конкретно перед контрольным органами и учесть их в планах своей работы. А это, и активное участие в противодействии коррупции, и переход на программно-целевой бюджет, и реализация отраслевых программ в области жилищной политики, дорожной отрасли, контроля за долговыми обязательствами города.
Задача стоит не только в поддержании достигнутого уровня системы финансового контроля, но и во внедрении новых инструментов, соответствующих требованиям реформирования бюджетного процесса.
Реализация полномочий Счетной палаты будет базироваться на следующих принципах:
- укрепление сотрудничества с депутатским корпусом, с вновь организованными советами общественного самоуправления, напрямую взаимодействующими с жителями города и дающими четкие ориентиры на проработку конкретных вопросов;
- программно-целевой и тематический подход при планировании и осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
- переход от внедрения элементов аудита эффективности к его внедрению в практику, в соответствии со Стандартом Счетной палаты РФ.
Совместная работа Счетной палаты, Липецкого городского Совета, Администрации города Липецка и правоохранительных органов создают реальные предпосылки к формированию единой системы предупреждения и оперативного устранения недостатков, итогом которого должно стать эффективное использование финансовых ресурсов городского округа Липецк и активная реализация планов и проектов по дальнейшему развитию города.
Председатель Счетной |
М.П. Зиборова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 26 марта 2013 г. N 599 "Об отчете "О работе Счетной палаты города Липецка в 2012 году"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был