Определение Липецкого областного суда
от 20 августа 2013 г. N 33-2318/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.
судей Федосовой Н.Н. и Нагайцевой Л.А.
при секретаре Полухине Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Овчинниковой ФИО19 на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
Заявление Овчинниковой ФИО20 о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии, признании незаконными действий председателя территориальной избирательной комиссии октябрьского округа г. Липецка и избирательной комиссии Липецкой области, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., объяснения представителя избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Пахомова А.С. и представителя УФК по Липецкой области по доверенности Валентинову А.А., возражавших против удовлетворения жалобу, мнение прокурора Пучковой С.Л., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Овчинникова Л.А. обратилась в суд с заявлением к участковой избирательной комиссии N, территориальной избирательной комиссии <адрес> округа г. Липецка, избирательной комиссии Липецкой области, управлению Федерального казначейства по Липецкой области о защите избирательных прав и компенсации морального вреда. Указывала, что в период избирательной кампании по выборам Президента РФ, назначенным на 04.03.2012 г., с целью осуществления своего конституционного права избирать обратилась в участковую избирательную комиссию N по месту своего пребывания - <адрес>, с заявлением о включении ее в списки избирателей. Однако УИК N отклонила ее заявление по причине того, что Овчинникова Л.А. имеет постоянное место регистрации по адресу: <адрес> включена в список избирателей по указанному адресу. Считая данный отказ незаконным, Овчинникова Л.А. обратилась в суд с указанным заявлением, и с учетом уточнения требований, заявив их также и к Министерству Финансов РФ и Управлению финансов Липецкой области, просила признать незаконным постановление участковой избирательной комиссии N г. Липецка N от 25.02.2012 г. "Об отклонении заявления гражданки Овчинниковой ФИО21 о включении ее в список избирателей избирательного участка N на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года", а также действия председателя ТИК <адрес> г. Липецка Н.И. Высоцкой и Избирательной комиссии Липецкой области о признании законным оспариваемого ею постановления УИК N; обязать заинтересованных лиц принести ей извинения в средствах массовой информации; обязать виновных лиц компенсировать моральный вред в размере N рублей.
В судебном заседании Овчинникова О.А. и ее представитель по доверенности Мартынович Г.Ф. поддержали уточненные требования в полном объеме.
Председатель УИК N Тиньшина М.С., представитель избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Пахомов А.С., представитель УФК по Липецкой области и Министерства Финансов РФ по доверенностям Киреева О.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Председатель ТИК <адрес> округа г. Липецка и представитель Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Овчинникова Л.А. просит об отмене решения, указывая на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с мотивами отказа.
Так, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Овчинникова Л.А. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
21.02.2012 г. Овчинникова Л.А. обратилась в участковую избирательную комиссию избирательного участка N г. Липецка с заявлением о включении ее в список избирателей на данном участке для участия в голосовании на выборах Президента Российской Федерации 04.03.2012 г., в котором указал, что местом его временного пребывания является <адрес>.
Решением N участковой избирательной комиссии избирательного участка N г. Липецка от 25.02.2012 г. Овчинниковой Л.А. отказано во включении в список избирателей, поскольку ей не представлено открепительное удостоверение, а постоянную регистрацию она имеет по адресу: <адрес>. Кроме того, как указано в ответе избирательной комиссии Липецкой области, законом (п. 10 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации") предусмотрено включение избирателя в соответствующий список избирателей только на одном избирательном участке.
Оценивая оспариваемое решение участковой избирательной комиссии, суд исходил из того, что оно принято с соблюдением закона.
Однако вывод суда является неверным.
Мотивами отказа решением участковой избирательной комиссии заявителю во включении в список избирателей указано несоблюдение п. п. 4, 17 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 6 ст. 27 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" - по причине включения в список избирателей по адресу регистрации, находящемся за пределами Липецкой области в <адрес>, и отсутствии открепительного удостоверения с избирательного участка по месту постоянной регистрации.
В соответствии с п. 6 ст. 27 ФЗ от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации" избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Пунктом 17 статьи 17 этого же Закона установлено, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N " с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных норм права, законодатель допускает возможность для граждан проголосовать по месту их временного пребывания, кроме того, законодатель установил, цель предупреждения об этом участковой избирательной комиссии за 3 дня до голосования - исключить возможность включения граждан в несколько избирательных списков.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина РФ в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительные удостоверения (п. 2 и 4 ст. 17 ФЗ от 12.06.2002 г.). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания, перечислены в п. 17 ст. 17 названного закона.
Таким образом, из приведенных положений следует лишь то, что гражданин, находящийся в месте временного пребывания, может быть включен в список избирателей для голосования, если он не позднее чем за три дня до голосования обратится в избирательную комиссию по месту пребывания с заявлением о включении в список избирателей, предъявит паспорт (иной документ, заменяющий паспорт), открепительное удостоверение. При этом факт временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Требования о представлении иных документов данные нормы не содержат.
По делу установлено, что Овчинникова Л.А., обратилась в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении в списки избирателей 25.02.2012 года, предъявив паспорт, справку с места работы и свидетельство о регистрации по месту пребывания, указав, что прибыла в г. Липецк в 2011 г. в момент, когда открепительные удостоверения еще не выдавались.
Оценивая требования закона, на которые сослалась избирательная комиссия в оспариваемом решении, в совокупности с фактическими обстоятельствами, судебная коллегия исходит из следующего.
Факт того, что заявитель выехала из <адрес> в г. Липецк в 2011 г. на постоянное место жительство, в судебном заседании установлен на основании представленных им доказательств, ссылка на которые имеется в решении.
В силу ст. 68 Федерального Закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (регламентирующей процедуру выдачи открепительных удостоверений), на момент выезда заявителя открепительные удостоверения не выдавались.
В связи с чем, открепительное удостоверение у заявителя отсутствует в силу объективных причин.
Таким образом, порядок включения в списки избирателей на выборах Президента Российской Федерации лиц, находящихся в день голосования в месте временного пребывания регламентирован п. 6 ст. 27 Федерального Закона "О выборах Президента Российской Федерации". Такие лица включаются в список избирателей на основании паспорта и открепительного удостоверения. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения, могут быть включены в список избирателей в избирательном участке по месту временного пребывания по личному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
При таких обстоятельствах отсутствие открепительного удостоверения не может являться основанием ограничения гарантированного Конституцией Российской Федерации активного избирательного права, а потому по указанному основанию заявителю не могло быть отказано во внесении в списки избирателей.
Далее, судом установлено, что заявитель прибыла в г. Липецк в 2011 г., зарегистрировавшись по месту пребывания на срок ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 года N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", за неисполнение требований регистрационного учета граждане несут ответственность в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Вместе с тем нарушение правил регистрации само по себе не должно влечь за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации.
Соответственно, отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Если гражданин по тем или иным причинам не исполнил возложенную на него обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить сообщенные им сведения и представленные документы, в том числе о регистрации по месту пребывания, и внести его в список избирателей либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения. Решение участковой избирательной комиссии об отказе во включении в список избирателей может быть обжаловано гражданином в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно. При этом в случае принятия решения об удовлетворении жалобы (заявления) участковой избирательной комиссией должно быть немедленно произведено соответствующее исправление в списке избирателей.
На такой подход к регистрации (учету) избирателей и составлению списков избирателей ориентируют избирательные комиссии и суды не только федеральное законодательство, но и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, нормы которой (статья 2; подпункт "д" пункта 2 статьи 19) возлагают на Российскую Федерацию, равно как и на другие государства-участники, обязательство гарантировать каждому гражданину, достигшему установленного возраста, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно определенной недискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина. Это, по существу, означает недопустимость закрепления в национальном законодательстве каких-либо иных условий, препятствующих участию в выборах лиц, обладающих активным избирательным правом.
Соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства у заявителя, в данном случае не являлось основанием к отказу во включении ее в списки избирателей по N избирательному округу.
Коль скоро законодатель предоставил гражданам голосовать по месту временного пребывания, то само по себе отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства, при бесспорно установленном факте, что в ином месте этот гражданин не принимал участие в выборах, отказ гражданину во включении его в списки лиц для голосования по месту его временного пребывания должен признаваться судом незаконным, поскольку отказ в голосовании только в связи с отсутствием открепительного удостоверения при наличии временной регистрации по месту пребывания несоразмерно конституционному праву гражданина иметь активную избирательную позицию, то есть иметь право избирать.
В связи с чем отказ избирательной комиссии во внесении Овчинниковой Л.А. в списки избирателей нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 260 пункта 4 ГПК РФ, после официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
04 марта 2012 года на территории Российской Федерации состоялись выборы Президента РФ, по результатам которых вынесено Постановление ЦИК России от 07 марта 2012 года N 112/893-6 "О результатах выборов Президента Российской Федерации", опубликованное в средствах массовой информации - в газете "Российская газета" в N 51 от 08 марта 2012 года.
С заявлением об обжаловании действий участковых комиссий Овчинникова Л.А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Липецка 20.03.2013 г., то есть по истечении года со дня официального опубликования результатов выборов Президента РФ.
Обращение заявителя в Липецкий областной суд с аналогичным заявлением 05.03.2013 года не опровергает вывод о пропуске срока на обращение в суд, поскольку годичный срок на обращение в суд является пресекательным, и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотренный частью 4 статьи 260 ГПК РФ он не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
У заявителя имелось достаточно времени с 8 марта 2012 года по 8 марта 2013 года на подачу заявления об оспаривании действий участковой избирательной комиссии в суд с соблюдением правил подсудности, однако такового сделано не было.
При таких обстоятельствах, решение суд об отказе в удовлетворении жалобы по существу является законным и обоснованным и не подлежащим отмене в апелляционном порядке.
Судебная коллегия соглашается также и с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку законных оснований для удовлетворения требований в данной части при отказе в иске не имеется в связи с отказом в удовлетворении требований по другим мотивам.
Другие доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену по существу законного решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 26 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Овчинниковой ФИО22 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 20 августа 2013 г. N 33-2318/2013
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/