Данное обобщение проведено в соответствии с планом работы Липецкого областного суда на 2-е полугодие 2013 года.
В ходе обобщения изучены материалы о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП) и в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее - СУВУЗТ), рассмотренные судами Липецкой области в 2012 году.
За истекший период судами области было рассмотрено 50 материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и 1 материал о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ.
По результатам рассмотрения 39 несовершеннолетних помещены в ЦВСНП, 1 несовершеннолетний помещен в СУВУЗТ. Отказано в удовлетворении ходатайства о помещении в ЦВСНП в отношении 11 несовершеннолетних.
Наибольшее количество материалов за отчетный период рассмотрено Октябрьским районным судом г. Липецка (11 материалов).
Более подробные статистические сведения по судам области приведены в таблице N 1.
Результаты рассмотрения судами г. Липецка и Липецкой области материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и в СУВУЗТ
Таблица N 1
Суды Липецкой области |
Помещение в ЦВСНП |
Помещение в СУВУЗТ |
||
Удовлетворено |
Отказано |
Удовлетворено |
Отказано |
|
Грязинский городской суд |
5 |
- |
- |
- |
Данковский городской суд |
3 |
- |
- |
- |
Добринский районный суд |
- |
1 |
- |
- |
Елецкий городской суд |
5 |
- |
- |
- |
Елецкий районный суд |
4 |
- |
- |
- |
Задонский районный суд |
2 |
- |
- |
- |
Левобережный районный суд г. Липецка |
2 |
2 |
- |
- |
Липецкий районный суд |
2 |
1 |
- |
- |
Октябрьский районный суд г. Липецка |
7 |
4 |
- |
- |
Правобережный районный суд г. Липецка |
1 |
- |
1 |
- |
Советский районный суд г. Липецка |
3 |
2 |
- |
- |
Становлянский районный суд |
1 |
- |
- |
- |
Тербунский районный суд |
2 |
- |
- |
- |
Усманский районный суд |
2 |
- |
- |
- |
Чаплыгинский районный суд |
- |
1 |
- |
- |
Итого: |
39 |
11 |
1 |
- |
Председателю Липецкого областного суда обжаловано прокурором 1 постановление об отказе в помещении в Центр; производство по представлению прокурора прекращено в связи с отзывом представления.
Статистические сведения о личности несовершеннолетних и их семьях
Основания и порядок помещения несовершеннолетних в ЦВСНП регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон).
Согласно представленных сведений, минимальный возраст несовершеннолетних, помещенных судами области в ЦВСНП, составляет 7 лет (1 человек), максимальный возраст - 17 лет. Большая часть из направляемых в данные учреждения детей - в возрасте от 13 до 17 лет.
Более подробные сведения по возрасту несовершеннолетних приведены в таблице N 2.
Таблица N 2.
Возраст н/л на момент помещения в ЦВСНП и СУВУЗТ |
Помещение в ЦВСНП |
Помещение в СУВУЗТ |
||
Удовлетворено |
Отказано |
Удовлетворено |
Отказано |
|
7 лет |
1 |
- |
- |
- |
9 лет |
2 |
- |
- |
- |
11 лет |
3 |
- |
- |
- |
10 лет |
1 |
- |
- |
- |
12 лет |
1 |
2 |
- |
- |
13 лет |
6 |
5 |
- |
- |
14 лет |
3 |
4 |
- |
- |
15 лет |
9 |
- |
1 |
- |
16 лет |
3 |
- |
- |
- |
17 лет |
1 |
- |
- |
- |
19 лет |
1 |
- |
- |
- |
Итого: |
39 |
11 |
1 |
- |
Законом не установлена нижняя граница возраста, с которого возможно помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП. Как указано в комментарии к ст. 2.2 Пекинских правил, понятие "несовершеннолетний" охватывает широкий возрастной диапазон с 7 лет. С учетом этого полагается, что с этого возраста возможно помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Вместе с тем, учитывая психологические особенности детей в указанном возрастном периоде, помещение их в ЦВСНП в столь малом возрасте должно носить исключительный характер, иметь место в крайних случаях и только после тщательной проверки всех обстоятельств дела и личности ребенка.
Постановлением судьи Елецкого районного суда Липецкой области от 26 марта 2012 года несовершеннолетний К., (7 лет), направлен в ЦВСНП на срок, минимально необходимый для его устройства, но не более 30 суток. Как следует из представленных материалов, К. совершил деяние, подпадающее под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12 КоАП ЛО (приставал к гражданам с целью гадания). Сотрудникам полиции и в судебном заседании мальчик пояснил, что живет с бабушкой и сестрой, маму не помнит, папу видел давно. Деньги просил, т.к. хотел кушать.
После помещения в ЦВСНП бабушка забрала К. из ЦВСНП только 24 апреля 2012 года.
45 подростков, в отношении которых рассматривались материалы, - лица мужского пола, 6 - лица женского пола.
14 несовершеннолетних являются жителями г. Липецка,
20 несовершеннолетних - жители Липецкой области,
17 несовершеннолетних - жители иных регионов (г. Воронежа, г. Мичуринска, г. Вязьма, Орловской области, Курской области, Забайкальского края, Узбекистана, Таджикистана, Абхазии, Украины и Белоруссии).
Состав семьи:
- 10 несовершеннолетних воспитываются в полной семье (при этом 6 из них воспитывают мать и отчим);
- 36 несовершеннолетних воспитываются в неполных семьях (17 несовершеннолетних воспитываются матерью, 4 несовершеннолетних воспитываются отцом, 15 несовершеннолетних воспитываются другими родственниками);
- в отношении 5 несовершеннолетних на момент рассмотрения материала состав семьи не установлен.
33 несовершеннолетних являлись учащимися школ; 2 несовершеннолетних - учащиеся средних специальных учебных заведений; 15 несовершеннолетних - не работали и не учились, в отношении 1 несовершеннолетнего род занятий не установлен.
Основания и порядок помещения несовершеннолетних в ЦВСНП
В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 2 апреля 2004 года N 215, ЦВСНП находятся в непосредственном подчинении УВД субъекта Федерации.
В своей деятельности ЦВСНП руководствуются международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами.
Основные задачи центра временного содержания:
- обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
- проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.
- доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.
Таким образом, центр временного содержания является фактически транзитным учреждением, и действует исключительно в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП само по себе не является ни мерой воспитательного воздействия, ни мерой наказания. Недопустимо помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП "в целях коррекции поведения несовершеннолетнего", "для перевоспитания несовершеннолетнего", и по иным не указанным в Законе основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона, в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:
1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 настоящего Федерального закона;
3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Перечень указанных в Законе оснований для помещения в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В соответствии с судебными решениями:
- 15 несовершеннолетних помещены в ЦВСНП по основаниям, указанным в подпункте 4 пункта 2 статьи 22 вышеуказанного Закона.
При этом 8 лиц совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступлений небольшой тяжести (ст.ст. 158 ч. 1, 119 ч. 1, 115 ч. 1, 116 ч. 1 УК РФ); 7 лиц совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступлений средней тяжести (ст.ст. 158 ч. 2, 167 ч. 1, 161 ч. 1 УК РФ).
3 общественно-опасных деяния совершено в период с 8.00 до 10.00 часов, 14 деяний - в дневное время, 1 деяние - в период с 20.00 до 22.00 часов; 1 деяние - в 5 часов утра.
- 17 несовершеннолетних помещены в ЦВСНП по основаниям, указанным в подпункте 5 пункта 2 статьи 22;
- 8 несовершеннолетних - по основаниям, указанным в подпункте 6 пункта 2 статьи 22.
При этом 10 лиц совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ; 3 лица совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ; 3 лица совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.29 ч. 1 КоАП РФ; 2 лица совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ; 2 лица совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.12 КоАП ЛО; 2 лица совершили административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.22 КоАП РФ; 1 лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.10 КоАП РФ; 1 лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.15 ч. 1 КоАП РФ.
В материале в отношении Р. отсутствовали сведения о том, какое именно административное правонарушение совершил несовершеннолетний (указано, что распивал спиртное, ссылки на статью КоАП не имеется).
1 административное правонарушение совершено в 9.00 часов; 7 административных правонарушений совершено в период с 14.00 до 16.00 часов; 14 правонарушений - с 17.00 до 20.00 часов; 2 правонарушения - с 21.00 часа до 23.00 часов; 1 правонарушение совершено в 00 часов.
За отчетный период по основаниям, перечисленным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 статьи 22 Закона, несовершеннолетние в ЦВСНП не помещались и ходатайств об этом в суд не поступало.
Качество подготовки материалов, направляемых в суд вместе с ходатайством
Согласно ч. 2 ст. 31.1 Закона, материалы должны содержать:
1. Достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
Как правило, данными, подтверждающими совершение общественно-опасного деяния, являются постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Но само по себе такое постановление не является безусловным основанием для помещения несовершеннолетнего в Центр. В ходе обобщения установлены случаи, когда изложенные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела сведения не содержали необходимых данных, свидетельствующих о совершении подростком общественно-опасного деяния.
Так, рассматривая ходатайство о помещении в Центр несовершеннолетнего В. по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 статьи 22 Закона, суд обоснованно принял во внимание, что в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 159 УК РФ не указана стоимость похищенного подростком имущества, из чего невозможно сделать однозначный вывод о совершении подростком именно общественно-опасного (а не административного) деяния.
В отношении несовершеннолетней С. было отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 116 УК РФ в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Рассматривая ходатайство о помещении С. в Центр, суд правильно принял во внимание, что в представленных материалах, в том числе в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела нет достаточных сведений о совершении общественно-опасного деяния, предусмотренного ст. 116 УК РФ, отсутствуют данные по степени тяжести и механизму получения потерпевшей телесных повреждений.
В отношении Б. (Советский суд) вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 167 УК РФ в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Рассматривая ходатайство о помещении несовершеннолетнего в Центр, суд пришел к выводу, что никаких объективных данных, свидетельствующих о совершении Б. общественно-опасного деяния, не представлено; не установлен размер ущерба поврежденного имущества.
Отсутствие достаточных сведений о совершении несовершеннолетними общественно-опасных деяний в вышеуказанных случаях обоснованно послужило основанием к отказу в удовлетворении ходатайств о помещении в Центр.
В материале в отношении Р. отсутствовали сведения о том, какое именно административное правонарушение совершил несовершеннолетний.
Также следует иметь в виду, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП по основанию, предусмотренному подпунктом 4 п. 2 ст. 22 Закона, нецелесообразно в тех случаях, когда с момента совершения подростком административного правонарушения или общественно опасного деяния прошел довольно длительный промежуток времени (например, более месяца с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела), и новых правонарушений он не совершил.
Так, в отношении В. установлено, что подросток совершил деяние 21 апреля 2012 года, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено в мае 2012 года, а материал о помещении В. поступил в суд только 26 июня 2012 года. Суд, отказывая в удовлетворении ходатайства, обоснованно сослался в том числе и на нецелесообразность помещения В. в Центр ввиду того, что после совершения общественно-опасного деяния прошел длительный промежуток времени, в течение которого В. иных правонарушений не совершал.
Данными, подтверждающими совершение несовершеннолетним правонарушения, влекущего административную ответственность, могут являться объяснения несовершеннолетнего, лиц, присутствовавших при совершении правонарушения, рапорты работников полиции, копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста, с которого наступает административная ответственность, а также иные достоверные сведения, подтверждающие хотя бы одно из оснований, перечисленных в пп. 5 и 6 пункта 2 ст. 22 Закона.
2. Указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Как показало обобщение, в основном цели и задачи помещения несовершеннолетних в Центр, изложенные в ходатайстве, согласуются с предусмотренными Законом основаниями помещения в Центр.
Вместе с тем, приводились мотивы, не основанные на законе. Так, ходатайство в отношении Т. (Октябрьский суд) мотивировано тем, что подросток совершил общественно-опасное деяние, к нему не могут быть применены виды наказаний, в связи с чем Т. не может в полной мере осознать всю тяжесть совершенного им противоправного деяния и понести за него наказание. В силу вышеуказанных причин у несовершеннолетнего может сложиться устойчиво противоправное поведение, которое послужит причиной совершения им повторных преступлений. Суд в удовлетворении ходатайства отказал, указав, что изложенные в ходатайстве основания надуманы; несовершеннолетний ранее не состоял на профилактических учетах, воспитывается в благополучной семье, занимается в спортивной школе; каких-либо убедительных доводов, что он может повторно совершить общественно-опасное деяние, суду не представлено.
3. Данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.
Для подтверждения факта необходимости защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего в представляемых в суд материалах могут содержаться сведения:
- о невозможности проживания несовершеннолетнего в семье с родителями или с лицами, их заменяющими; о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей по его содержанию;
- об отрицательном влиянии этих лиц на поведение несовершеннолетнего или жестоком с ним обращении;
- о преследовании его лицами, с которыми несовершеннолетний совершал противоправные действия;
- об употреблении им наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных напитков;
- о занятии несовершеннолетними проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- об иных обстоятельствах, угрожающих жизни или здоровью несовершеннолетнего.
В части предупреждения совершения несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния должны быть сведения:
- о личности несовершеннолетнего, его социальной направленности, его поведении до и после совершения им противоправного деяния: документ, подтверждающий личность несовершеннолетнего, характеризующий материал по месту жительства, из учебного заведения, справки с места жительства, сведения из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, из подразделения по делам несовершеннолетних соответствующего органа внутренних дел.
- о наличии контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих, за поведением несовершеннолетнего;
- о количестве противоправных деяний и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетним.
- о нарушении несовершеннолетним прав и законных интересов других лиц,
- иные сведения.
Если личность несовершеннолетнего не установлена, в суд должны быть представлены объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по поводу его метрических данных, места жительства или места пребывания; переписка всеми видами связи с ОВД по вопросам установления личности, справка о проверке по адресному бюро с указанием фамилии проверяющего, а также иные материалы проверки личности несовершеннолетнего, на основе которых делается мотивированный вывод о невозможности установления на данный момент личности несовершеннолетнего.
В ходе обобщения установлено, что суды не всегда должным образом проверяют личность несовершеннолетнего, что приводит к необоснованному помещению лиц в ЦВСНП. Так, постановлением судьи от 29 января 2012 года в ЦВСНП на срок до 30 суток был помещен, как указано в резолютивной части постановления, "несовершеннолетний, назвавшийся А., проживающий со слов в Лебедянском районе Липецкой области". Как следует из протокола судебного заседания, на вопрос прокурора о том, какие меры предприняты по установлению личности несовершеннолетнего, представитель ГДН МО МВД России пояснила, что "мероприятия по установлению личности подростка будут проводиться завтра". Впоследствии сотрудниками Центра было установлено, что данный гражданин является Ч., 1992 года рождения, проживающим в Лебедянском районе Липецкой области. Таким образом, на момент рассмотрения материала Ч. исполнилось 19 лет, он не являлся несовершеннолетним, поэтому оснований для его помещения в ЦВСНП не имелось.
Помимо вышеуказанных сведений, в суд должны предоставляться сведения о предварительном помещении несовершеннолетнего в Центр: постановление руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, а также справку из ЦВСНП, подтверждающую время помещения несовершеннолетнего в центр на срок не более 48 часов. Данные сведения необходимы для правильного исчисления срока помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.
В соответствии с частью 4 ст. 22 Закона, несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в ЦВСНП на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации, на срок не более 48 часов. Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел изложен в Приложении к приказу МВД России от 09.04.2013 года N 198.
При этом обязательного предварительного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП начальником ОВД не требуется. Поэтому постановления судей об отказе в удовлетворении ходатайства начальника ОВД на том основании, что несовершеннолетний не был помещен в Центр по постановлению начальника ОВД, нельзя признать обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 - 6 Закона, в ЦВСНП и материалы, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, направляются в суд уполномоченным лицом не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, т.е. 48 часов.
Как показало обобщение, указанный срок нарушен в 1 случае - по ходатайству в отношении С., когда материал был представлен в суд для рассмотрения по истечении 48 часов содержания С. в ЦВСНП, что послужило одним из оснований к отказу в удовлетворении ходатайства, и основанием к вынесению частного постановления в адрес ОДН ОУУПиПДН УМВД России по г. Липецку.
- в определенных ситуациях - сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Хотя в Законе прямо не указано, что при разрешении вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП должны предоставляться данные о состоянии его здоровья, следует учитывать, что в соответствии с п.п. 5 ч. 3 ст. 13 Закона в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
Поэтому при наличии данных о том, что несовершеннолетний страдает психическим заболеванием, следует обязательно выяснить, не находится ли заболевание в стадии обострения; отсутствие таковых сведений может служить основанием к отказу в удовлетворении ходатайства.
Так, при рассмотрении материала в отношении В. (Октябрьский суд) выяснилось, что подросток состоит на учете в Липецкой областной психоневрологической больнице; каких-либо сведений о диагнозе подростка, о возможности его нахождения в ЦВСНП с данным заболеванием и получения им квалифицированной медицинской помощи представлено не было, что явилось одним из оснований к отказу в удовлетворении ходатайства.
- информацию по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации в отношении несовершеннолетнего, проводимой органами профилактики, в том числе в соответствии со ст.ст. 12, 14 Закона Липецкой области N 87-ОЗ от 22.08.2007 года "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области". Указанные сведения необходимы для того, чтобы суд в полном объеме мог оценить намеченные и проведенные в отношении подростка мероприятия, установить, все ли меры профилактического воздействия исчерпаны, и не является ли помещение несовершеннолетнего в Центр преждевременным.
При поступлении ходатайства о помещении в ЦВСНП несовершеннолетнего жителя г. Липецка или Липецкой области, совершившего административное правонарушение, по мотивам невозможности передать его в течение 3 часов родителям либо иным законным представителям, суду следует тщательно проверять данное обстоятельство, по возможности связаться по телефону с законными представителями. Поскольку в ходе предыдущих обобщений выявлялись случаи, когда родители несовершеннолетних, проживающие в Липецкой области, не смогли явиться за ребенком в ОВД по месту задержания лишь вследствие того, что они не были поставлены в известность о задержании несовершеннолетнего.
Качество подготовки материалов, направляемых в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, не всегда отвечает требованиям закона. Так, в 4 материалах постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не были утверждены начальником; в 10 материалах представленные на несовершеннолетних характеристики не имели даты составления. В некоторых материалах отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.
В материале в отношении С. вообще отсутствовали какие-либо характеризующие сведения на несовершеннолетнего. Как видно из протокола судебного заседания, личность подростка не устанавливалась, какие-либо документы, характеристики, сведения из подразделения по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на подростка не были представлены и судом не запрашивались, хотя, как следует из ходатайства инспектора, подросток проживает на территории Липецкой области - в Лебедянском районе.
Ознакомление с материалами перед направлением в суд
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Закона, с материалами, направляемыми в суд, имеют право знакомиться несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, либо представитель органа опеки и попечительства.
Вышеуказанные требования Закона выполнены только в 14 случаях, когда с направляемыми в суд материалами были ознакомлены и сам несовершеннолетний, и его законные представители.
По материалу в отношении Б. (Октябрьский суд) с материалами также были ознакомлены переводчик, адвокат и педагог.
По другим материалам:
- в 19 случаях с материалами дела перед направлением в суд никто из участников процесса не был ознакомлен. При этом каких-либо сведений о том, что несовершеннолетнему и его законному представителю разъяснялось право на ознакомление с материалами, направляемыми в суд, в представленных материалах не содержится.
- в 14 случаях были ознакомлены только законные представители, несовершеннолетний не ознакомлен;
- в 1 случае с материалами ознакомлен только адвокат;
- в 2 случаях ознакомлен только несовершеннолетний.
Таким образом, при направлении материалов в суд в подавляющем большинстве случаев органами внутренних дел были нарушены права участников, предусмотренные частью 1 статьи 31.2 Закона.
Рассмотрение материала в суде
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 690-О, разрешение вопроса о временной изоляции лица в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, по правилам рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.
В соответствии с частью 2 статьи 31.2 Закона материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 - 6 пункта 2 статьи 22 Закона, рассматриваются в порядке главы 23 ГПК РФ по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока нахождения, указанного в пункте 4 статьи 22 Закона.
Из 51 материала 50 рассмотрено в течение суток, лишь по 1 материалу судебное заседание было отложено на 3 дня в связи с неявкой несовершеннолетней и ее законного представителя, которые выехали в другую местность.
В рассмотрении материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Поэтому извещение указанных лиц о дате, месте и времени рассмотрения материала является обязательным.
Несмотря на то, что Закон не указывает, кто может выступать в качестве законного представителя несовершеннолетнего, в соответствии со ст.ст. 37, 52 ГПК РФ законными представителями можно признавать родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом.
Представляемый |
Законный представитель |
Основание возникновения представительства |
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет |
Родители, усыновители, попечители |
Статья 26 Гражданского кодекса РФ (часть первая), статья 64 Семейного кодекса РФ |
Несовершеннолетние, не достигшие 14-ти лет (малолетние) |
Родители, усыновители, опекуны |
Статья 28 Гражданского кодекса РФ (часть первая), статья 64 Семейного кодекса РФ |
Дети, оставшиеся без попечения родителей, до передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Органы опеки и попечительства |
Статья 123 Семейного кодекса РФ, статьи 7 и 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" |
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Закона, в оказании юридической помощи могут участвовать адвокат, законный представитель несовершеннолетнего, а также иное лицо, имеющее право оказывать юридическую помощь в соответствии с законом. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Как показало обобщение, интересы каждого несовершеннолетнего, наряду с законным представителем, представлял профессиональный адвокат. Учитывая специфику материалов, данная практика является правильной. Хотя по нормам ГПК РФ не предусмотрено обязательное участие профессионального защитника у несовершеннолетнего, а есть представители, исходя из общих норм и принципов международного права каждый несовершеннолетний должен быть обеспечен адвокатом.
При рассмотрении всех материалов в судебных заседаниях участвовали несовершеннолетний, его законный представитель, адвокат, прокурор, а также представители отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В качестве законных представителей участвовали:
- по 27 материалам - представители органов опеки;
- по 21 материалу - мать несовершеннолетнего;
- по 3 материалам - опекун несовершеннолетнего;
- по 1 материалу - отец несовершеннолетнего.
При рассмотрении 3 материалов принимали участие несколько законных представителей.
Исходя из требований ст. 15 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, суд может отказать родителям в участии в судебном заседании, если имеются основания полагать, что это необходимо в интересах несовершеннолетнего. Ни по одному из представленных на обобщение материалов не было случаев замены законного представителя в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.
Представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав участвовали при рассмотрении 19 материалов.
В ряде случаев к участию в судебном заседании привлекались педагоги (21 материал) и переводчики (2 материала).
Представитель ЦВСНП присутствовал при рассмотрении 17 материалов. В 3 случаях представитель ЦВСНП не присутствовал в судебном заседании и не извещался об этом. Извещение представителя Центра является обязательным, в то время как неявка надлежащим образом извещенного представителя ЦВСНП не является препятствием к рассмотрению материала.
Несмотря на то, что в Законе указано о возможности участия представителя органа опеки и попечительства, в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних необходимо обеспечить обязательное участие данного представителя при рассмотрении материала, поскольку одной из основных задач ЦВСНП, равно как и органов опеки и попечительства, является разрешение вопроса по дальнейшему устройству несовершеннолетнего.
Анализ материалов показал, что отсутствует единая практика по вопросам вынесения определения о назначении материала к рассмотрению и разъяснения сторонам их процессуальных прав и обязанностей.
Законом не предусмотрено вынесение определения о принятии дела к производству и о назначении дела к рассмотрению, и в большинстве случаев суды такие определения не выносят.
Постановления о назначении к рассмотрению вынесены судом по 17 материалам, из них 16 постановлений - со ссылкой на нормы уголовно-процессуального законодательства.
По 1 материалу (в отношении Б.) судья вынесла постановление о принятии ходатайства к производству и назначении судебного разбирательства со ссылкой на ст.ст. 133, 134, 153 ГПК РФ. При этом в постановлении приведены убедительные мотивы назначения закрытого судебного заседания; разрешены вопросы назначения защитника, вызова в суд несовершеннолетнего, его законных представителей, прокурора, представителей ЦВСНП, ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно протоколов судебных заседаний, суд сторонам разъяснял:
- по 9 материалам - права, предусмотренные ч. 1 ст. 30 ФЗ N 120;
- по 1 материалу - права, предусмотренные ст. 31.3 ФЗ N 120;
- по 5 материалам - процессуальные права;
- по 3 материалам - процессуальные права и обязанности;
- по 5 материалам - несовершеннолетнему - ч.ч. 3, 4 ст. 399 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ; законному представителю - ст. 428 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ;
- по 2 материалам - ст.ст. 256, 260 УПК РФ;
- по 1 материалу - ст. 399 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ;
- по 1 материалу - ст. 46 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ;
- по 2 материалам - ст.ст. 61, 62, 72 УПК РФ, ст. 31.2 ФЗ N 120;
- по 3 материалам - ст.ст. 61, 62, 72, 125 УПК РФ, ст. 31.2 ФЗ N 120;
- по 4 материалам - ст.ст. 257, 258 УПК РФ, процессуальные права, предусмотренные УПК РФ;
- по 2 материалам - права, ст. 51 Конституции РФ;
- по 1 материалу - процессуальные права, предусмотренные законодательством, в т.ч. ФЗ-120;
- по 1 материалу - права не разъяснялись;
- по 1 материалу - разъяснялись права, предусмотренные ФЗ-120;
- по 4 материалам - права, предусмотренные ст.ст. 61 - 66, 68, 72 УПК РФ;
- по 1 материалу были разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 35, 38, 39, 41, 43, 44, 48 - 54, 56 - 58, 64, 68, 69, 72, 76, 79, 100, 117, 139, 143, 144, 156, 167, 222, 230, 231, 336 - 340 ГПК РФ.
Нормы гражданского процессуального законодательства обязывают суд выносить определение о принятии дела к производству и назначении его к судебному разбирательству. Так, в соответствии со ст. 153 Гражданско-процессуального Кодекса РФ судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Учитывая вышеизложенное, следует признать правильной практику вынесения определения о принятии материала к производству и назначении дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами гражданского судопроизводства. Учитывая сокращенные сроки рассмотрения материала (одни сутки), стороны на предварительную беседу вызывать не следует.
Сторонам в судебном заседании следует разъяснять права, предусмотренные ст.ст. 35, 249 ГПК РФ, а также права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст.ст. 31.2, 31.3 Федерального закона от 24.06.1999 года N 120-ФЗ.
Законом не урегулирован вопрос о том, в открытом или закрытом судебном заседании следует рассматривать материал о помещении в ЦВСНП.
Как показало обобщение, 6 материалов рассмотрено в открытом судебном заседании, 40 материалов - в закрытом судебном заседании, в 5 материалах - не указано, в открытом или закрытом с/з.
В соответствии со ст. 8.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
Поэтому в каждом конкретном случае следует обсуждать вопрос о рассмотрении материала в закрытом судебном заседании.
Гражданским процессуальным Кодексом РФ (ст. 228) предусмотрено обязательное ведение протокола судебного заседания.
В соответствии со ст. 229 ГПК РФ, протокол судебного заседания должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия. Перечень обстоятельств, подлежащих обязательному указанию в протоколе судебного заседания, приведен в ч. 2 ст. 229 ГПК РФ.
В соответствии с правилами судопроизводства, в протоколе судебного заседания необходимо отражать сведения о дате, месте, времени начала и окончания судебного заседания, о наименовании рассматриваемых материалов, о составе суда и участвующих в заседании лицах, с указанием данных о несовершеннолетнем правонарушителе, разъяснении ему права обжаловать постановление (с 14 лет), а также ход судебного заседания.
Федеральным Законом N 120-ФЗ от 24.06.1999 года не прописан порядок рассмотрения материала, поэтому, согласно ст. 246 ГПК РФ, он должен осуществляться по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 ГПК РФ, главами 24 - 26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.
В начале судебного заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, объявляет состав суда, разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности, докладывает ходатайство. Затем выступают представитель заявителя, несовершеннолетний, его законный представитель. Обязательно заслушиваются представители органа опеки и попечительства, ЦВСНП, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. После чего оглашаются и исследуются представленные материалы.
Суд проверяет обоснованность доводов, указанных в ходатайстве, по каждому из изложенных оснований.
По смыслу статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с ходатайством возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.2 Закона по результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление:
1) о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.
Принятие иных постановлений, в частности, о прекращении производства по материалу, законом не предусмотрено. Однако это возможно в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.
Когда в судебном заседании выявляются какие-либо обстоятельства, исключающие возможность принятия законного и обоснованного решения, либо материалы не содержат достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения несовершеннолетнего в Центр, правильным будет вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в Центр.
Мотивированное постановление составляется судьей в совещательной комнате и по выходе оглашается в судебном заседании. Учитывая специфику дел, составление и оглашение только резолютивной части постановления недопустимо. Нормы международного права предусматривают в качестве гарантий прав несовершеннолетних расширение предмета доказывания, связанных с учетом социальных, возрастных и физиологических особенностей этой категории лиц (установление условий жизни и воспитания, особенностей его личности, влияния на него старших по возрасту лиц и т.п.), что, по своей сути является дополнительной гарантией обеспечения защиты их прав и законных интересов.
Только полное исследование всех обстоятельств совершенного подростком деяния и всесторонний учет особенностей его личности, приведение и оценка их в постановлении могут обеспечить принятие справедливого решения.
Постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП должно содержать данные, предусмотренные п. 4 ст. 31.2 Закона, в том числе цели и основания помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП с указанием в резолютивной части о его содержании в центре в течение времени, минимально необходимого для установления личности несовершеннолетнего, его устройства, передачи его родителям, иным законным представителям, или для защиты его жизни или здоровья, либо предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, но не более 30 суток, и о порядке обжалования и опротестования постановления.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона, несовершеннолетние могут содержаться в ЦВСНП органа внутренних дел в течение времени, необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях данный срок может быть продлен до 45 суток.
В ходе проведенного анализа было установлено, что в большинстве случаев судьи принимали решение о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок, необходимый для его дальнейшего устройства, но не более определенного количества суток, чаще всего не более 30 суток. Вместе с тем, имели место случаи помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на конкретные сроки. Так, в 10 случаях суды помещали несовершеннолетних в ЦВСНП на 30 суток (Октябрьский суд, Советский суд, Правобережный суд, Задонский суд, Усманский суд); в 1 случае - на 25 суток (Октябрьский суд); в 1 случае - на 15 суток (Усманский суд); в 1 случае - на 10 суток (Задонский суд).
Между тем, судом не учтено, что на время нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП могут повлиять обстоятельства, связанные с установлением его личности, места проживания, угрозой его жизни или здоровью, которые суд предусмотреть не в состоянии.
Поэтому конкретный срок помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП указывать в постановлении не следует. Иначе может сложиться ситуация, когда вопрос с устройством несовершеннолетнего фактически решен, а указанный в постановлении судьи срок, на который помещен несовершеннолетний, еще не истек. Либо наоборот, вопрос об устройстве несовершеннолетнего не разрешен, а срок, на который несовершеннолетней помещен, истек.
Следует иметь в виду, что срок нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП должен исчисляться с момента его фактического помещения в ЦВСНП, т.е. срок помещения в ЦВСНП на основании постановления начальника ОВД или иного уполномоченного лица до судебного решения в обязательном порядке должен быть засчитан судом.
Не определен Законом и момент исполнения сотрудниками ОВД постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП - с момента его оглашения или с момента вступления постановления в законную силу.
На практике судебные постановления исполняются с момента оглашения в зале судебного заседания, что является правильным, исходя из целей и задач помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП. Поэтому постановление о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП подлежит немедленному исполнению сотрудниками ОВД, о чем следует указывать в резолютивной части постановления.
Обжалование или опротестование постановления не приостанавливает его исполнения.
После оглашения постановления судья разъясняет порядок его обжалования и опротестования, предусмотренный п. 1 ст. 31.3, ст. 30 Закона, о чем должна быть сделана запись в протоколе судебного заседания.
Копия постановления вручается или высылается несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям не позднее трех суток со дня вынесения, а также вручается адвокату, прокурору, представителю ЦВСНП и представителю органа внутренних дел.
Как показал анализ материалов, требования закона о вручении сторонам копии судебного решения в установленный срок выполнены во всех случаях.
Если при рассмотрении материала будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав несовершеннолетнего, о необходимости оказания ему и семье материальной, психологической, социальной и иной помощи, суду необходимо вынести частное постановление либо представление в адрес соответствующих органов.
За отчетный период судьями области вынесено 3 частных постановления в адрес органов профилактики, в основном в связи с ненадлежащим оформлением материалов и отсутствием данных о профилактической работе с несовершеннолетним. Так, по материалу в отношении С. (Левобережный районный суд) вынесено частное постановление в адрес прокурора Левобережного района г. Липецка и начальника УМВД России по г. Липецку. Основанием для вынесения постановления послужили следующие обстоятельства: необходимость более тщательного и полного представления материалов; факт неознакомления с направляемыми в суд материалами законного представителя и защитника; отсутствие в материале подробных сведений о личности и воспитании несовершеннолетнего; отсутствие информации, подтверждающей, что со стороны ОДН ОУУП и ПДН УМВД по г. Липецку предпринимались какие-либо действенные меры, направленные на профилактику и недопущение совершения С. правонарушений.
Второе частное постановление от 7 ноября 2012 года по другому материалу в отношении С. вынесено в связи с тем, что материалы поступили в суд за истечением 48-часового срока помещения С. в ЦВСНП; отсутствуют данные о проведении конкретной профилактической работе, представлена формальная справка.
Постановление может быть обжаловано председателю вышестоящего суда через суд, вынесший постановление, несовершеннолетним, достигшим 14-летнего возраста, его родителями или иными законными представителями либо по их просьбе адвокатом, а также опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц. Круг заинтересованных лиц в Законе не указан. Полагается, что в данном случае имеются ввиду лица, которые вправе обжаловать постановление.
При поступлении жалобы указанных лиц или протеста (представления) прокурора судья, известив об этом другую сторону, незамедлительно, без указания даты рассмотрения, направляет материалы с поступившей жалобой или протестом председателю областного суда.
Как выше указано, в 2012 году было обжаловано 1 постановление прокурором, впоследствии производство по представлению прекращено. Процессуальные нормы направления материала в вышестоящий суд соблюдены.
Сведения об исполнении постановления суда содержатся не во всех материалах. В качестве положительного примера можно привести работу Елецкого районного суда, Данковского городского суда, Липецкого районного суда, Задонского районного суда. В материалах данных судов содержатся сведения из ЦВСНП об исполнении судебного постановления (с указанием данных о том, когда подросток помещен в ЦВНП, когда и кому впоследствии передан).
Отдельно следует остановиться на вопросах оплаты труда адвоката. При рассмотрении практически всех материалов интересы несовершеннолетнего, наряду с законным представителем, представляли адвокаты по назначению суда. По рассмотренным материалам вынесено 34 постановления об оплате труда адвоката.
В 31 случае оплату труда адвоката постановлено произвести за счет средств федерального бюджета через Судебный департамент РФ по Липецкой области; в 3 случаях - за счет средств федерального бюджета; в 13 случаях защитники не обращались с заявлением об оплате своего труда; в 1 случае защитнику отказано в удовлетворении ходатайства со ссылкой на ст. 131 УПК РФ, ст. 2, ч. 3 ст. 8.2 Закона Липецкой области N 66-ОЗ от 02.07.2007 года.
Законом не урегулирован порядок оплаты труда адвоката, участвующего по назначению суда в судебном заседании при рассмотрении указанной категории дел.
Рассматривая заявления адвокатов об оплате труда, судьи в постановлениях ссылались на различные нормы закона: Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 года N 400; ст.ст. 50, 51, 131, 132, 313 УПК РФ, ст. 22 ФЗ N 120; ст. 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года", совершивший общественно опасное деяние или административное правонарушение несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в ЦВСНП, не является субъектом уголовно-правовых отношений. Вопрос о его временной изоляции решается в порядке гражданского судопроизводства с участием адвоката, назначаемого судом на основании ст. 50 ГПК РФ, что в данном случае является процессуальной гарантией, обеспечиваемой государством. В том случае, когда федеральный законодатель, установив определенные гарантии, не урегулировал вопросы их финансирования, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан, взыскание должно производиться за счет средств федерального бюджета. Кроме того, из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 года N 1-П следует, что в вопросах регулирования сходных отношений федеральный законодатель должен придерживаться единых норм и принципов. Следовательно, если адвокат участвует в судебном разбирательстве по назначению суда, все расходы по оказанию им юридической помощи принимает на себя государство. В силу ч. 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, а также при отсутствии норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Поскольку нормы, определяющие порядок и размер оплаты труда адвоката, назначаемого в качестве представителя по гражданскому делу на основании ст. 50 ГПК РФ, отсутствуют, то применению подлежат нормы, регулирующие оплату труда адвоката, назначаемого по уголовным делам. Статья 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает, что в том случае, когда адвокат участвует в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению суда, оплата его труда компенсируется за счет средств федерального бюджета. Данная норма согласуется со ст. 50 УПК РФ.
Поэтому при разрешении вопроса оплаты труда адвоката следует применять нормы УПК РФ и Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 года N 1240 (вместо ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 года N 400).
Подробный обзор судебной практики рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (СУВУЗТ) не проводился вследствие того, что в 2012 году рассмотрен лишь 1 такой материал - в отношении П. (Правобережный суд). Постановлением суда П. помещен в специальное профессиональное училище сроком на 2 года. Как следует из представленных материалов, у суда имелись предусмотренные Законом основания для принятия указанного решения, выводы суда убедительно мотивированы.
Вопросы профилактики правонарушений
Как отмечено выше, представляемые в суд материалы о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел несовершеннолетних (особенно повторно) по мотивам предупреждения совершения им повторных общественно опасных деяний, должны содержать сведения о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним.
В качестве положительного примера предоставления таких сведений можно указать материал в отношении С. (Елецкий районный суд), где подробно приведены конкретные профилактические мероприятия, проводимые в отношении подростка.
В некоторых материалах сведения о проводимой профилактической работе практически отсутствуют. Так, из материала в отношении Ж., следует, что подросток проживает с матерью, братьями и сестрами; состоит на профилактическом учете в ПДН с 29.04.2008 года (за кражу). 29.06.2011 года украл 300 рублей из дома М.; в возбуждении уголовного дела отказано за недостижением возраста уголовной ответственности; 22.03.2012 года открыто похитил у жительницы села деньги в сумме 400 рублей, отказано в возбуждении уголовного дела за недостижением возраста уголовной ответственности.
Постановлением суда от 12 июля 2011 года помещен в ЦВСНП на 10 суток.
Постановлением суда от 5 мая 2012 года помещен в ЦВСНП на 10 суток.
30 июля 2012 года причинил телесные повреждения и угрожал ножом гр. П., 1928 г.р., отказано в возбуждении уголовного дела по ст.ст. 116, 119 УК РФ в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.
Характеристика на Ж. от главы сельского поселения: склонен к совершению правонарушений, поступали жалобы от населения, на замечания не реагирует.
Каких-либо сведений о конкретной профилактической работе с подростком и семьей в материале не содержится, хотя, как видно из количества и характера совершенных подростком правонарушений, необходимость в проведении такой работы стоит наиболее остро.
Несовершеннолетний Ш., воспитывается бабушкой и дедушкой, опекун - дедушка Ф., 1937 года рождения. Родители подростка умерли в 2007 году. Ш. состоит на профилактическом учете с 2009 года. Согласно представленных сведений, в отношении Ш. неоднократно выносились постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, в основном - в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Так, 10.09.2009 года в отношении Ш. вынесено постановление о прекращении уголовного дела по ч. 1 ст. 158 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; 15.09.2010 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела по ч. 1 ст. 228 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; 30.01.2012 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела по факту хищения светодиодного фонарика; 12.02.2012 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела по ч. 1 ст. 167 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; 03.02.2012 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела по ч. 1 ст. 158 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Ранее постановлением судьи от 29.09.2009 года Ш. направлялся в ЦВСНП на 30 суток.
13 февраля 2012 года в районный суд г. Липецка поступило ходатайство о помещении Ш. в ЦВСНП с целью предупреждения совершения им повторных противоправных деяний, которое судом удовлетворено.
Согласно представлению старшего инспектора ОДН ОМВД России по Грязинскому району, Ш. нуждается в особом внимании и воспитании. Законный представитель Ф. с воспитанием внука не справляется в силу своего возраста; не в силах контролировать поведение внука, исключить отрицательное влияние его друзей, что может привести к совершению Ш. повторных общественно-опасных деяний. Дедушка неоднократно заслушивался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее выполнение опекунский обязанностей по воспитанию и содержанию внука.
Каких-либо сведений о конкретной профилактической работе со стороны органов профилактики с подростком, об оказании помощи опекуну в воспитании подростка в представленных материалах не содержится.
В ряде случаев профилактическая работа с несовершеннолетними носит формальный характер; контакт с подростками фактически не устанавливается (материал в отношении Л., Добринский суд), на что правильно обращает внимание суд в своем решении.
Результаты обобщения показывают, что в ряде случаев вместо помещения подростка в ЦВСНП достаточно было бы скорректировать проводимую с ним индивидуальную профилактическую работу и подключить к ней максимальное число субъектов профилактики.
Так, судом отказано в удовлетворении ходатайства о помещении в ЦВСНП несовершеннолетнего М. (Октябрьский суд). Как правильно указал суд, предусмотренные Законом правовые основания для его помещения в ЦВСНП отсутствовали. Вместе с тем, из представленных сведений следует, что подросток с 2008 года состоит на внутришкольном учете за агрессивное поведение по отношению к одноклассникам, конфликтен, со взрослыми и педагогами ведет себя дерзко, бывают конфликты с учителями. По месту жительства характеризуется неоднозначно, имеется конфликт с соседями. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости усиления профилактической работы с подростком в сторону корректировки его агрессии и конфликтности с целью предупреждения совершения подростком правонарушений против личности.
В других случаях, напротив, вместо неоднократного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП возможно было поставить вопрос о применении более радикальных мер.
Так, несовершеннолетний С., неоднократно обсуждался на заседаниях КДН при администрации Грязинского района. Подросток отрицательно характеризуется по месту обучения, по характеру агрессивен, склонен к бродяжничеству и лжи. Мать не может воздействовать на воспитание сына. 2 января 2012 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ; 29 января 2012 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ. Постановлением судьи Грязинского городского суда от 31.01.2012 года С. с целью предупреждения совершения повторных общественно-опасных деяний помещен в ЦВСНП сроком на 30 суток. По возвращению из ЦВСНП подросток свое поведение не исправил, продолжая совершать общественно-опасные деяния. 2 апреля 2012 года в отношении С. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ; 25.05.2012 года в отношении С. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ; 25 августа 2012 года в отношении С. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 116 УК РФ.
Приведенные в представлении ОВД вышеуказанные сведения об устойчивом противоправном поведении С. свидетельствовали о наличии оснований для принятия в отношении подростка более радикальных мер, например, помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, при наличии к тому оснований, однако вопрос об этом не ставился, сотрудники ОВД вновь обратились в суд с ходатайством о помещении С. в ЦВСНП на срок до 30 суток.
Недостаточно используются возможности психологической службы. В данном случае речь идет в основном о подростках - жителях г. Липецка и Липецкой области, которые помещаются в ЦВСНП по мотивам предупреждения совершения повторных правонарушений или общественно-опасных деяний, реабилитация и коррекция которых возможна педагогами-психологами Центра медико-психолого-педагогического сопровождения. В большинстве материалов отсутствуют сведения о работе психолога с несовершеннолетним, в то время как непринятие мер по оказанию несовершеннолетним необходимой психологической помощи может повлечь дальнейшую социальную дезадаптацию подростка.
Как показало обобщение, 35 несовершеннолетних из 51 являлись учащимися школ (33) и средних учебных заведений (2), и совершали правонарушения в дневное время, либо прогуливая занятия, либо после учебных занятий; 15 несовершеннолетних не учились и не работали. Практически во всех материалах отсутствовали сведения о том, что несовершеннолетние посещают какие-либо кружки, секции. Таким образом, одной из основных проблем остается вопрос занятости несовершеннолетних, вопрос организации их досуга.
Предложения:
1. Справку по результатам обобщения обсудить на заседании Президиума Липецкого областного суда.
2. После обсуждения на Президиуме данную справку направить в суды Липецкой области для применения в работе при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
3. Направить представления в УМВД РФ по Липецкой области, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Липецкой области, управление образования и науки Липецкой области, департамент образования администрации г. Липецка с указанием недостатков, выявленных в ходе обобщения, и с предложениями по совершенствованию профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения и общественно-опасные деяния.
Судья Липецкого областного суда |
Черешнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием
Текст справки размещен на сайте Липецкого областного суда