Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы реализации государственной программы
Липецкая область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению потребления топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции
Общий объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Липецкой области составляет в среднем 19,3 млн. тонн условного топлива в год, основная доля которого приходится на обрабатывающие производства (88,43%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,82%), сельское хозяйство (1,71%), транспорт и связь (0,7%).
В расчете на рубль валового регионального продукта потребление топливно-энергетических ресурсов составляет 0,07 кг условного топлива, что выше среднероссийских показателей на 5,2%. Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового регионального продукта, в котором доля энергоемких промышленных производств, большую часть которых занимает металлургия и металлообработка, составляет 44%.
Снижение энергоемкости валового регионального продукта и создание на этой основе условий для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является одним из приоритетов государственной политики в Липецкой области.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Липецкой области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Липецкой области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Липецкой области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 47% потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки теплоэлектроцентралями. При этом удельный расход условного топлива (кг) на 1 отпущенный кВт/ч электроэнергии, вырабатываемой теплоэлектроцентралями области, составляет 0,323, что выше среднероссийского показателя на 9,6%. Производство тепловой энергии также характеризуется высоким уровнем энергетических издержек. Так, на выработку 1 Гкал расходуется 154,8 кг условного топлива, что выше среднероссийского показателя на 8,7%.
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций бюджетной сферы Липецкой области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Липецкой области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов области. За 2012 год потребление областными организациями бюджетной сферы тепловой энергии составило 186 тыс. Гкал, что составляет 51,6% в структуре топливно-энергетического баланса данной категории потребителей, электрической энергии - 53,6 млн. кВт/ч (34,4%), природного газа - 6,5 млн. куб. м (14%). В 2012 году доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетных учреждений в общей структуре расходов консолидированного бюджета Липецкой области составила 2,98%.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Липецкой области выполнен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, созданию генерирующих источников, произведена замена значительного количества технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, приняты меры по оптимизации систем теплоснабжения городов и районов Липецкой области, замене электросчетчиков на приборы более высокого класса точности.
По состоянию на 1 января 2013 года уровень газификации Липецкой области составляет 80,5%. Общая протяженность газораспределительных сетей - 17 783,37 км. Ежегодно Липецкая область получает около 5 млрд. кубометров газа, который распределяется между потребителями, прежде всего, промышленными потребителями, социальной сферой и населением. Количество газифицированных объектов коммунально-бытовых предприятий составляет 5628, промышленных предприятий - 200, предприятий сельскохозяйственного комплекса - 93. Оборудованы системой телеметрического контроля параметров работы 492 газораспределительных пункта.
Анализ текущего состояния сферы реализации государственной программы показывает наличие ряда проблем:
- высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
- высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
- недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточная обеспеченность населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства природным газом (особенно в сельской местности);
- недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами.
Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются:
- в разработке, принятии и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Липецкой области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств;
- обеспечении надежного энергоснабжения потребителей Липецкой области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии; повышении роли проводимых энергетических обследований;
- обеспечении учета и контроля за потреблением энергоресурсов;
- формировании условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Программа направлена на решение задач Энергетической стратегии России на период до 2030 года и соответствует основным направлениям развития экономики и социальной сферы Липецкой области, определенным Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ.
При решении данных проблем необходимо учитывать возможные риски в сфере реализации государственной программы.
Социальные риски обусловлены:
- недостаточной активностью хозяйствующих субъектов и населения в решении задач по энергосбережению;
- возможным дефицитом высококвалифицированных кадров отрасли энергетики для осуществления энергоэффективных мероприятий и строительно-монтажных работ.
Финансово-экономические риски связаны с:
- увеличением темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
- сокращением финансирования и невыполнением юридическими лицами мероприятий государственной программы;
- возможным снижением уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- несоответствием объемов запланированных средств на ресурсное обеспечение государственной программы;
- возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Операционные риски связаны с недостатками нормативно-правового обеспечения, несвоевременным внесением назревших изменений в нормативную правовую базу по направлениям реализации государственной программы.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков.
Исходя из существующих проблем, сформулированы основные стратегические цели и задачи государственной программы.
Подраздел 2 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление Администрации Липецкой области от 26 декабря 2017 г. N 607
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Региональная государственная политика в области развития энергетики и повышения энергоэффективности Липецкой области является частью государственной энергетической политики Российской Федерации, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Приоритеты и цели областной политики по развитию энергетики и повышению энергоэффективности определены в стратегических документах Российской Федерации и Липецкой области:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р;
- Стратегии социального и экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ.
Целью государственной программы является надежное обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение энергетической эффективности.
Достижение цели государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Липецкой области" обеспечивается решением следующих задач, соответствующих сфере деятельности и функциям ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.
Задача 1. Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.
Задача 2. Обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения области в энергоресурсах.
В условиях общего экономического роста обеспечение потребностей экономики и населения области в энергоресурсах является одной из приоритетных задач перспективного развития секторов топливно-энергетического комплекса. Достижение указанной задачи осуществляется путем:
- удовлетворения потребностей экономики и населения области в электрической и тепловой энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в энергетику;
- обеспечения надежности и безопасности работы системы электроснабжения области в нормальных и чрезвычайных ситуациях;
- инвестиционно-инновационного обновления отраслей энергетики, направленного на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электро- и теплоэнергии;
- газификации и развития газораспределительных сетей.
Задача 3. Развитие использования возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
В условиях непрерывного роста стоимости всех видов углеводородного сырья, что приводит к значительному повышению себестоимости выработки электрической и тепловой энергии, актуальным становится создание и развитие в Липецкой области малой энергетики - собственных генерирующих мощностей на основе возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
Состав целевых индикаторов и показателей задач государственной программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации государственной программы;
- охват всех наиболее значимых результатов реализации государственной программы;
- минимизацию количества индикаторов (показателей);
- наличие государственного статистического наблюдения и методик расчета значений индикаторов (показателей).
Индикаторы, характеризующие достижение цели государственной программы:
- энергоемкость валового регионального продукта (кг у.т./тыс. руб.);
- доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области (%);
- доля введенных в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами (%).
Первый индикатор - энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) области определяет качество использования энергоресурсов, структуру промышленного производства, степень развитости региональной энергетической системы. Снижение энергоемкости ВРП определяется подпрограммой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Второй индикатор показывает долю энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области.
Третий индикатор показывает долю введенных в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Показателями решения задачи 1 "Развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности" являются:
- обеспечение за счет реализации мероприятий государственной программы годовой экономии топливно-энергетических ресурсов (тыс. т у.т.);
- экономия топливно-энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий государственной программы (т у.т.).
Показателями решения задачи 2 "Обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения области в энергоресурсах" являются:
- объем производства электрической энергии (тыс. кВт/ч);
- объем производства тепловой энергии (в сопоставимых условиях) (тыс. Гкал);
- уровень газификации муниципальных образований области (%).
Показателем решения задачи 3 "Развитие использования возобновляемых источников энергии" является количество построенных объектов малой энергетики (единиц).
Набор индикаторов и показателей является достаточным, не противоречит друг другу и количественно характеризует ход реализации государственной программы.
Подраздел 3 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление Администрации Липецкой области от 26 декабря 2017 г. N 607
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Для достижения поставленной цели и решения задач государственной программы предусматривается выполнение основных мероприятий, входящих в состав подпрограмм государственной программы, в том числе:
Подпрограмма 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 1 направлено на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Выполнение подпрограммы 1 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - снижению энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году до 65,09 кг у.т./тыс. руб.
Подпрограмма 2. Развитие и модернизация электроэнергетики.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 2 направлено на повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе; снижение потерь электроэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования; стабилизацию и поэтапное снижение стоимости электроэнергии для промышленности и населения, в том числе снижение удельных затрат на единицу передаваемой электроэнергии; стимулирование внедрения новых технологий в энергетике области.
Подпрограмма 3. Развитие и модернизация теплоэнергетики.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 3 направлено на повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой теплоэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в теплосетевом комплексе; снижение потерь теплоэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования; стабилизацию и поэтапное снижение стоимости теплоэнергии для промышленности и населения, в том числе снижение удельных затрат на единицу передаваемой теплоэнергии; стимулирование внедрения новых технологий в энергетике области.
Подпрограмма 4. Газификация и реконструкция газораспределительных сетей.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 4 направлено на обеспечение надежного газоснабжения потребителей.
Выполнение подпрограмм 2, 3, 4 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - к обеспечению 100% ввода в эксплуатацию объектов энергетики на территории Липецкой области в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Подпрограмма 5. Развитие использования возобновляемых (альтернативных) источников энергии.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 5 направлено на создание конкурентных преимуществ генерации электрической и тепловой энергии на основе использования возобновляемых источников энергии, обеспечивающих привлечение инвестиций для повышения экологической и энергетической эффективности и технологического развития энергетики в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Выполнение подпрограммы 5 приведет к достижению целевого индикатора государственной программы - увеличению доли энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Липецкой области - к 2020 году до 13,81%.
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов цели и показателей задач по годам реализации государственно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.