Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2023 года по административному делу N 2-870/2022 по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежского городского суда Архангельской области суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" о возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования "Онежское" (далее - МО "Онежское"), муниципального образования "Кодинское" (далее - МО "Кодинское"), муниципального образования "Золотухское" (далее - МО "Золотухское"), муниципального образования "Покровское" (далее - МО "Покровское"), муниципального образования "Порожское" (далее - МО "Порожское", муниципального образования "Нименьгское" (далее - МО "Нименьгское", муниципального образования "Чекуевское" (далее - МО "Чекуевское") маневренный жилищный фонд, состоящий из жилых помещений, отвечающих требованиям санитарно-технических норм и правил, со степенью благоустройства применительно к условиям конкретного населенного пункта в соответствующем муниципальном образовании, в количестве, соответствующем потребности в таких жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности прокуратурой выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО "Онежский муниципальный район", выразившиеся в том, что на территории г. Онега и Онежского района для временного проживания гражданам предлагаются жилые помещения маневренного фонда, находящиеся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что вызывает отказ граждан от предложенных вариантов, влечет нарушение их жилищных прав и понуждает к дальнейшему проживанию в аварийном жилом доме, в том числе имеющем угрозу обрушения.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года, принятым в порядке гражданского судопроизводства, иск Онежского межрайонного прокурора удовлетворен.
На администрацию муниципального образования "Онежский муниципальный район" возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории МО "Онежское", МО "Кодинское", МО "Золотухское", МО "Покровское", МО "Порожское", МО "Нименьгское", МО "Чекуевское" маневренный жилищный фонд, состоящий из жилых помещений, отвечающих требованиям санитарно-технических норм и правил со степенью благоустройства применительно к условиям конкретного населенного пункта в соответствующем муниципальном образовании, в количестве, соответствующем потребности в таких жилых помещениях".
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2023 года решение Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 6 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 октября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов.
Податель кассационной жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций не в полном объеме установлены фактические обстоятельства по делу, неправильно применены нормам материального права, не дана оценка доводам, изложенным администрацией в отзыве и апелляционной жалобе.
Относительно кассационной жалобы администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" Онежским межрайонным прокурором представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Онежской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО "Онежский муниципальный район".
Так, на территории г. Онега и Онежского района для временного проживания гражданам предлагаются жилые помещения маневренного фонда, находящиеся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, что вызывает отказ граждан от предложенных вариантов, влечет нарушение их жилищных прав и понуждает к дальнейшему проживанию в аварийном жилом доме, в том числе имеющего угрозу обрушения. Все свободные жилые помещения по состоянию на третий квартал 2022 года, расположенные на территории МО "Онежский муниципальный район" (за исключением МО "Малошуйское"), числящиеся в реестре имущества, принадлежащего администрации МО "Онежский муниципальный район", включенные в перечень жилых помещений специализированного (маневренного) жилищного фонда, предлагаемые гражданам, нуждающимся в маневренном фонде, расположены в жилых домах с частичным благоустройством, либо в жилых домах без благоустройства, многие из которых признаны аварийными и подлежащими сносу, то есть не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, а также степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Сведения, свидетельствующие об отнесении таких помещений к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, предусмотренном законом, в органах Росреестра отсутствуют.
На территориях МО "Золотухское", МО "Покровское", МО "Чекуевское" отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
В МО "Онежское" имеется 8 жилых помещений специализированного (маневренного) жилищного фонда, все из которых расположены в жилых домах с частичным благоустройством, либо в жилых домах без благоустройства; в МО "Порожское" - 1 жилое помещение при существующей потребности не менее 68 таких; в МО "Нименьгское" - 1 жилое помещение при существующей потребности не менее 24; в МО "Кодинское" имеется 8 жилых помещений маневренного фонда, 5 из которых расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при текущей потребности в маневренном жилье не менее 174.
Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, продолжают проживать в аварийных домах, ввиду не предоставления им ни маневренного жилья, ни социального жилья, отвечающего требованиям санитарных норм и правил.
Удовлетворяя заявленные Онежским межрайонным прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что принимаемые административным ответчиком меры, направленные на создание маневренного жилищного фонда, являются явно недостаточными, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении администрацией муниципального образования "Онежский муниципальный район" своих полномочий.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами правильно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 92, статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилыми помещениями маневренного жилищного фонда, в числе прочих составляющими специализированный жилищный фонд, подлежат обеспечению граждане в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, граждане, утратившие единственное жилое помещение в результате обращения на него взыскания по ипотечным обязательствам, граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере жилищных правоотношений, по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определены частями 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу подпункта 3 пункта 1.1 статьи 10 Устава муниципального образования "Онежский муниципальный район", принятого решением Собрания депутатов МО "Онежский муниципальный район" 26 декабря 2014 года N 101 (с последующими изменениями), к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Онежского муниципального района на территориях сельских поселений Онежского муниципального района относится обеспечение проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из приведенного правового регулирования в его системной взаимосвязи следует обязанность органов местного самоуправления муниципального образования "Онежский муниципальный район" создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Доводы кассационной жалобы о том, что маневренный жилищный фонд создан, о незаконности или необоснованности постановленных судебных актов не свидетельствуют.
При установленных в результате проведенной прокуратурой проверки и судами фактических обстоятельствах дела, которые доводами кассационной жалобы не опровергается, вывод судов о фактическом отсутствии маневренного жилищного фонда муниципального образования, позволяющего решать задачи, предусмотренные вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, следует признать правильными.
Фактическое отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования "Онежский муниципальный район" создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории района и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суды верно исходили из того, что создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья.
При этом в силу пунктов 4 и 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 N 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, требования к степени благоустройства и о соответствии жилых помещений маневренного фонда санитарно-техническим нормам и правилам действующим законодательством предусмотрены.
Бездействие административного ответчика, не принимающего надлежащих мер к созданию на территории муниципального округа маневренного жилого фонда, не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц на жилище в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, что является основанием для удовлетворения заявленных требований прокурора и возложения на администрацию района обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Решение Онежского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.