Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Товарищества собственников недвижимости "Зеленые холмы" на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 7 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 сентября 2023 года по административному делу N 2а-5173/2023 по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Зеленые холмы" к администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества и передаче на обслуживание системы водоснабжения и водоотведения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя ТСН "Зеленые холмы" - ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников недвижимости "Зеленые холмы" (далее - ТСН "Зеленые холмы") обратилось во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация сельского поселения, Администрация), в котором просила признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения, выразившееся в том, что Администрация не ставит на учет бесхозяйное имущество - коммуникации водоснабжения и водоотведения, а также не передает на обслуживание в ГУП "Водоканал" в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" бесхозяйные коммуникации водоснабжения и водоотведения, расположенные в коттеджном поселке ТСН "Зеленые холмы".
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество), в качестве заинтересованного лица - ГУП "Водоканал Ленинградской области".
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 7 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 сентября 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ТСН "Зеленые холмы" на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 7 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 19 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 октября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 2 июня 2022 года ТСН "Зеленые холмы" обратилось в администрацию МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением, в котором указывая, что система водоснабжения коттеджного поселка оказалась бесхозяйной на земле, принадлежащей муниципальному образованию (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общего пользования кадастровый N), центральное водоснабжение в коттеджном поселке в настоящее время отсутствует, просило до признания права собственности на бесхозяйный объект водоснабжения и водоотведения в КП "Зеленые холмы", определить гарантирующую организацию, в случае организации подключения КП к системе центрального водоснабжения или организацию, которая будет осуществлять водоснабжение и водоотведение КП "Зеленые холмы" и обслуживать в настоящее время бесхозяйное имущество: скважины (3 шт.) и насосную станцию на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в "адрес".
В ответ на данное заявление письмом от 24.06.2022 г. N 2492 администрация МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области сообщила административному истцу о том, что у администрации отсутствуют полномочия органов местного самоуправления поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения.
В дальнейшем, административный истец неоднократно обращался в различные государственный органы по вопросу принятия на баланс бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", но получал отказ.
По мнению административного истца, администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, необоснованно отказалась поставить на учет водопроводную сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды (включая централизованную насосную станцию, находящуюся на территории Бугровского сельского поселения), а также канализационную сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, находящихся на территории коттеджного поселка (ТСН) "Зеленые холмы".
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что со стороны администрации МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области отсутствует бездействие по постановке на учет бесхозных коммуникаций водоснабжения и водоотведения, находящихся в коттеджном поселке (ТСН) "Зеленые холмы" в д. Сярьги, Всеволожского района Ленинградской области и не передаче их на обслуживание в ГУП "Леноблводоканал". При этом суд пришел к выводу, что данное имущество не является бесхозным. Три скважины, насосная станция на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в деревне Сярьги Всеволожского района Ленинградской области являются обособленными, не соединенными с централизованной системой водоснабжения, ввиду ее отсутствия на территории МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда установила, что в районе территории ТСН "Зеленые холмы", расположенном в дер. Сярьги, Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района имеются следующие сооружения: водовод (со скважинами) для нужд ТСН "Зеленые холмы", протяженностью 1517 м, что подтверждается техническим планом сооружения, подготовленным по инициативе администрации МО Бугровское сельское поселение". Технический план подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной Администрацией сельского поселения (т.1, л.д. 227, т.2, л.д 56 -59).
Водовод, находящийся на территории ТСН "Зеленые холмы", расположен на земельных участках, собственность на которые не разграничена и на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "Бугровское сельское поселение", т.е. на землях общего пользования - полосах отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Застройку коттеджного поселка, собственниками недвижимости на территории которого впоследствии было образовано в 2008 года ТСН "Зеленые холмы", на основании постановления Администрации Всеволожского муниципального района от 11.06.2003 г. N 2050 и договора аренды от 16.06.2003 г. земельного участка с кадастровым N осуществляло ООО "Стройинвест". Юридическое лицо, являвшееся застройщиком коттеджного поселка - ООО "Стройинвест" исключено из ЕГРЮЛ (сведения о прекращении юридического лица внесены 25 марта 2019 года).
Также установлено, что строительство водовода (со скважинами) осуществлялось застройщиком и данное имущество в составе квартала коттеджной застройки принято по акту и Администрацией Всеволожского района и Администрацией Бугровского поселения, согласно представленному в материалы дела акту приемки от 22 декабря 2006 года (т.2, л.д. 79, 82).
27 июля 2020 года администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области издала постановление N 2252 "О размещении объекта: водовод (со скважинами) для нужд ТСН "Зеленые холмы" по адресу: "адрес", в районе ТСН "Зеленые холмы", согласно которому постановлено: ТСН "Зеленые холмы" разместить объект: водовод (со скважинами) для нужд ТСН "Зеленые холмы", являющийся сооружением, не требующим разрешения на строительство, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на землях государственная собственность на которую не разграничена, площадью 14232, 84 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". по адресу: "адрес". в районе ТСН "Зеленые холмы", согласно схемы границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель на кадастровом плане территории в соответствии с координатами характеристик точек границ земель сроком на 49 лет, с даты принятия настоящего постановления (л.д. 107, 108, т.1).
Кроме того, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества, 20 апреля 2023 года, т.е. после принятия судом первой инстанции обжалуемого судебного решения, Администрация поставила на учет сооружение коммунального хозяйства - водовод со скважинами для нужд ТСН "Зеленые холмы" протяженностью 1517 м, сооружению присвоен кадастровый N (т.1, л.д. 169).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции также пришел к выводам, что имеющиеся коммуникации водоснабжения не отвечают признакам бесхозяйного имущества, со стороны администрации МО "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области отсутствует бездействие по постановке на учет бесхозяйных коммуникаций водоснабжения и водоотведения, находящихся в коттеджном поселке (ТСН) "Зеленые холмы" в д. Сярьги, Всеволожского района Ленинградской области
В части признания незаконным бездействия Администрации сельского поселения, выразившегося в непередаче бесхозяйных коммуникаций водоснабжения на обслуживание в ГУП "Леноблводоконал", суд апелляционной инстанции установил, что имеющиеся объекты не относятся к системе централизованного водоснабжения (пункты 13, 29 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), соответственно, на них не распространяется действие 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и они не могут быть переданы на обслуживание в ГУП "Ленводоканал".
Соответственно, в данной части бездействие Администрацией сельского поселения также не допущено, заявленные административным истцом требования обоснованно оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При установленных судами обстоятельствах, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В пунктах 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Между тем в рассматриваемом случае, исходя из установленных по делу обстоятельств, имущество, по поводу отсутствия которого на учете как бесхозяйного, административным истцом заявлены требования, не отвечает признакам бесхозяйного имущества.
Как установлено материалами дела, данное имущество в составе квартала коттеджной застройки принято по акту Администрацией Всеволожского района и Администрацией Бугровского поселения. То обстоятельство, что Администрацией Всеволожского муниципального района не было оформлено в муниципальную собственность переданное ему застройщиком по акту приемки от 22.12.2006 г. имущество, само по себе о бесхозяйности данных объектов не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией, либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В данном случае по делу установлено, что имеющиеся объекты не относятся к системе централизованного водоснабжения, на которые не распространяется действие части 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", и не могут быть переданы на обслуживание в ГУП "Ленводоканал".
Наличие системы водоотведения, на которую указывает административный истец, судами не установлено.
При указанных обстоятельствах выводы судов об отсутствии бездействия Администрации сельского поселения следует правильными.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено.
При этом судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных кодексом.
Таким образом, по общему правилу в административном судопроизводстве суд не может изменить предмет или основание иска и обязан рассматривать дело в пределах требований, заявленных административным истцом. Предусмотренное вышеуказанной статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право суда в определенных случаях выйти за пределы предмета заявленных требований не распространяется на дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В рассматриваемом случае, как следует из содержания административного искового заявления, ТСН "Зеленые холмы" заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения, выразившегося в том, что Администрация не ставит на учет бесхозяйное имущество - коммуникации водоснабжения и водоотведения, а также не передает на обслуживание в ГУП "Водоканал" бесхозяйные коммуникации водоснабжения и водоотведения, расположенные в коттеджном поселке ТСН "Зеленые холмы".
Именно данные требования являлись предметом рассмотрения судов по настоящему административному делу.
В связи с этим доводы кассационной жалобы о том, что Администрация сельского поселения в целом не исполняет предусмотренные законом обязанности по осуществлению на соответствующей территории поселения водоснабжения и водоотведения, отказывает в подвозе питьевой воды, проявляя незаконное бездействие, не могут являться предметом проверки суда кассационной инстанции, поскольку не являлись предметом рассмотрения по данному делу.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 7 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Зеленые холмы" - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 7 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.