Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Зеленского А.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, акционерного общества "Невский экологический оператор", на решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2023 года (N 3а-28/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Триумф" о признании недействующим в части распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 1 июля 2022 года N 371-р "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителей Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга Пыхтыревой Ю.В, представителей акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. и Васильева И.В, поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 1 июля 2022 года N 371-р утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга (далее также Порядок). Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "gov.spb.ru" 5 июля 2022 года.
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Триумф" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просило признать недействующим пункт 5.1 Приложения в распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга от 01 июля 2022 года N 371-р "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на противоречие оспариваемого положения части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505, пункту 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641". По мнению административного истца, оспариваемое правовое регулирование неправомерно возлагает на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, обязанность по проведению общего собрания собственников для принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), и нарушает права административного истца на беспрепятственный выбор способа коммерческого учета ТКО.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года, административный иск общества с ограниченной ответственностью "Триумф" удовлетворен. Признан недействующим пункт 5.1 Приложения к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 1 июля 2022 года N 371-р (в действующей редакции) "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга" со дня вступления в законную силу решения суда.
В кассационных жалобах на решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года, поступивших в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга и акционерное общество "Невский экологический оператор" ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильны применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Проверив обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, с соблюдением процедуры принятия и официально опубликовано, что никем не оспаривалось.
Проверяя оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о его противоречии порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, установленному Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с названным законом утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6).
В Санкт-Петербурге утверждение порядка накопления ТКО отнесено к полномочиям Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (пункт 3, 2-5 Положения о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 марта 2017 года N 127 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга").
Правила обращения с ТКО устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил обращения с ТКО).
Раздел I(1) Правил обращения с ТКО, устанавливая порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 8(4) предусматривает, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя, либо соответствующее предложение регионального оператора. В пункте 8 (6) Правил обращения с ТКО указаны сведения, которые должны содержаться в заявке потребителя, а в пункте 8 (7) Правил обращения с ТКО поименованы документы, которые должны быть приложены к заявке потребителя. Перечень прилагаемых к заявке потребителя документов является исчерпывающим. В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (пункт 8 (10) Правил обращения с ТКО).
Таким образом, по смыслу приведенных правовых положений представление потребителем сведений и документов, исчерпывающе перечисленных в пунктах 8(6) и 8(7) Правил обращения с ТКО, является основанием для заключения региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителем.
При этом при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителем может быть выбран любой из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505).
Вместе с тем, исходя из пунктов 5.1.2 и 5.1.3 оспариваемого Порядка, принятие собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указанного в пункте 5.1 Порядка решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО является обязательным условием для заключения дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО.
При таком положении следует признать верным заключение суда о том, что установление оспариваемым положением дополнительного условия для подписания указанного дополнительного соглашения противоречит приведенному порядку заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, установленному Правилами обращения с ТКО, не устанавливающему соответствующего требования, при том, что потребитель согласно данным правилам вправе выбрать способ коммерческого учета "исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Доводам кассационных жалоб судами первой и апелляционной инстанции была дана оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 11 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.