Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Розовой "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года по административному делу N 2-495/2022 по административному исковому заявлению Розовой С.А. к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Розова С.А. обратилась в Мирнинский городской суд Архангельской области с исковым заявлением к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" (далее - Филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс") о признании незаконным решения от 18 апреля 2022 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности на ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии Розовой С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано, что приказом командира войсковой части от 14 декабря 2010 года Розова С.А. была уволена с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга в календарном исчислении составляет 11 лет 06 месяцев, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением. Ранее состояла на учете, но в 2014 году была снята с учета, так как имела в собственности жилье. Впоследствии квартиру продала, пятилетний срок после добровольного ухудшения жилищных условий истек 26 января 2021 года.
В марте 2022 года Розова С.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в чем решением ответчика от 18 апреля 2022 года N 29М-21/10 ей было отказано.
Не соглашаясь с данным решением, Розова С.А. просила суд признать его незаконным, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения составом семьи из двух человек (включая дочь ФИО5).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс").
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 25 октября 2022 года исковые требования Розовой С.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение начальника территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 18 апреля 2022 года N 29/М-21/10 об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
На начальника территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Розовой С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека".
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 25 октября 2022 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Розовой С.А. к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано.
В кассационной жалобе Розовой С.А, в лице представителя ФИО8, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 11 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 октября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, и принятии нового судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14 декабря 2010 года Розова С.А. уволена в запас с военной службы в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга составила свыше 11 лет в календарном исчислении.
16 марта 2022 года Розова С.А. обратилась с заявлением на имя начальника территориального отдела "Мирный" о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в составе семьи из двух человек с учетом дочери ФИО9 и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в Московской области Одинцовский район п.Немчиновка.
Решением начальника территориального отдела "Мирный" от 18 апреля 2022 года N 29М-21/10 Розовой С.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из двух человек, с учетом дочери ФИО9, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.12).
Разрешая дело, суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности принятого органом военного управления решения об отказе в постановке Розовой С.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства на состав семьи с учетом дочери ФИО9 При этом суд исходил из того, что Розова С.А. является военным пенсионером, в настоящее время жильем по избранному месту жительства не обеспечена, пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, истек. При этом само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась. Суд апелляционной инстанции при установленных им конкретных обстоятельствах дела признал правильным вывод административного ответчика об отсутствии оснований для принятия административного истца на жилищный учет, в том числе по истечении пятилетнего срока после распоряжения имевшимся у нее жильем.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года в кассационном порядке, допущено не было. При установленных конкретных обстоятельствах дела, нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 18 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная службу обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила учета военнослужащих).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
При этом в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Абзацем 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент принятия административного ответчиком оспариваемого решения) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирован Правилами признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768.
Согласно пункту 5 названных Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета (а именно, в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеизложенных положений в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами по данному делу, подлежащими выяснению и доказывании, являются вопросы фактической нуждаемости военнослужащего, отвечающего критериям, указанным в подпункте 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в жилом помещении.
Судом апелляционной инстанции установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что с 21 июля 1997 года Розова С.А. и ее дочь ФИО9 имеют регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", проживают в данном жилом помещении с 1997 года - первоначально как члены семьи нанимателя ФИО6, с 2002 года - Розова С.А. - в качестве нанимателя, а ФИО9 - в качестве члена семьи нанимателя, с 2016 года - Розова С.А. как собственник жилого помещения, с 17 января 2022 года - вновь как наниматель указанной квартиры.
Как на момент увольнения с военной службы, так и на момент принятия решения о снятии административного истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2014 году, а также на момент принятия оспариваемого решения в 2022 году Розова С.А. была обеспечена указанным жилым помещением по договору социального найма.
Общая площадь данного жилого помещения составляет 41, 7 кв.м, что свидетельствует об обеспеченности Розовой С.А. и ее дочери жилым помещением более учетной нормы, установленной г. Мирном Архангельской области решением муниципального Собрания МО Мирный от 21 декабря 2005 года N 60 в размере 12 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека, и указывает на отсутствие оснований для признания административного истца нуждающейся в жилом помещении по месту военной службы.
Ссылки подателя кассационной жалобы на преюдициальное значение для настоящего дела решения Мирнинского городского суда Архангельской области от 13 марта 2013 года, судебная коллегия находит ошибочными.
Как следует из представленного в материалы данного дела указанного судебного акта (л.д. 72-73) предметом рассмотрения суда являлись иные обстоятельства, а именно - решение начальника территориального отделения в Архангельской области Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 24 января 2012 года об отказе Розовой С.А. в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 13 марта 2013 года по гражданскому делу N 2-191/13 признано незаконным решение начальника территориального отделения в Архангельской области Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 24 января 2012 г. об отказе Розовой С.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Между тем, как установлено материалами дела, указанное судебное решение исполнено.
Решением начальника территориального отдела "Мирный" от 10 апреля 2013 года во исполнение указанного судебного решения Розова С.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом дочери ФИО9 по избранному месту жительства - г. Ярославль (л.д.14).
Решением начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск от 30 мая 2014 года N29-33/45 Розовой С.А. отказано в предоставлении по договору социального найма распределенного истцу жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 61, 2 кв.м, по адресу: "адрес", в связи с превышением распределенного жилого помещения на 46, 0 кв.м, а также в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Инструкции: предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденных приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (л.д.16).
Решением начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск от 30 мая 2014 года N 29-22/57 Розова С.А. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в связи с выявлением в представленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.17).
Основанием для снятия административного истца с учета послужило отсутствие в представленных Розовой С.А. документах при постановке на учет сведений о наличии в ее собственности "адрес", общей площадью 29, 8 кв.м, что подтверждало обеспеченность административного истца и ее дочери общей площадью жилого помещения в размере 14, 9 кв.м, что выше учетной нормы как по "адрес", так и по "адрес" (л.д.17).
Судебная коллегия отмечает, что законность снятия административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предметом проверки по настоящему административному делу не является.
При этом 16 марта 2022 года Розова С.А. обратилась с заявлением на имя начальника территориального отдела "Мирный" о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как о первичной постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Между тем после снятия с учета в 2014 году оснований для постановки Розовой С.А. на учет не имелось, поскольку в ее собственности с 2015 года имелось жилое помещение по ул. Ленина в г.Мирный, а также до января 2016 года - жилое помещение по "адрес", то есть в 2015-2016 годах у административного истца в собственности имелось два жилых помещения, она и ее дочь были обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
В период с 2016 года по 2021 год Розова С.А. не могла состоять на учете в связи с совершением ею действий по намеренному ухудшению жилищных условий в связи с продажей жилого помещения по "адрес", с даты совершения которых не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок.
Данный срок истек в январе 2021 года, то есть после увольнения административного истца с военной службы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вывод суда апелляционной инстанции о том, что истечение предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срока после окончания военной службы и возникновение права для решения вопроса о постановке на учет нуждающихся в данном случае не являются основанием для повторного рассмотрения органом военного управления вопроса о принятии уволенного с военной службы гражданина на соответствующий учет, следует признать правильным.
Административный истец обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства, только 16 марта 2022 года, то есть спустя 11 лет после увольнения с военной службы (утраты статуса военнослужащего).
Филиалом "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" 18 апреля 2022 года правомерно вынесено решение об отказе Розовой С.А. в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма со ссылкой на то, что право выбора избранного места жительства предоставляется военнослужащему один раз, военнослужащие при этом обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы. Розова С.А. на момент обращения с таким заявлением статусом военнослужащей не обладала, ранее владела на праве собственности квартирой по пер. Школьному в г. Мирный, по истечении пятилетнего срока после ее продажи Розова С.А. статусом военнослужащей не обладала.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что в настоящее время Розова С.А. с дочерью ФИО9 обеспечены жилым помещением более учетной нормы, в данном случае совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Розовой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 21 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.