Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, Судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А. А. Е. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 21 августа 2023 года по административному делу N 2а - 2528/2023 по административному исковому заявлению А. А. Е. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Алексеева А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Алексеев А.Е. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношения Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга", в котором просил: признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт- Петербурга N05-26-39166/22-0-0 от 24 октября 2022 года, N05-19- 103186/22-0-1 от 22 ноября 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом; обязать выдать материалы и сведения из Региональной информационной системы (РГИС) для учета при подготовке схемы земельного участка.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просит обязать утвердить схему земельного участка, принять положительное решение о предварительном согласовании земельного участка.
В обоснование заявленных требований Алексеев А.Е. указал, что на основании ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2 ст.37 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" намерен получить в собственность земельный участок под гаражом с целью регистрации права собственности на земельный участок и на гараж в соответствии с п. 23 ст.70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
13 сентября 2022 года административный истец подал в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявление о согласовании земельного участка под гаражом, на которое 24 октября 2022 года получил решение N 05-26-39166/22-0-0 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
31 октября 2022 года истец подал в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявление о несогласии с отказом, на которое получил решение N 05-19-103186/22-0-1 от 22 ноября 2022 года, подтверждающее отказ.
В обоснование требования об обязании выдать материалы и сведения из Региональной информационной системы (РГИС) для учета при подготовке схемы земельного участка указано, что при принятии решения об отказе Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга учел отсутствие данных сведений в схеме. При этом, на обращение в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" о предоставлении необходимых для оформления схемы данных был получен ответ о их нецелесообразности по причине отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ в предоставлении дополнительных сведений РГИС, выраженный в письме СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 24 ноября 2022 года, с обязанием СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о предоставлении дополнительных сведений РГИС.
В удовлетворении административного искового заявления к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N05-26-39166/22-0-0 от 24 октября 2022 года, N05-19-103186/22-0-1 от 22 ноября 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему земельного участка, обязании принять положительное решение о предварительном согласовании земельного участка отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 ноября 2023 года Алексеев А.Е. просит об отмене судебных актов, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, не соглашаясь с оценкой имеющихся в деле доказательств.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 13 сентября 2022 года административный истец обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
К заявлению были приложены ответ ЦГА СПб от 31 августа 2022 года, ответ ГАТИ от 05 сентября 2022 года, выписка из публичной кадастровой карты о статусе земельного участка, копя акта приемки в эксплуатацию временных сооружений от 18 декабря 1997 года; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная ООО "СкайЛайн-Гео", технический паспорт гаража N56 К АС-93, подготовленный ООО "СкайЛайн-Гео"; технический паспорт гаража N56 КАС-93, подготовленный КУГИ Приморского района Санкт- Петербурга от 28 июля 1998 года, копия паспорта гаража, выданного КАС- 39 от 01 января 1998 года, акт приема-передачи гаража от 01 января 1998 года, копия договора на эксплуатацию гаража в КАС-39 от 01 января 1998 года, копия договора электроснабжения от 01 января 2001 года, справка кабельной сети АО Ленэнерго о мощности, копия договора аренды земельного участка от 21 февраля 2007 года, выписка из ЕГЛЮЛ КАС-39, справка от председателя КАС -39, копии квитанций, пояснения.
Решением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N05-26-39166/22-0-0 от 24 октября 2022 года, по основаниям, изложенным в подпунктах 1, 2 пункта 8 ст. 39.15, подпункте 1 пункта 16 ст. 11.10, подпункте 1 ст. 39.16 ЗК РФ, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 21 кв.м, по адресу: "адрес" (в границах земельного участка с КН 78:34:0004202:1119), на котором расположен гараж N 56 - отказано.
В обоснование решения указано, что представленные документы не содержат сведений о возведении гаража как объекта капитального строительства с получением необходимых разрешений и согласований. В представленном с заявлением акте Межведомственной комиссии Территориального управления Приморского административного района указано о принятии в эксплуатацию временных сооружений. Договор аренды земельного участка является срочным.
В связи с несоответствием представленных документов положениям ст. 3.7 Федерального закона N137-ФЗ в предоставлении земельного участка под используемый гараж на заявленном виде права отказано.
Аналогичный отказ содержится в решении N05-19-103186/22-0-1 от ноября 2022 года на основании подпункта 1 ст.39.16 ЗК РФ.
Судом также установлено, что земельный участок по адресу: г. Санкт- Петербург, Афонская улица, участок 11, площадью 3 928 кв.м, является ранее учтенным, с разрешенным использованием под гаражи и автостоянки, N.
В соответствии с актом от 18 декабря 1997 года Межведомственная комиссия Территориального управления Приморского административного района осмотрела гаражи-боксы ЖК "Воин" в количестве 111 штук.
Согласно заключению комиссии, предъявленное к сдаче временное сооружение - гаражи-боксы ЖК "Воин" в количестве 111 штук считается принятым в эксплуатацию до 01 сентября 1998 года.
Участок, согласно данному акту, предоставлен во временное пользование сроком до 01 сентября 1998 года в соответствии с распоряжением администрации Приморского района N719 от 25 июня 1996 года, N1221 от 20 ноября 1995.
По сообщению СПб ГКУ "Центральный государственный архив" от 31 августа 2022 года в документах архивного фонда Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в распоряжении и.о. главы администрации от 20 ноября 1995 года N1221 "О предоставлении жилищному кооперативу "Воин" земельного участка в аренду" указано, что разрешение на производство работ нужно получить в городской административно-технической инспекции. При этом, в документах административно-технической инспекции Правительства Санкт- Петербурга разрешений на производство строительных работ не имеется.
По сообщению Государственной административно - технической инспекции от 01 сентября 2022 года по сведениям автоматизированной системы ГАТИ заказчику ЖК "Воин" были выданы ордера на временный забор, строительство канализации, теплосети, строительство (электрокабель), телефонная канализация.
01 января 1998 года между ООО "Воин-П" и Алексеевым А.Е. составлен акт приема-передачи гаража-бокса N56 в КАС - 39 "Воин-П" по улице Афонской Санкт-Петербурга и заключен договор на эксплуатацию гаража.
В соответствии с техническим паспортом на гараж площадью 21 кв.м (6 х 3, 5), 01 января 1998 года гараж N56 в КАС-39 "Воин-П" учтен по праву собственности за Алексеевым А.Е, доля 100%, и записано в реестровую книгу под N Г-69/3.
Исходя из справки, выданной 04 мая 2022 года Гаражным кооперативом "КАС-39 "Афонская", Алексеев А.Е. является собственником бокса N56 и не имеет задолженностей.
21 февраля 2007 года между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (арендодатель) и Гаражным кооперативом "КАС -39 "Афонская" (арендатор) заключен договор аренды, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок с N, находящийся по адресу: "адрес" (северо-восточнее пересечения Афонской улицы и улицы Аккуратова), площадью 3928 кв.м для использования под гаражную стоянку. Срок действия договора установлен по 30 января 2010 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что, оспариваемые решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесены административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, так как доказательств того, спорный гараж является объектом капитального строительства, не имеется. Земельный участок, из которого подлежит образованию испрашиваемый истцом земельный участок, хоть и предоставлен гаражному кооперативу, но во временное пользование - аренду под гаражную стоянку.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы о земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной статьи установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу части 1 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом изменений введенных Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.I. Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
На отношения, регулируемые пунктом 2 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего доставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов: заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям "нженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг; документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Исходя из приведенных положений законодательства, усматривается, что право на предоставление земельного участка имеют собственники гаражей, являющихся объектом капитального строительства и возведенных до 30 декабря 2004 года.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.6, 3.1, 3.2 Рекомендаций Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и ГУИОН Санкт-Петербурга от 13 августа 1998 года "По вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга" с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности и иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи.
К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведенном для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность.
Судами установлено, что документов, подтверждающих законность возведения гаража, как объекта недвижимого имущества (объекта капитального строительства), административным истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, судами установлено, что в соответствии с пунктом 7.4 договора аренды земельного участка от 21 февраля 2007 года заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт - Петербурга (арендодатель) и Гаражным кооперативом "КАС -39 "Афонская" (арендатор, ) в случае, если после окончания действия Договора стороны не заключили договор на новый срок арендатор обязан освободить или обеспечить освобождение участка от любого имущества, размещенного на участке во время действия договора или предшествующих ему договоров аренды участка.
Несмотря на то, что согласно акту N 307 от 18 декабря 1997 года приемки в эксплуатацию временных сооружений представлен, из него следует, что после истечения срока аренды земельного участка, участок должен быть освобожден, благоустроен и передан по акту Приморскому РЖА и КУГИ.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что из чего следует, что гараж не создавался как объект капитального строительства.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы административного истца, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 21 августа 2023 года по административному делу N 2а - 2528/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу А. А. Е. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 21 августа 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.