Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, Судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матвеевой О. Ю. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июня 2023 года по административному делу N 2а - 10833/2022 по административному исковому заявлению Матвеевой О. Ю. отказано в удовлетворении требований к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвеева О.Ю. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения от 07 июня 2021 года N 13С/75 (2021) в части снятия с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность на территории Ленинградской области, признании незаконным решения от 08 июня 2022 года N 4283/1.0-24 об отказе в пересмотре ранее принятого решения, обязании отменить решение от 07 июня 2021 года в части снятия с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка.
В обоснование исковых требований указала, что в 2017 году на основании Областного закона Ленинградской области N 105-оз от 14 октября 2008 года "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", в соответствии с решением межведомственной земельной комиссии, согласно протоколу N 9/105 от 12.09.2017, она, являясь матерью трех и более детей, не достигших 18-летнего возраста, была поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом администрации от 24 июня 2021 года N 2869/40-03 сообщено о снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность на территории Ленинградской области по причине реализации указанного права ранее в связи с получением в собственность бесплатно земельного участка площадью 1500 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", на основании постановления администрации Колтушской волости Всеволожского района от 29 сентября 1996 года N 226.
Оспариваемое решение истец считает незаконным, поскольку указанный земельный участок был предоставлен до вступления в силу Областного закона N 105-оз и Земельного кодекса РФ. Кроме того, земельный участок предоставлялся на состав семьи, в который входили первые трое детей. Впоследствии у истца родились еще пять "данные изъяты" "данные изъяты", с учетом которых осуществлена в 2017 году постановка на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с Областным законом N 105-оз.
Определениями суда от 22.08.2022 г, от 20.09.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, МКУ "Центр муниципальных услуг" МО "Всеволожский муниципальный район", Матвеев А.Г, Матвеева О.Г, Матвеев М.Г, Матвеева У.Г.
Решением Всеволожского городского суд Ленинградской области от 16 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июня 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 ноября 2023 года, заявитель просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 27 июля 2017 года Матвеева О.Ю. обратилась в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на первоочередное предоставление земельного участка в собственность бесплатно как многодетной семье.
К заявлению приложены документы, подтверждающие статус семьи заявителя как многодетной.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по предоставлению земельных участков на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 12 сентября 2017 года N 9/105 Матвеева О.Ю. на основании п. 2 ч. 1 ст. 1 Областного закона от 14.10.2008 N 105-оз постановлена на учет в качестве лица, имеющего право на первоочередное предоставление земельного участка в собственность бесплатно (многодетная семья).
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по вопросам постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Областным законом от 17.07.2018 N 75-оз от 07 июня 2021 года N 13С/75 Матвеева О.Ю. снята с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Областным законом от 17 июля 2018 года N 75-оз на основании п. 4 ч. 9 ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-03, по причине реализации ею ранее права на бесплатное предоставление земельного участка.
Основанием для снятия с учета послужили сведения ЕГРН и архивная копия постановления администрации Колтушской волости Всеволожского района Ленинградской области от 29.09.1996 N 226 в соответствии с которым в собственность Матвеевой О.Ю. для строительства индивидуального жилого дома бесплатно предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м, находящийся в "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условием предоставления земельного участка в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 105-оз, действующего на момент постановки истца на учет и применяемого к спорным правоотношениям, являлось отсутствие у гражданина когда-либо предоставленного ему бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе, для дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома). Такое положение обусловлено принципом однократности бесплатного предоставления земельных участков.
Обстоятельство бесплатного приобретения Матвеевой О.Ю. земельного участка площадью 1500 кв.м в д. Кальтино Колтушской волости Всеволожского района Ленинградской области по ул. Луговая, уч. 11а для строительства индивидуального жилого дома администрацией при принятии решения от 12 сентября 2017 года о постановке на учет в соответствии с Областным законом N 105-оз, не оценивалось.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением 27 июля 2017 года, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В редакции, действовавшей по состоянию на 27 июля 2017 года, пунктом 2 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" было предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Ленинградской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома) гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, не достигших 18-летнего возраста (далее также - многодетная семья), при условии постоянного проживания родителей (одного из родителей) на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим областным законом.
Часть 2 ст. 4 Областного закона N 105-оз предусматривала, что при подаче заявления предъявляются документы, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правительством Ленинградской области.
Согласно п. 1 постановления Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2016 года N 37 "О порядке предоставления документов для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории Ленинградской области" в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением, для приобретения земельного участка по основаниям, установленным частью 1 статьи 1 Областного закона N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления Ленинградской области непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении указывается основание предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно.
В целях принятия решения о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, гражданами Российской Федерации, имеющими трех и более детей, не достигших 18-летнего возраста, при условии постоянного проживания родителей (одного из родителей) на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с Областным законом N 105-оз к заявлению прилагаются копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации, а также документы и их заверенные копии: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справка о регистрации (форма N 9); свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет; справка о постановке на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (представляется заявителем при наличии оснований, подтверждающих право на получение земельного участка вне очереди, предусмотренное абзацем вторым части 2 статьи 1 областного закона N 105-оз) (подп. 2 п. 2 постановления от 24 февраля 2016 года N 37).
Согласно действующей редакции и. 4 ч. 9 ст. 4 Областного закона N 105-оз, а также пункту 4 ч. 9 ст. 5 Областного закона от 17 июля 2018 N 75- оз, граждане снимаются с учета в случае реализации права гражданина на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что к моменту обращения с заявлением в администрацию (27.07.2017), Матвеева О.Ю. произвела отчуждение ранее предоставленного ей земельного участка с находящимся на нем недостроенным жилым домом с пристройкой готовностью 78 % с надворной постройкой (баней) по нотариально удостоверенному договору купли - продажи от 24.06.2004 в пользу Калачева А.В, однако указанные сведения в администрацию не представила.
Указанное обстоятельство явилось бы основанием к отказу в постановке Матвеевой О.Ю. в 2017 году на учет в соответствии с Областным законом N 105-оз, поскольку на момент постановки на учет, положения указанного закона прямо предусматривали право на бесплатное предоставление земельных участков лишь у граждан, не получавшим на территории Ленинградской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В связи с чем, установив в 2021 году обстоятельства бесплатного предоставления истцу земельного участка в д. Кальтино Всеволожского района Ленинградской области, административный ответчик снял Матвееву О.Ю. с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Областным законом от 17.07.2018 N 75-оз, на основании п. 4 ч. 9 ст. 5 указанного Областного закона, по причине реализации ранее права на бесплатное предоставление земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июня 2023 года по административному делу N 2а - 10833/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Матвеевой О. Ю. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 июня 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.