Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Правительства Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года по административному делу N 2а-3157/2023 по административному исковому заявлению Касканделова Д.Г. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительству Республики Карелия о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Касканделов Д.Г. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительству Республики Карелия о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий по тем основаниям, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) от 19 декабря 2022 года N 8740-м/20р ему было предварительно согласовано предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 607 кв.м. с утверждением схемы его расположения на кадастровом плане территории, с видом разрешенного использования "запас", из категории земель "земли запаса" при условии проведения работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, а также перевода земельного участка из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" и изменения вида разрешенного использования с "запас" на "ведение личного подсобного хозяйства".
Административным истцом были проведены работы по формированию земельного участка, земельный участок с кадастровым номером N площадью 607 кв.м. из категории земель "земли запаса" и видом разрешенного использования "запас" поставлен на государственный кадастровый учет.
Однако распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 218р-П административному истцу отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером N из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка целевому назначению по Генеральному плану Шуйского сельского поселения.
Полагая отказ в переводе необоснованным, Касканделов Д.Г. просил суд признать распоряжение Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 218р-П незаконным и обязать принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером N в земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 апреля 2023 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым административный иск Касканделова Д.Г. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительству Республики Карелия о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий удовлетворен.
Признано незаконным распоряжение Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 218р-П.
На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность в течение тридцати дней с момента получения апелляционного определения повторно рассмотреть ходатайство Касканделова Д.Г. о переводе земельного участка с кадастровым номером N из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" от 13.01.2023 г. и в этот же срок сообщить о результатах рассмотрения административному истцу и в суд первой инстанции.
В кассационных жалобах Правительства Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года, поступивших в суд первой инстанции 23 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела неправильным применением норм материального права, и принятии по делу нового судебного решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также с учетом ходатайств Правительства Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о рассмотрении дела в отсутствие представителя, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что распоряжением Министерства от 19 декабря 2022 года N 8740-м/20р административному истцу согласованно предоставление в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 607 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N Шуйского сельского поселения Прионежского района. Категория земель - земли запаса, вид разрешенного использования - запас.
Условиями предоставления земельного участка согласно распоряжению являются проведение работ по его формированию и постановке на государственный кадастровый учет, перевод земельного участка из категории земель "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", а также изменение вида разрешенного использования земельного участка с "запаса" на "ведение личного подсобного хозяйства".
Распоряжение предоставляет административному истцу право без доверенности обратиться в органы государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Административным истцом проведена работа по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учет, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером N площадью 607 кв.м. с категорией земель "земли запаса" и видом разрешенного использования "запас".
13 января 2023 года административный истец обратился с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 218р-П в переводе земельного участка с кадастровым номером N из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения отказано в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Шуйского сельского поселения.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону и прав административного истца не нарушает.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Решение суда отменено с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Генеральный план сельского поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установив, что согласно Генеральному плану Шуйского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером N расположен в функциональной зоне СХ-3 - "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство объектов капитального строительства", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление испрашиваемого административным истцом целевого назначения земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует документам территориального планирования.
Между тем материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером N расположен за границами населенного пункта.
Одним из основных предназначений функционального зонирования является создание основы для установления территориальных зон правилами землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которыми, в свою очередь, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, установленное документами территориального планирования назначение территорий конкретизируется установлением территориальных зон в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Хотя правила землепользования и застройки не относятся к документам территориального планирования, именно они, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны, определяют виды разрешенного использования земельных участков.
Материалами дела установлено, что в соответствии действующими Правилами землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 10 мая 2017 года N 5 (с последующими изменениями) земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС", градостроительным регламентом которой предусмотрена возможность использования земельных участков с видом разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", поскольку одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне СХ-3 является "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16)". Земельные участки с указанным видом относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, отнесение Генеральным планом Шуйского сельского поселения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне СХ-3 - "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство объектов капитального строительства", с учетом его расположения за границами населенного пункта, само по себе не свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования, поскольку в указанной зоне допускается использование земельных участков с видом разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках".
С учетом изложенного, то обстоятельство, что испрашиваемая цель использования земельного участка не предусматривает возможность строительства, не подтверждает использование земельного участка не по целевому назначению.
Доводы кассационной жалобы о противоречии ПЗЗ Шуйского сельского поселения параметрам функциональной зоны СХ-3 установленным в Генеральном плане сельского поселения подлежат отклонению, такое несоответствие в судебном порядке не установлено.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для отказа в переводе земельного участка с кадастровым номером N из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка целевому назначению по Генеральному плану Шуйского сельского поселения, следует признать правильным.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.