УИД 29MS0050-01-2023-002000-28
N 88-22489/2023
город Санкт-Петербург 20 декабря 2023 г.
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Птоховой З.Ю, рассмотрев в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело N 2-1633/2023 по иску ФИО1 к акционерному обществу "АльфаСтрахование" о взыскании излишне уплаченной страховой премии, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N Приморского судебного района Архангельской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение Приморского районного суда Архангельской области от 12 сентября 2023 г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к акционерному обществу "АльфаСтрахование" (далее - АО "АльфаСтрахование") о взыскании излишне уплаченной страховой премии в размере 572, 92 руб, штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что она 25 декабря 2022 г. заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N, на принадлежащий мужу ФИО4 на праве собственности автомобиль ВАЗ, Лада Ларгус, серебристого цвета, государственный регистрационный знак N, V1N N, 2014 года выпуска, свидетельство о регистрации 2920 N, где к управлению автомобилем был допущен только муж ФИО4 Затем истица просила внести изменения поставить в полисе галочку, что автомобиль управляется, используется с прицепом, и внести в список лиц, допущенных к управлению сына: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительское удостоверение серии 9912 N, выдано 8 ноября 2019 г, действует до 8 ноября 2029 г, стаж водителя с 10 мая 2000 г. Изменения внесены 7 февраля 2023 г, полис ОСАГО N При
оформлении страхового полиса ОСАГО истицей была оплачена страховая премия из расчета максимального базового тарифа 7 535 руб. Расчет полиса ОСАГО должен производиться по наихудшему с точки зрения коэффициентов водителю, в данном случае, это ФИО4, с ним полис стоил 6 009, 89 руб, а при добавлении в список допущенных к управлению лиц сына истицы - ФИО2, он должен был быть вписан бесплатно. Истица считает, что АО "АльфаСтрахование" незаконно скомбинировало коэффициенты КЕМ взяв его у ФИО4 (0, 91), а КВС взяв у ФИО2 (0, 91).
К управлению допущены водители: ФИО4, согласно расчету по формуле произведение его коэффициентов равно Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС 0.797597 и ФИО2, согласно расчета по формуле произведение его коэффициентов равно Т=ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС 0.749549. При оформлении полиса страховая компания согласно Закону об ОСАГО должна применять наихудшее (наибольшее) произведение коэффициентов, а это произведение 0, 797597. При применении даже максимального базового тарифа 7535 руб. х 0, 797597 = стоимость полиса равна 6 009, 89руб. Истица является инвалидом 2-ой группы. Автомобиль включен в реестр автомобилей, перевозящих инвалидов, также управляется с принадлежащим истице на праве собственности прицепом к легковым автомобилям. С истицы незаконно взяли излишне оплаченную часть страховой премии в сумме 572, 91руб. 7 февраля 2023 г. и 20 февраля 2023 г. истица направила ответчику претензию. Переговоры к результату не привели, заявление финансовому омбудсмену также привели к отрицательному результату, был получен ответ - отказ в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, истица просила взыскать с ответчика стоимость излишне уплаченной страховой премии в размере 572, 92руб, штраф в размере 50 % от удовлетворенных исковых требований за добровольный отказ вернуть излишне уплаченную часть страховой премии, компенсацию морального вреда за отказ возвращать излишне уплаченную страховую премию в размере 5 000 руб.
Определением мирового судьи от 22 июня 2023 г. принято увеличение исковых требований, в соответствии с которыми истица просила взыскать с ответчика неустойку в размере 1 % от подлежащей возврату страховой премии за каждый день просрочки по день вынесения решения суда.
Решением мирового судьи судебного участка N1 Приморского судебного района Архангельской области от 11 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Приморского районного суда Архангельской области от 12 сентября 2023 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует и материалов дела и установлено судом, 25 декабря 2022 г. между истицей и ответчиком заключен договор ОСАГО в отношении транспортного средства ВАЗ LARGUS, идентификационный номер (VIN) N, государственный регистрационный номер N (далее - Транспортное средство), серии XXX N со сроком страхования с 3 февраля 2023 г. до 2 февраля 2024 г. Лицом, допущенным к управлению транспортным средством, согласно договору является ФИО4
По условиям договора ОСАГО серии XXX N у ФИО4 3-й водительский класс, а значение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ) составляет 0, 91.
Истицей была оплачена страховая премия по договору в размере 6 009, 89 руб.
3 января 2023 г. истица обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в договор ОСАГО серии XXX N в виде внесения в указанный договор информации об использовании транспортного средства с прицепом и дополнительного лица, допущенного к управлению транспортным средством - ФИО2
7 февраля 2023 г. внесены изменения в договор ОСАГО серии XXX N в части лиц, допущенных к управлению транспортным средством, внесен - ФИО2, в связи с чем, ответчиком выдан полис ОСАГО серии XXX N со сроком страхования с 3 февраля 2023 г. до 2 февраля 2024 г. (далее - Договор ОСАГО).
Согласно условиям договора ОСАГО у ФИО2 3-й водительский класс, а значение КБМ составляет 0, 78. По договору ОСАГО итоговое значение КБМ составляет 0, 91, значение КВС - 0, 91.
Истицей дополнительно оплачена страховая премия по Договору ОСАГО в размере 572, 92руб. 7 февраля 2023 г. истица обратилась к ответчику с претензией, содержащей требование о возврате излишне уплаченной страховой премии по Договору ОСАГО в размере 572, 92руб. Письмом от 20 февраля 2023 г. ответчик уведомил истицу об отказе в удовлетворении претензионного требования, сообщив, что расчет премии произведен верно.
20 февраля 2023 г. истица обратилась к ответчику с претензией, содержащей требование о возврате излишне уплаченной страховой премии по Договору ОСАГО в размере 572, 92руб. Письмом от 20 февраля 2023 г. ответчик уведомил заявителя об отказе в удовлетворении претензионного требования, сообщив, что расчет премии произведен верно.
Решением финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО5 от 31 марта 2023 г. в удовлетворении требования ФИО1 к АО "АльфаСтрахование" о взыскании излишне уплаченной части страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средство отказано, требование о взыскании штрафа оставлено без рассмотрения.
Мировым судьей установлено, что на дату заключения Договора ОСАГО расчет страховой премии осуществлялся в соответствии с положениями Указания Банка России от 8 декабря 2021 г. N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 6007-У).
В соответствии с пунктом 12 приложения 4 Указания N 6007-У расчет страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, для транспортных средств категорий "В", "ВЕ" (в том числе такси) (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства) осуществляется по следующей формуле: Т = ТБ х КТ X КБМ X КВС X КО X КМ X КС, где:
ТБ - предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях);
КТ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования;
КВС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством;
КО - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным
средством;
КМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В");
КС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства.
Согласно Договору ОСАГО значение базовой ставки ТБ составляет 7535 руб.
Истцом оспаривается итоговый размер страховой премии по Договору ОСАГО в связи с применением максимальных значений коэффициентов КБМ и КВС лиц, допущенных к управлению.
Из материалов дела следует, что определение истцом страховой премии по Договору ОСАГО производилось из расчета показателя КБМ 0, 91 и показателя КВС 0, 91.
Согласно примечаниям к Приложению 2 Указания N 6007-У КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года до 31 марта следующего за ним года (период КБМ).
Согласно пункту 5 Приложения 4 Указания N 6007-У для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 6 Приложения 4 Указания N 6007-У коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства - физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее коэффициент КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании класса КБМ такого водителя.
Класс КБМ водителя определяется на основании класса КБМ, который был определен в отношении данного водителя на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и включенных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Водителю, сведения, в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, присваивается третий класс КБМ.
Класс КБМ водителя определяется ежегодно на период КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.
Из договора ОСАГО следует, что лицами, допущенными к управлению транспортным средством, являются ФИО4 и ФИО2
Согласно Договору ОСАГО значение КБМ в отношении ФИО2 составляет 0, 78, в отношении ФИО4 - 0, 91. Значение КБМ в отношении ФИО4 на дату заключения договора ОСАГО составляет 0, 91, в отношении ФИО2 - 0, 78, что не оспаривается сторонами. Таким образом, к договору ОСАГО на момент его заключения (25 декабря 2022 года) подлежит применению значение КБМ равное 0, 91.
Согласно пункту 9 Приложения N 4 Указания N 6007-У коэффициент КВС применяется для расчета страховой премии при заключении (изменении) договора обязательного страхования, предусматривающего ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями.
В силу пункта 10 Приложения N4 Указания N 6007-У в случае если в договоре обязательного страхования указано более одного допущенного к управлению транспортным средством водителя, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
Значение КВС, согласно пункту 5 Приложения N2 Указания N 6007- У, в отношении ФИО2 составляет 0, 91, в отношении ФИО4 - 0, 83. Таким образом, к договору ОСАГО на момент его заключения (25.12.2022) подлежит применению значение КВС равное 0, 91.
В соответствии с нормами Закона N 40-ФЗ, Указания Банка России N 6007-У, действующими на дату заключения Договора ОСАГО, страховая премия по Договору ОСАГО, составляет 6 589, 16 руб. из расчета; 7 535 руб. - базовая ставка (ТБ) х 0, 88 - коэффициент транспортного средства (КТ) х 0, 91 (КБМ) х 0, 91 - коэффициент возраста и стажа (КВС) х 1 - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) х 1, 2 - коэффициент мощности транспортного средства (КМ) х 1 - коэффициент страховых тарифов сезонного использования (КС) х 1 - коэффициент страховых тарифов (КП).
Разрешая заявленные требования, мировой судья пришел к выводу, что доводы истца и его представителя о том, что расчет должен быть произведен с использованием иных коэффициентов, не обоснованы, противоречат указанным нормам Закона N 40-ФЗ, Указанию Банка России N 6007-У, действующими на дату заключения Договора ОСАГО, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи согласился.
Выводы судов являются правильными, в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам полно и объективно изложены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При таком положении суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N1 Приморского судебного района Архангельской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение Приморского районного суда Архангельской области от 12 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.