Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Какурина А.Н.
судей Кузнецова С.Л, Каревой Г.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповской Маргариты Константиновны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Боярову Артему Алексеевичу, Иванову Вячеславу Сергеевичу о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, об аннулировании и исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости по кассационной жалобе Поповской Маргариты Константиновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кузнецова С.Л,
УСТАНОВИЛА:
Поповская М.К. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия признании незаконными распоряжение Министерства от 29 марта 2022 года N2007-м/20р, отказа в предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, схема расположения которого была утверждена на кадастровом плане территории распоряжением Министерства от 18 марта 2022 года N1701-м/20р, признании действующим распоряжения Министерства от 18 марта 2022 года N1701-м/20р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и обязать данного ответчика предоставить её многодетной семье бесплатно в общую долевую собственность всех членов семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый земельный участок.
Поповская М.К, также просила признать незаконными распоряжения Министерства от 22 апреля 2022 года N2422-м/20р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка", а также от 26 июля 2022 года N5342-м/20р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка", ссылаясь на то, что заявления Боярова А.А. и Иванова В.С. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков удовлетворены незаконно, поскольку указанными гражданами испрашивались земельные участки, которые частично накладываются на земельный участок, испрашиваемый ею, однако обращения Боярова А.А. и Иванова В.С. в Министерство были поданы позднее её обращения. Кроме того, она просила аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", поскольку образование данных земельных участков осуществлено на основании незаконных Распоряжений Министерства от 22 апреля 2022 года N2422-м20/р и от 26 июля 2022 г. N5342-м/20р.
В обоснование заявленных требований Поповская М.К. указала, что она, имея право на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с Законом Республики Карелия от 06 марта 2017 года N2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия", со статьями 39.5, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, подала в Министерство заявление о предоставлении в собственность ее многодетной семье земельного участка, расположенного по адресу: Республика "данные изъяты", площадью 0, 15 Га, в кадастровом квартале "данные изъяты", в целях индивидуального жилищного строительства. К указанному ею заявлению была также приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. По результатам рассмотрения вышеупомянутого заявления Распоряжением от 18 марта 2022 года N1701-м/20р Министерство утвердило представленную ею схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты" площадью 1500 кв.м, местоположение: "данные изъяты" При этом указанным Распоряжением установлено, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в территориальной зоне "ЖИ. Зона застройки индивидуальными домами и блокированными жилыми домами". Вид разрешенного использования - "Индивидуальные жилые дома", категория земель - "Земли населенных пунктов". Поповской М.К. также было сообщено о необходимости образовать земельный участок в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако, в дальнейшем распоряжением от 29 марта 2022 года N2007-м/20р вышеуказанное распоряжение от 18 марта 2022 года N1701-м/20р отменено, поскольку по результатам проведенной Министерством дополнительной аналитическо-правовой экспертизы было выявлено, что испрашиваемый истцом земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства расположен в территориальной зоне "СД.
Зона садоводческих или огороднический некоммерческих товариществ", при этом испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта. Не согласившись с таким решением, истец обратилась в Министерство за разъяснениями, где ей было предложено уточнить (пересоставить) первоначальное заявление о предоставлении земельного участка, указав в графе "цель использования" - "Ведение садоводства". Вместе с тем, по результатам рассмотрения уточненного заявления ответчик отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку представленная ею схема расположения земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек. С отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также с отменой распоряжения от 18 марта 2022 года N1701-м/20р она не согласилась, указала, что каких-либо признаков, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта, не имеется, поскольку рядом с ним располагаются жилые дома.
Она полагает, что оснований для отказа в предоставлении в собственность многодетной семьи земельного участка, предусмотренных Законом Республики Карелия N 2101-ЗРК, не имеется.
Определением Прионежского районного суда от 05 сентября 2022 г. осуществлен переход к рассмотрения настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия и Администрация Петровского сельского поселения, а качестве соответчиков Бояров А.А.и Иванов В.С.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 января 2023 года исковые требования Поповской М.К. удовлетворены.
Суд признал распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия N2007-м/20р от 29 марта 2022 года, N 2422-м/20р от 22 апреля 2022 года, N 5342-м/20р от 26 июля 2022 года незаконными; аннулировал и исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположенном по адресу: Республика "данные изъяты" аннулировал и исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "данные изъяты"
С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Боярова Артема Алексеевича, Иванова Вячеслава Сергеевича в пользу Поповской Маргариты Константиновны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей с каждого.
Судебным решением постановлено до вступления решения суда в законную силу сохранить меры по обеспечению иска, принятые определением суда от 28 ноября 2022 года в виде запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия принимать какие-либо решения, а также запрета Управлению Росреестра по Республике Карелия осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположенных по адресу: "данные изъяты"
Дополнительным решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 09 февраля 2023 года в удовлетворении требований Поповской М.К. к Боярову А.А.и Иванову В.С. отказано.
Определением суда от 22 февраля 2023 года исправлена описка в решении суда от 25 января 2023 года, расходы по оплате государственной пошлины взысканы с Министерства имущественных и земельных отношений в пользу Поповской М.К. в размере 300 рублей.
В виду не привлечения к участию в деле заинтересованных лиц суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 июля 2023 года решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 января 2023 года, дополнительное решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 09 февраля 2023 года по настоящему делу отменены.
Прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части требований Поповской М.К. об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно, что территория Мартнаволока является частью населенного пункта - п. Марциальные воды Петровского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия.
В данной части повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Поповской М.К. - отказано.
В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, Поповская М.К. просит об отмене апелляционного определения, как не основанного на установленных по делу обстоятельствах, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для её удовлетворения, в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущены.
Разрешая по существу исковые требования Поповской М.К, суд апелляционной инстанции, основался на следующем.
В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 25.10.2001 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Карелия от 25.12.2015 N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 года - полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2019 N326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Как уже было отмечено, в Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06 марта 2017 г. N2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия".
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия N 2101-ЗРК земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган (часть 1).
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с законодательством Российской Федерации). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (часть 10).
Право многодетной семьи истца на получение бесплатно в собственность земельного участка лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Из материалов настоящего дела усматривается, что Поповская М.К, являясь многодетной матерью, обратилась в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в собственность ее многодетной семье земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский муниципальный район, дер. Мартнаволок, кадастровый номер "данные изъяты" для индивидуального жилищного строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ (в системе координат МСК-10): н1 х= "данные изъяты" (заявление зарегистрировано 18.02.2022 за N6499).
По результатам рассмотрения указанного заявления Министерством принято распоряжение от 18.03.2022 года N1701-М/20р Об утверждении представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты", площадью 1 500 кв.м, расположенного в "данные изъяты" При этом указанным Распоряжением установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне -"ЖИ. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами". Вид разрешенного использования - "Индивидуальные жилые дома". Категория земель - "Земли населенных пунктов".
Письмом от 18.03.2022 N8049/12.4-21 Министерство сообщило Поповской М.К. об издании вышеуказанного распоряжения, обратило внимание на необходимость образования земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, после постановки земельного участка на кадастровый учет истцу предложено обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность многодетной семьи земельного участка с указанием его кадастрового номера.
В последующем, распоряжением от 29.03.2022N2007-м/20р Министерство отменило распоряжение от 18.03.2022N1701-м/20р, мотивировав отмену технической ошибкой.
Мотивированные основания отмены распоряжение от 18.03.2022 N1701- м/20р приведены Министерством в письме от 29.03.2022 N9479/12.4-21 доп. на N6499 от 18.02.2022, адресованном истцу. В указанном письме Министерство указало на то, что по результатам дополнительно проведенной аналитическо-правовой экспертизы, было выявлено, что в соответствии с документами территориального планирования Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне "СД. Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ". Основные, условно разрешенные, вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительство в указанной территориальной зоны не содержат такого вида разрешенного использования земельного участка как "индивидуальное жилищное строительство". Кроме того, Министерством было выявлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен за границами населенного пункта. Ссылаясь на данные основания, Министерство указало, что представленная истцом схема расположения земельного участка выполнена с нарушениями пунктов 2 и 12 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N762, а именно без учета сведений, содержащихся в документах территориального планирования и градостроительного зонирования.
В дальнейшем 06.04.2022 года Поповской М.К. было подано заявление о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский муниципальный район, дер. Мартнаволок, кадастровый номер "данные изъяты", для ведения садоводства, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ (в системе координат МСК-10): "данные изъяты" (заявление зарегистрировано 06.04.2022 за N 14166).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия N2101 - настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, а также условия предоставления иной меры социальной поддержки по обеспечению многодетных семей жилыми помещениями в форме единовременной денежной выплаты взамен бесплатного предоставления в собственность земельного участка.
Таким образом, региональный законодатель в пределах предоставленной ему федеральным законом компетенции установилвозможность бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только для трех видов разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства и в только в пределах границ населенных пунктов.
Подобный подход законодателя обусловлен тем обстоятельством, что бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков имеет своей целью обеспечение реализации жилищных прав многодетной семьи, тогда как в силу положений ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и п.5 ст.85 ЗК РФ индивидуальное жилищное строительство предусмотрено в жилых зонах населенных пунктов.
Следовательно, юридически значимым для разрешения исковых требований Поповской М.К, не согласной с решением Министерства об отказе в предоставлении в собственность ее многодетной семьи земельного участка, является установление того обстоятельства, расположен ли испрашиваемый ею земельный участок в пределах границ населенного пункта, к какой категории земель он относим и, исходя из документов градостроительного зонирования, какое разрешенное использование может иметь.
Факт нахождения испрашиваемого истцом земельного участка в пределах границ населенного пункта ответчиками оспаривается.
Согласно ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с п.1 ст.84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
По смыслу положений статей 9, 10, 18, 19 ГрК РФ определение границ населенных пунктов осуществляется исключительно в рамках территориального планирования, имеющего своей целью определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов; 4) генеральные планы муниципальных округов.
В соответствии с ч. 3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, муниципального округа, городского округа (ч.5 ст.18 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); 4) карту функциональных зон.
В силу ч.5.1 ст. 23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно ч.2 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса (ч.1 ст. 24 ГрК РФ).
В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Поповской М.К. в соответствии с заявлением от 10 февраля 2022 г. испрашивался к предоставлению земельный участок в дер. Мартнаволок Кондопожского муниципального района РК (л.д.42 т.1).
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 N813- ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" в редакции, действовавшей до 07.05.2018, в Республике Карелия были образованы Петровское сельское поселение, в состав которого входили село Спасская Губа - административный центр, поселок Нелгомозеро, деревни Верхняя Дамба, Готнаволок, Декнаволок, Мунозеро, Наволок, Пялозеро, Тереки, Утуки, Ватчела, Вохтозеро; и Курортное сельское поселение, в состав которого входит поселок Марциальные Воды - административный центр.
Законом Республики Карелия от 27.04.2018 N2230-ЗРК "О преобразовании муниципальных образований "Курортное сельское поселение" и "Петровское сельское поселение" Кондопожского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия", вступившим в силу 07.05.2018, Курортное сельское поселение и Петровское сельское поселение были преобразованы путем их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование "Петровское сельское поселение" и оно наделено статусом сельского поселения с административным центром в селе Спасская Губа. Установлено, что границы вновь образованного муниципального образования "Петровское сельское поселение" совпадают с границами объединившихся Курортного сельского поселения и Петровского сельского поселения, охватывают их территории и устанавливаются в соответствии с Законом Республики Карелия от 01.11.2004 N813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия". Определено, что Курортное сельское поселение и Петровское сельское поселение считаются объединенными со дня создания вновь образованного муниципального образования. Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего Закона.
Указанным Законом также внесены изменения в Закон Республики Карелия от 01.11.2004 N813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия", предусматривающие существование Петровского сельского поселения, в состав которого входят село Спасская Губа - административный центр, поселки Марциальные Воды, Нелгомозеро, деревни Верхняя Ламба, Готнаволок, Декнаволок, Мунозеро, Наволок, Пялозеро, Тереки, Утуки, Ватчела, Вохтозеро.
Таким образом, на момент обращения Поповской М.К. с заявлением о предоставлении земельного участка дер. Мартнаволок и Курортного сельского поселения уже не существовало.
Решением Совета Кондопожского муниципального района XIX заседания XXIII созыва от 26 августа 2020 г. N1 были внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района, а также признаны утратившими силу решение Совета Курортного сельского поселения от 21.05.2013 N2 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Курортное сельское поселение", а также решение Совета Курортного сельского поселения от 14.03.2013 N6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Курортного сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия".
Действующий Генеральный план Петровского сельского поселения включает в себя сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д.81-85 т.2).
Заключением проведенной по настоящему делу судебной землеустроительной экспертизы ООО "Нордгеострой" установлено, что земельный участок, испрашиваемый к предоставлению Поповской Маргаритой Константиновной в соответствии с заявлениями от 10 февраля 2022 г. (зарегистрировано ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" 18 февраля 2022 г. за N6499) и от 06 апреля 2022 г. (зарегистрировано ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" 06 апреля 2022 г. за N14166) и приложенным к ним схемами, расположен за границами населенных пунктов.
В соответствии с Генеральным планом Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия, утвержденным Решением Совета Кондопожского муниципального района XIX заседания XXIII созыва от 26 августа 2020 г. N1, испрашиваемый Поповской М.К. земельный участок расположен в функциональной зоне садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района РК, утвержденными Решением Совета Кондопожского муниципального района XIX заседания XXIII созыва от 26 августа 2020 г. N1, испрашиваемый Поповской М.К. земельный участок расположен в территориальной зоне садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СД).
Оценивая собранные по делу доказательства суд второй инстанции - указал, что экспертное заключение эксперта ООО "Нордгеострой" соответствует требованиям относимости и допустимости, является достоверным. Эксперт ООО "Нордгеострой" Иванов Е.С. предупрежден судом об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований сомневаться в его компетентности не имеется. Заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, в нем описан ход и результаты исследования, выводы мотивированы и являются логическим следствием осуществленного исследования. Судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, опытом работы, необходимым образованием.
При установленных по делу обстоятельствах, суд второй инстанции признал подтвержденным, что испрашиваемый Поповской М.К. к предоставлению земельный участок расположен за пределами границ населенных пунктов, а потому он не мог быть образован в целях предоставления многодетной семье в собственность.
Изложенное свидетельствует о необоснованности исковых требований Поповской М.К, направленных на предоставление ее семье земельного участка, в том числе изменения категории земель и определения разрешенного использования испрашиваемого участка. По тем же основаниям не могут быть удовлетворены исковые требования Поповской М.К, направленные на оспаривание законности образования земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и прав ответчиков Иванова В.С. и Боярова А.А. на них, поскольку истец, не имея право на предоставление по заявленным ею основаниям земельного участка на соответствующей территории, является ненадлежащим истцом по таким требованиям. Права и законные интересы Поповской М.К. образованием указанных земельных участков не нарушены.
С учетом изложенного, отменяя решение суда первой инстанции по процессуальным основаниям, суд второй инстанции признал необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Поповской М.К. к ответчикам о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность многодетной семьи истца земельного участка для индивидуального жилищного строительства, схема расположения которого была утверждена на кадастровом плане территории распоряжением Министерства от 18 марта 2022 г..N1701-м/20р, о признании действующим распоряжения Министерства от 18 марта 2022 г..N1701-м/20р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", о понуждении Министерства предоставить многодетной семье истца бесплатно в общую долевую собственность всех членов семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый земельный участок, о признании незаконными распоряжений Министерства от 29 марта 2022 г..N2007-м/20р, от 22 апреля 2022 г..N2422-м/20р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка", от 26 июля 2022 г..N5342-м/20р "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка", об аннулировании сведений ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты" признании недействительным (незаконным) распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 августа 2022 г..N713р-П в части перевода земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, о понуждении перевести испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты", площадью 1500 кв.м, местоположение: "данные изъяты", с координатами характерных точек границ (в системе координат МСК-10): "данные изъяты", из категории земель запаса в категорию земель населенного пункта с разрешенным использованием для ведения садоводства и размещения жилого дома, о понуждении Министерства
внести в распоряжение от 18.03.2022 N1701-м/20р актуальные сведения в данные об адресе объекта, категории земель - земли населенного пункта, вид разрешенного использования - садоводство и размещение жилого дома, и в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес истца заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, обеспечивающие получение истцом и ее семьей в собственность земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты" площадью 1500 кв.м, местоположение: "данные изъяты", с координатами характерных точек границ (в системе координат МСК-10): "данные изъяты"
Разрешая настоящий спор - суд второй инстанции признал невозможным рассмотрение по существу исковых требований Поповской М.К. об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно того, что территория Мартнаволока является частью населенного пункта - "данные изъяты"
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу приведенного выше правового регулирования установление границ населенных пунктов осуществляется только и исключительно в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством посредством осуществления территориального планирования, а именно при утверждении генерального плана поселения представительным органом местного самоуправления.
Основываясь на материалах дела, кассационный суд приходит к выводу, что суд апелляционной инстанции правильно определилпо делу значимые обстоятельства, правильно определилнормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустили нарушений норм процессуального права.
Фактически все приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поповской Маргариты Константиновны -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.