Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2486/2023 по иску Скрипниченко Александра Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, по кассационной жалобе Скрипниченко Александра Евгеньевича на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 11 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Скрипниченко А.Е. обратился с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР по АО и НАО) о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В обоснование требований указал, что он является получателем страховой пенсии по старости. Ответчиком не включён в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 3 июля 1984 г. по 28 мая 1986 г, с чем он не согласен. Просил возложить на ответчика обязанность включить период прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии с 6 января 2022 г.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 11 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 сентября 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, истцу судебное извещение вручено 13 ноября 2023 г, ответчику- 11 ноября 2023 г. О причинах неявки лица, участвующие в деле, суду не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что Скрипниченко А.Е. с 6 января 2022 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При назначении пенсии истцу установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренное частью пятой статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как для мужчин, проработавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет и имеющих страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно справке войсковой части 99710 от 26 мая 1986 г, Скрипниченко А.Е. в период с 3 июля 1984 г. по 28 мая 1986 г. непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, без указания, какой период военной службы истец проходил в районах Крайнего Севера, а какой период в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Скрипниченко А.Е, руководствуясь статьями 12, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N181 "О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", суд первой инстанции исходил из того, что периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) только для целей определения права на назначение досрочной пенсии по старости; право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости законом не предусмотрено, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями четвёртой и шестой статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" суд не установил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Статьёй 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчёта размера страховой пенсии.
Согласно части первой статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью четвёртой статьи 17 названного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью шестой статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
В соответствии с частями четвёртой, шестой статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определённой категории работников в вице надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) только для целей определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы и другой, приравненной к ней, службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования Скрипниченко А.Е, обоснованно исходил из того, что право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о неверном разрешении спора направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Между тем решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Нормы материального права судами применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Положения части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют кассационному суду общей юрисдикции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 11 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 7 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скрипниченко Александра Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.