Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Сенчуковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-846/2023 по иску Шурыгина Игоря Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми об установлении коэффициента и перерасчете доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Шурыгина Игоря Николаевича на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шурыгин И.Н. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми об установлении коэффициента, учитывающего долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности для определения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N84-ФЗ в размере 0, 63 с 1 февраля 2022 г, перерасчёте и выплате недополученной суммы доплаты.
В обоснование иска указал, что является получателем ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". При определении размера доплаты применён расчётный процент 61%; стаж составил 31 год 07 мес. 01 день, при этом из стажа исключён период службы в армии с 11 ноября 1986 г. по 19 декабря 1988 г, с чем он не согласен. Полагает, что период службы в армии должен быть учтён в стаж как работа по Списку N1.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцу судебное извещение, направленное заказным почтовым отправлением, вручено 8 декабря 2023 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 20 ноября 2023 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что Шурыгин И.Н. является получателем досрочной страховой пенсии с 30 июня 2013 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Также истец является получателем ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее также Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ) с 1 февраля 2022г.
Материалами дела подтверждается, что стаж работы Шурыгина И.Н. в угольной промышленности определён ответчиком в количестве 31 год 07 мес.01 день; при расчёте размера доплаты применён расчётный процент - 61%, в стаж работы, дающей право на доплату, не учтён период службы в армии с 11 ноября 1986 г. по 19 декабря 1988 г.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающей право для назначения доплаты в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ, периода службы в Вооружённых Силах СССР, суд оснований для их удовлетворения не установил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счёт взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Как правильно указали суды, сославшись нормы пенсионного законодательства, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых взносах", не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии. По смыслу приведённых в судебных постановлениях нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счёт взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" периода службы в армии с 11 ноября 1985 г. по 19 декабря 1988 г. не имелось. Без учёта спорного периода размер коэффициента и размер доплаты к пенсии не изменяется.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Доводы кассационной жалобы о том, что период службы в армии включён ранее решением суда в специальный стаж работы по Списку N 1 и соответственно подлежит включению в стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", основан на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для применения положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у судов не имелось, поскольку вступившим в законную силу решением суда разрешались требования Шурыгина И.Н. о включении периодов в стаж для установлении права на пенсию, в настоящем деле иск заявлен относительно размера доплаты к пенсии, урегулированной специальным законом. Как указано выше, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шурыгина Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.