Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Снегирева Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-2608/2023 по иску Карпова О.П. к администрации МО ГО "Инта" о признании права состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карпова О.П. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Инта" о признании права состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры" с даты первоначальной постановки на учет 1 января 1996 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что состояла в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". На дату постановки на учет действовало Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03 августа 1996 г. N 937. 22 мая 2001 года истец получила право на пенсию. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих прав на получение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в п. 20 которого указано, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 780). Первоначальное заявление подано истцом 1 октября 1996 г, и с этого момента истец должна быть поставлена на учет по категории "пенсионеры". Ответчик поставил истца на учет по категории "пенсионеры" с 22 февраля 2001 г, то есть с момента назначения истцу пенсии, с чем она не согласна.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 3 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 августа 2022 г, исковые требования удовлетворены.
За Карповой О.П. признано право состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 1 октября 1996 г.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 г. решение Интинского городского суда Республики Коми от 3 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 августа 2022 г. отменены. Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 14 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 г, исковые требования удовлетворены.
За Карповой О.П. признано право состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 1 октября 1996 г.
В кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов со ссылкой на нарушение норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указано на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание обжалуемых судебных актов и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпова О.П. поставлена на учет граждан на переселение из районов Крайнего Севера 1 октября 1996 г. с составом семьи 4 человека. За период до 2010 года в учетном деле истца нет никаких документов.
15 февраля 2010 г. Администрацией МО ГО "Инта" в адрес истца направлено уведомление о необходимости представить документы для перерегистрации очереди на переселение, в том числе справку о составе семьи, копии паспортов, трудовой книжки, пенсионного удостоверения и др. Уведомление получено истцом 20 февраля 2010 г. Аналогичные уведомления направлялось истцу в 2011 г, 2012 г, истец представила на указанные уведомления справки о составе семьи. Сведений о представлении иных документов в учетном деле не имеется. В 2016 г. истец представила в учетное дело копии паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи, копию трудовой книжки и пенсионного удостоверения.
В дальнейшем истец ежегодно проходила перерегистрацию, при этом ей выдавались талоны об очередности, в которых было указано, что она состоит в очереди по категории "работающие".
В 2020 г. истец обращалась в Администрацию МО ГО "Инта", а также к Главе Республики Коми с заявлениями, в которых указывала на то, что ей необоснованно отказывают в переводе в категорию "пенсионеры" с даты постановки на учет 1 октября 1996 г, ей давались ответы о том, что такой перевод невозможен в силу действующего законодательства.
14 октября 2020 г. истец обратилась в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о переводе из категории "работающие" в категорию "пенсионеры с даты постановки на учет 01 октября 1996 г. Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 21 октября 2020 г. N 10/1647 истец переведена в категорию "пенсионеры" с 22 мая 2001 г.
С 22 мая 2001 г. истцу назначена пенсия по старости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 1 октября 1996 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность постановленного решения, согласился с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
По состоянию на дату постановки истца на учет - на 01.10.1996 г. действовал Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", а также Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937.
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах. Ни самим законом, ни Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 не предусматривалось разделение очереди граждан, состоящих на учете для получения жилищных субсидий, на категории.
С 31.07.1998 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что предоставление жилищных субсидий осуществляется в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
При этом, как указал Верховный Суд РФ в п. 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 года (утв. 26.12.2001 г.), норма о первоочередном предоставлении жилищных субсидий носит рекомендательный для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации характер и не может толковаться как основание для лишения всех иных лиц, перечисленных в ст. 1 Закона, права на получение субсидий или как основание для отложения реализации этого права на неопределенный срок (что фактически является лишением права на получение субсидии).
В период действия Федерального закона от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ очередь граждан, претендующих на получение жилищных субсидий, также не разделялась на категории.
С 22.05.2001 г, то есть в период действия Федерального закона от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ, истцу назначена пенсия по старости.
С 31.10.2002 г. вступил в законную силу Федеральный закон N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 2 указанного Федерального закона установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с пунктом 17 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 (в первоначальной редакции) одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане.
Пунктом 20 указанного Положения (в первоначальной редакции) установлено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
При этом указанная редакция Положения не предусматривала необходимости обращаться с заявлением о переводе в другую очередь, не устанавливала формы такого заявления. Из буквального толкования пункта 20 Положения можно сделать вывод, что при изменении условий для постановки на учет перевод в другую категорию должен производиться автоматически, письменного волеизъявления гражданина, состоящего на учете, для этого не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 909 в Положение N 879 внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2012 г.
Пункт 20 Положения в редакции от 03.11.2011 г. изложен следующим образом: очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 г. N 893 в Положение N 879 вновь внесены изменения.
В том числе пункт 20 изложен в следующей редакции, вступившей в законную силу с 09.08.2017 г.: очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Также Постановлением Правительства РФ от 28.07.2017 г. N 893 в Положение N 879 введен пункт 17(1), в соответствии с которым в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Положения.
Таким образом, требование о необходимости подачи письменного заявления о переводе в другую категорию введено в законодательство только с 09.08.2017 г. Ранее такого требования законодательство не содержало.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку истцу назначена страховая пенсия по старости в период действия законодательства, которое не предусматривало разделения очереди на переселение на категории "инвалиды", "пенсионеры", "работающие", а после введения в действие Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г. законодательство в течение длительного времени не требовало от гражданина подачи заявления на перевод в другую категорию, то у истца по состоянию на дату вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ уже существовало право на включение в категорию "пенсионеры" с даты первоначальной постановки на учет ? с 01.10.1996 г.
Судом апелляционной инстанции также обращено внимание, что администрацией МОГО "Инта" Карпова О.В. переведена в категорию "пенсионеры" не с даты ее обращения к ответчику (14.10.2020 г.), а с даты назначения страховой пенсии по старости (22.05.2001 г.), что свидетельствует о том, что на момент возникновения у истца права на перевод из одной категории в другую, данная процедура не носила заявительного характера, в свою очередь в действиях ответчика отсутствует последовательность, обусловленная доводом о том, что переход из одной категории в другую осуществляется исключительно на основании письменного заявления лица, состоящего на учете.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на наличие у администрацию МОГО "Инта" обязанности по обеспечению разъяснительной работы среди населения по вопросам постановки на учет для получения государственного жилищного сертификата в целях переселения из районов Крайнего Севера в силу пп. "е" ч. 1 ст. 1 Закон Республики Коми от 01.12.2015 г. N 115-РЗ, в связи с чем Карпова О.В, будучи лицом, состоящим на учете для переселения из районов Крайнего Севера, при обращении в администрацию МОГО "Инта" по вопросам реализации своих жилищных прав, имела право на получение информации о порядке перевода из одной категории в другую, в свою очередь, должностные лица администрации МОГО "Инта" при обращении истца должны были разъяснить ей права, связанные с ее постановкой на учет на переселение и переводом из одной категории в другую, в частности информировать истца о необходимости подачи заявления в установленной форме с приложением подтверждающих документов.
Поскольку в период с момента вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ до 2010 года сотрудниками администрации МО ГО "Инта" не предпринимались меры к надлежащему формированию учетного дела истцы, не запрашивались документы, которые подлежали помещению в учетное дело в соответствии с Положением N 879, то следует признать, что копия пенсионного удостоверения Карповой О.В. отсутствовала в учетном деле по вине сотрудников администрации МО ГО "Инта". В 2010, 2011 годах истец приходила в отдел по предоставлению жилищных субсидий, поскольку в учетном деле имеются справки о составе семьи. Сотрудники указанного отдела, зная, что истец давно достигла пенсионного возраста, должны были разъяснить ей, что для перевода ее в категорию "пенсионеры" ей необходимо обратиться с письменным заявлением и предоставить копию пенсионного удостоверения.
На основании установленных обстоятельств и приведенного правового регулирования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец на дату вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. имела право на постановку на учет по категории "пенсионеры" с 01.10.1996 г, однако должностными лицами администрации МОГО "Инта" своевременно разъяснительная работа с истцом не проведена, информация о необходимости предоставления ею документов (пенсионного удостоверения) для перевода из одной категории в другую до Карповой О.В. не доведена, в связи с чем, подлежит сохранению право Карповой О.В. состоять на учете граждан, выезжающих с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с даты постановки на учет 01.10.1996 г.
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными. Изложенные в кассационной жалобе доводы в оспариваемой части, не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, которые основаны на приведенном в судебном акте правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.