Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Кротовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-319/2022 по иску КузьминойТ.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла" о признании права на получение денежной компенсации и обязании выплаты денежной компенсации, по кассационной жалобе ГБУ Республики Коми "Комплексный Центр социальной защиты населения города Вуктыла" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина Т.А. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла" о признании права на получение денежной компенсации (социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных и жилищных услуг) с даты прекращения выплаты компенсации и возложении обязанности выплатить денежную компенсацию с 1 апреля 2012г.
Решением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 г. решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кузьминой Т.А. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 9 марта 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 г. решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 г. отменено, принято новое решение, которым за Кузьминой Татьяной Анатольевной признано право на получение денежной компенсации в виде социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных и жилищных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 1 апреля 2012г.
На Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла" возложена обязанность выплатить Кузьминой Татьяне Анатольевне денежную компенсацию в виде социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных и жилищных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 1 апреля 2012г.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцу судебное извещение, направленное заказным почтовым отправлением, вручено 14 декабря 2023 г, ответчику- 18 декабря 2023 г. О причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Судом установлено, что момент рассмотрения дела Кузьмина Т.А. являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, с. Подчерье, ул. Советская, д.6, кв. 11, в котором проживала на основании договора социального найма жилого помещения.
В апреле 2012 г. по информации, представленной ресурсоснабжающими организациями, у Кузьминой Т.А. имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному жилому помещению, в связи с чем на основании решения N 5/65 от 16 апреля 2012 г. выплата денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была прекращена с 1 апреля 2012 г.
По сведениям, представленным по запросу суда ООО "Аквасервис" от 21 октября 2022г. N 2570, задолженность по спорному жилому помещению по состоянию на 1 декабря 2021 г. составляла 365 739, 98 руб.
В декабре 2021 г. оплачена сумма в размере 154 680, 32 руб. списана сумма задолженности по сроку исковой давности в размере 179 062, 29 руб. и пени в размере 31 997, 36 руб.
По состоянию на 21 октября 2022 г. задолженности за коммунальные услуги перед ООО "Аквасервис" по данному лицевому счёту не имеется.
Как указано в исковом заявлении, задолженность перед ООО "Аквасервис" Кузьмина Т.А. погасила самостоятельно.
Обращаясь в суд, истец просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 1 апреля 2012 г. и обязать ГБУ РК "ЦСЗН г. Вуктыла" выплатить денежную компенсацию с указанной даты.
Согласно части первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью третьей статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действовавшей до 1 января 2022г.) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
В Республике Коми предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Порядок реализации положений Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 г. N115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твёрдого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твёрдого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Правила).
Пунктом 18 Правил (ранее - пункт 20), в редакции, действующей в период спорных правоотношений, определены обстоятельства, наступление которых влекло за собой прекращение перечисления компенсации.
Так, в силу подпункта "в" подпункта 2 таким обстоятельством признавалось наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2022 г. N 180 с 1 января 2022 г. указанный подпункт исключён и в подпункт 1 пункта 18 введён новый подпункт "е", согласно которому перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В соответствии с пунктом 23 Правил необходимые сведения в учреждения социальной защиты населения предоставляются организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению и (или) осуществляющими начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключённых договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронном виде. Предоставляемые сведения содержат информацию о сумме задолженности.
Пункт 21 Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривал возможность наличия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Исходя из приведённых нормативных положений право определённых категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом.
Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, сославшись на положения части третьей статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 г. N 115, исходил из факта наличия у Кузьминой Т.А. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что явилось законным основанием к прекращению выплаты компенсации.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями части четвёртой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации учтены указание вышестоящего суда о толковании закона.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах её возникновения правомерность действий по отказу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в предоставлении Кузьминой Т.А. названной денежной компенсации сделаны без учёта фактических обстоятельств дела, причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как усматривается из материалов дела, отказ в предоставлении уполномоченным органом денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг был обусловлен полученной информацией о наличии у истца задолженности более двух месяцев по оплате предоставляемых ей жилищно-коммунальных услуг. Однако уполномоченным органом не было проверено соответствует ли эта информация действительному положению дел.
Кроме того, судом при вынесении решения не учтена ссылка истца на решения Вуктыльского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2011 г. по гражданскому делу N 2-60/2011, от 6 мая 2014 г. по гражданскому делу N 2-163/2014 (с учётом определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2014 г.), от 13 января 2016 г. по гражданскому делу N 2-15/2016, от 25 января 2017 г. по гражданскому делу N 2-31/2017, которыми установлена незаконность действий ресурсоснабжающих организаций по направлению платёжных документов и получению платежей за оказанные коммунальные услуги, а также признан незаконным и расторгнут договор теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 24 октября 2007 г, заключённый между ООО "Вуктыльская тепловая компания" и Кузьминой Т.А.
Удовлетворяя требования Кузьминой Т.А. при рассмотрении вышеуказанных гражданских дел, суды исходили из того, что право требовать от нанимателя жилого помещения своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет только наймодатель жилого помещения, которым является его собственник - администрация СП "Подчерье" (далее - администрация МО ГО "Вуктыл").
Неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления МКД и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации, не должно влечь нарушение прав гражданина на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Какой-либо информации о наличии судебных решений о взыскании с Кузьминой Т.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, предъявленных собственником жилого помещения, материалы дела не содержат.
Более того, задолженность по жилищно-коммунальным услугам была полностью исключена в декабре 2021 г.
Исходя из установленных обстоятельств дела выводы суда первой инстанции о том, что причины возникновения у Кузьминой Т.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являются неуважительными, и у ГБУ РК "ЦСЗН г. Вуктыла" имелись безусловные основания для прекращения выплаты истцу компенсации при факте установления задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, что повлекло отмену решения суда и принятие нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска направлены исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Ссылка на то, что возобновление предоставления компенсации с указанной судом даты не может быть осуществлена, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом установлено, что имелись уважительные причины, которые повлекли возникновение задолженности, в том числе связанные с незаконными действиями ресурсоснабжающих организаций, в связи с чем прекращение выплаты компенсации истцу носило незаконный характер.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Кузьминой Т.А, являющейся инвалидом II группы, правильно применил положения приведённых выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривающих возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ Республики Коми "Комплексный Центр социальной защиты населения города Вуктыла" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.