Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп" Кузыченко А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 апреля 2023 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп" (далее - ООО ""АльянсГрупп", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с учётом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 5403 015 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Кузыченко А.А. просит отменить вынесенные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить. Одновременно заявителем заявлены ходатайства о приостановлении исполнения постановления, о восстановлении срока на обжалование.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование рассмотрению не подлежит, поскольку заявитель не учитывает то, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для обжалования вступивших в законную силу актов, принятых по делу об административном правонарушении.
Ходатайство заявителя о приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежит, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Кроме того, правом приостановления исполнения судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство, наделены суды, вынесшие указанные акты.
Изучив, в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трёхкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трёхсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определённый объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 04 октября 2021 года между Управлением городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и ООО "АльянсГрупп" по результатам проведения электронного аукциона заключён муниципальный контракт N 0808300000221000016, согласно которому общество обязуется выполнить работы по благоустройству зоны отдыха на Набережной реки Малая Кокшага.
Цена муниципального контракта, как указано в пункте 2.1 данного контракта, определена в размере 31 996 740 рублей 00 копеек.
Пунктом 3.1 муниципального контракта установлен срок начала работ 01 апреля 2022 года. Работы по муниципальному контракту должны быть завершены до 31 июля 2022 года включительно.
Оплата выполненных работ, указанных в контракте, осуществлялась за счёт средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола", средствами субсидий Республиканского бюджета Республики Марий Эл и средств субсидий Федерального бюджета Российской Федерации городскому округу Город Йошкар-Ола" (пункт 2.3 контракта).
Между тем, ООО "АльянсГрупп" допустило нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту N 0808300000221000016 от 4 октября 2021 года. Работы были сданы и приняты Управлением городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" 20 октября 2022 года.
Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), которые в данном случае определены социальной значимостью такого социального объекта как общественная территория г. Йошкар-Ола, к невозможности своевременной реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", задержке использования благоустроенных территорий по целевому назначению.
Нарушение срока выполнения работ по муниципальному контракту N 0808300000221000016 от 4 октября 2021 года выявлено должностным лицом УФАС по Республике Марий Эл в ходе рассмотрения информации, поступившей из прокуратуры г. Йошкар-Ола.
Приведённые обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, указанными в судебных постановлениях и получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о контрактной системе и названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Жалоба на постановление рассмотрена судьёй второй инстанции в полном объёме, с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все доводы заявителя в том числе о внесении заказчиком изменений в проектно-сметную документацию; о несвоевременной передачи заказчиком документации; о переносе срока начала строительных работ по инициативе заказчика в связи с празднованием 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне до 10 мая 2022 года; о согласовании с заказчиком сроков по озеленению на осенний период 2022 года были предметом рассмотрения, они обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в решении.
Доводы, которыми мотивирована жалоба, поданная в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правильном применении норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Утверждение подателя жалобы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, не позволившим применить положение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным. Оснований для замены наказания на предупреждение не установлено, на что обоснованно указал судья второй инстанции.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО "АльянсГрупп" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 1 августа 2016 года (категория малое предприятие).
Санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания индивидуальным предпринимателям в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей.
На дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела - 1 августа 2022 года, статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действовала и подлежала применению при определении размера наказания.
В указанной связи административный штраф ООО "АльянсГрупп" должен назначаться в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что стоимость неисполненных обязательств составляет 10 806 030 рублей.
Учитывая фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, впервые привлечение ООО "АльянсГрупп" к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность, степень вины ООО "АльянсГрупп" прихожу к выводу о возможности снижения административного штрафа до 1080603 рублей, что составляет 10 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом.
Особенности назначения наказания в виде административного штрафа юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, необоснованно оставлены без внимания судьёй городского суда, в связи с чем решение суда второй инстанции также подлежит изменению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким обозом постановление мирового судьи судебного участка N 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 апреля 2023 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп" подлежат изменению путём снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 1 080 603 рублей.
В остальной части вынесенные в отношении общества судебные постановления подлежат оставлению без изменения.
Неустранимых сомнений в виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закреплённые в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела соблюдены. Оснований ставить под сомнение установленные судебными инстанциями обстоятельства данного дела не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности общества соблюдены.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности по месту совершения административного правонарушения - по месту выполнения работ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп" Кузыченко А.А. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 апреля 2023 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "АльянсГрупп" изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 1 080 603 рублей.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.