Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хузягалеева М.М. на решение Ленинского районного суда города Ижевска от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1725/2023 по административному исковому заявлению Хузягалеева Марата Миннехматовича к начальнику отдела социальной защиты населения Ленинского района города Ижевска Усатых Е.В, Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, отделу социальной защиты населения в Ленинском районе города Ижевска Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хузягалеев М.М. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к начальнику отдела социальной защиты населения Ленинского района города Ижевска Усатых Е.В. о признании права на получение жилого помещения как ребенок-сирота в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 397 от 4 апреля 2019 года.
Ранее Хузягалеев М.М. предъявил иск к начальнику отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Ижевска Усатых Е.В, Министерству труда и социальной защиты (далее - Минсоцполитики) о признании факта нарушения прав, свобод и законных интересов по вынесению незаконного решения от 28 марта 2022 года N 266, об обязании Усатых Е.В. включить в список детей-сирот на получение жилого помещения, административное дело N 2а-1517/2023, также Хузягалеев М.М. предъявил иск к начальнику отдела социальной защиты населения Ленинского района г. Ижевска Усатых Е.В, Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской о признании права на получение жилого помещения как ребенок-сирота, административное дело N 2а-1518/2023, также Хузягалеев М.М. предъявил иск к начальнику отдела социальной защиты населения Ленинского района Усатых Е.В. о признании факта на право на получение жилого помещения как ребенок-сирота в соответствии с постановлением Правительства Правительства Российской Федерации N 397 от 4 апреля 2019 года, как нереализованное им по достижении 23 лет.
Административные дела по вышеозначенным искам объединены судом первой инстанции в одно производство.
Впоследствии судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - УСЗН), Отдел социальной защиты населения в Ленинском районе города Ижевска Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - отдел).
Решением Ленинского районного суда города Ижевска от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Хузягалееву М.М. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административный истец, приводя доводы, ранее изложенные им в судах первой и апелляционной инстанций, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением судам норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что Хузягалеев М.М, 17 ноября 1976 года рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать умерла в 1987 году, отец находился в местах лишения свободы. С 20 ноября 1987 года по 31 августа 1992 года истец являлся воспитанником Нылгинского детского дома, выбыл из него для обучения в ГПТУ N 23 г. Ижевска. Зарегистрирован по адресу: "адрес"3 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРН Хузягалеев М.М. в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, Хузягалеев М.М. и его семья на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Увинском районе не состояли и не состоят, обращений не поступало.
7 сентября 2021 года Хузягалеев М.М. направил заявление начальнику Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска о включении в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с прекращением с 1 сентября 2021 года осуществления органами местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями (Закон Удмуртской Республики от 11 мая 2021 года N 44-РЗ) решение по указному заявлению Управлением не принято.
Новый порядок формирования сводного республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - республиканский список) был введен Законом Удмуртской Республики от 30 декабря 2021 года N 143-P3 "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и вступил в законную силу 1 января 2022 года. Согласно данному закону, республиканский список стал формироваться на основании списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, сформированных обособленными подразделениями органа опеки и попечительства на подведомственной территории.
19 января 2022 года решением Комиссия по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден ее состав и положение, принято решение об отказе Хузягалееву М.М. во включении в список органа опеки и попечительства, сформированный на территории Ленинского района г. Ижевска, решение Отдела от 19 января 2022 года N 41 "Об отказе во включении в список, сформированный органами опеки и попечительства на территории Ленинского района г. Ижевска".
В качестве оснований для отказа указано в протоколе комиссии и решении Отдела "на момент вступления в действие законодательства о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, заявитель достиг возраста 23 лет, а также Хузягалеевым М.М. не представлены документы, которые свидетельствуют о том, что состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, о наличии уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган".
28 марта 2022 года на основании решения N 266 "О внесении изменений в решение отдела социальной защиты населения в Ленинском районе г. Ижевска от 19 января 2022 года N 41 "Об отказе во включении в список, сформированный органами опеки и попечительства на территории Ленинского района г. Ижевска, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике" в преамбулу Решения внесены изменения, исключены слова "учитывая, что на момент вступления в действие законодательства о мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, заявитель достиг возраста 23 лет, а также Хузягалеевым М.М. не представлены документы, которые свидетельствуют о том, что состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, о наличии уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган", п.1 дополнен: в связи с достижением возраста 23 лет и отсутствием права на обеспечение жилым помещением".
Хузягалеев М.М. оспаривает правомерность принятого решения от 28 марта 2022 года N 266, указывая на ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства своих обязанностей, поскольку в соответствии с законом он имел право на включение в список детей-сирот на получение жилого помещения, однако органами опеки в данный список не включен, поэтому не реализовал свое право на получение жилого помещения.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции не установилнарушений закона уполномоченным органом при принятии решения об отказе во включении административного истца в список на обеспечение жилыми помещениями, а также процедуры принятия такого решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших обращению административного истца в уполномоченный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет, таких уважительных причин Хузягалеевым М.М. не приведено.
Данные выводы, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Доводы административного истца в кассационной жалобе о том, что суды в нарушение требований процессуального закона не дали должной оценки обстоятельствам дела, отклоняются судом кассационной инстанции, обстоятельства дела получили в судебных актах надлежащую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что административный истец в возрасте с 18 до 23 лет находился в местах лишения свободы и не мог должным образом реализовать свое право на обращение с заявлением в компетентный орган для постановки его на учет для получения жилого помещения, отклоняются судебной коллегией как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Факт нахождения административного истца в местах лишения свободы не может быть расценен в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения за защитой своих жилищных прав.
Так, нахождение в местах лишения свободы не доказывает невозможность обращения лица с заявлением в компетентные органы для постановки его на учет для получения жилого помещения, поскольку права административного истца ограничены исключительно в той мере, которая требует соблюдение порядка отбывания наказания. Лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, способны реализовать самостоятельно свои гражданские права.
Кроме того, после освобождения из мест лишения свободы, в период с 2002 года до 2013 года, Хузягалеев М.М. имел право и возможность обратиться с заявлением о включении его в список на получение жилого помещения либо встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако с соответствующим заявлением обратился лишь в 2021 году. Таким образом, административный истец не был лишен возможности своевременно направить заявление в уполномоченный орган.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого должностным лицом решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Содержание кассационной жалобы аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ижевска от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хузягалеева М.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.