Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 ноября 2023 года кассационную жалобу Сувайда М.А.Д. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года по административному делу N 2а-2720/2023 по административному исковому заявлению Сувайда М.А.Д. к МВД по Республике Татарстан, начальнику отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан Зариповой Л.М. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 октября 2022 года гражданин государства Ливия Сувайдом М.А.Д. в отдел по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан подано заявление о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, утвержденным заместителем министра внутренних дел по Республике Татарстан Завгородневым А.А. 13 января 2023 года, Сувайду М.А.Д. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации со ссылкой на отсутствие законных оснований для этого.
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
13 февраля 2023 года Сувайд М.А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации незаконным, возложить обязанности предоставить временное убежище.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Сувайд М.А.Д. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что суды не обратили внимание на наличие угрозы жизни и здоровью при возвращении в Ливию, где в настоящее время имеется конфликт, охватывающий всю Ливию.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее - Федеральный закон N 4528-1) рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 4528-1 установлено, что данный Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 4528-1 предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Данное положение Федерального закона конкретизируется в пункте 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 (далее - Порядок предоставления временного убежища), согласно которому решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что гражданин государства Ливия Сувайд М.А.Д. въехал на территорию Российской Федерации 11 октября 2015 года и встал на миграционный учет с целью "учеба".
В 2019 году Сувайд М.А.Д. окончил ФГБОУ ВО "Пензенский государственный технологический университет". 9 ноября 2019 года покинул территорию Российской Федерации.
7 апреля 2022 года Сувайд М.А.Д. вновь въехал на территорию Российской Федерации и встал на миграционный учет с целью "учеба".
При этом из материалов дела не усматривается обстоятельств о действительной нуждаемости Сувайда М.А.Д. в предоставлении ему временного убежища. Нет сведений о том, что он состоял в политической, общественной, религиозной, военной организации, покинул свое место жительства в результате преследования или дискриминации по мотиву национальной, социальной принадлежности, вероисповедания или политических убеждений. Отсутствуют сведения и о том, что в Ливии он очевидно может быть подвергнут преследованию или дискриминации.
Отказ в предоставлении временного убежища не ограничивает прав Сувайда М.А.Д. в возможности легализации своего нахождения на территории Российской Федерации иным законным способом, при том что предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. Порядок принятия оспариваемого решения соблюден.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П указал, что по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федеральный закон N 4528-1, является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о невозможности урегулировать свое правовое положение на территории Российской Федерации не могут быть приняты во внимание по мотивам, приведенным выше.
Ссылка в кассационной жалобе на наличие для административного истца в государстве принадлежности угрозы для жизни и здоровья несостоятельна, поскольку данные обстоятельства соответствующими доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сувайда М.А.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.