Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 21 ноября 2023 года кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области) на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 4 июля
2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-857/2023 по исковому заявлению Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокурор) к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области - Ишимовой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области о возложении обязанности провести ремонт производственных и санитарно-бытовых помещений столовой из материалов, позволяющих проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами, в срок до 30 декабря 2023 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с декабря 2022 года по февраль 2023 года проведены проверки соблюдения законодательства в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, в ходе которых установлено неисполнение требования законодательства, регламентирующего материально-бытовое, санитарно-эпидемиологическое обеспечение осужденных, соблюдение безопасных условий труда, обеспечение пожарной безопасности. Вопреки требованиям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" материально-бытовое обеспечение осужденных не соответствует установленным требованиям, в связи с чем в адрес ответчика внесены представления об устранении нарушений закона от 29 декабря 2022 года и 28 февраля 2023 года.
Согласно ответам ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 19 января 2023 года и 17 марта 2023 года косметический ремонт производственных и санитарно-бытовых помещений столовой (покраска стен выше панелей) из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами будет произведен в срок до 1 июля 2023 года после проведения маркетинговых исследований и закупочных процедур. Остальные нарушения, перечисленные в представлениях, устранены, предметом спора в настоящее время не являются.
Усматривая, что непринятие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области мер по соблюдению требований правовых актов нарушает права осужденных, отбывающих наказание, и других лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, создает угрозы безопасного пребывания на территории исправительного учреждения, прокурор обратился в суд с административным иском.
Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области
от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 10 октября 2023 года, заявленные требования удовлетворены, на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области возложена обязанность в срок до 1 декабря 2024 года провести ремонт производственных и санитарно-бытовых помещений столовой из материалов, позволяющих проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Приводит доводы о том, что судебными актами на ФСИН России, как на главного распорядителя бюджетных средств, возложена обязанность по финансированию работ по проведению ремонта, вместе с тем указанный орган к участию в деле в качестве административного ответчика не привлечен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Из материалов административного дела следует, что в ходе прокурорских проверок, проведенных в период с декабря 2022 года по февраль 2023 года, выявлены нарушения технических регламентов, правил, стандартов по обеспечению надлежащих условий содержания и труда, а также санитарного обеспечения, требований Федерального закона от 15 июля
1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся материально-бытовых условий и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности выявленных прокурором нарушений, в том числе ненадлежащее санитарно-техническое состояние помещений, нарушающих права осужденных, содержащихся в исправительном учреждении.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года
N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) обязанность, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", возложена на учреждения, исполняющие наказания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц понимаются условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля
1993 года N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года
N 5473-1 непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и установив, что здания ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области не соответствуют требованиям технических регламентов, правил и стандартов, суды пришли к правильным выводам о том, что административным ответчиком допущено неправомерное бездействие, нарушающее права осужденных, отбывающих наказание, и других лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, для устранения которого требуется возложение заявленной прокурором обязанности.
Оснований не согласиться с суждениями судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные по делу обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Отвергая аргументы кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле ФСИН России, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что суд первой инстанции, разрешая административный спор, возложил на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области обязанность произвести ремонт в исправительном учреждении, в соответствии с установленным статьей 10 Конституцией Российской Федерации принципом разделения властей, не рассматривая вопрос о понуждении ФСИН России, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, к выделению финансирования расходов административного ответчика по устранению выявленных нарушений.
Иным аргументам кассационной жалобы по существу, сводящимся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, ранее судом апелляционной инстанции была дана надлежащая правовая оценка с приведением мотивов и оснований к их отклонению.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области
от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 января
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.