Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Крамаренко Т.М, судей Матвеевой Л.Н, Емелина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жевлакова Р.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.09.2023 по гражданскому делу N 2-366/2023 по исковому заявлению Жевлакова Р.Р. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании факта невозможности проживания.
Заслушав доклад судьи Крамаренко Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жевлаков Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании факта невозможности проживания.
В обоснование требований указал, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать истца - Жевлакова И.Р. заочным решением Советского районного суда города Казани от 26.07.2012 лишена родительских прав в отношении сына.
Распоряжением главы Администрации Советского района города Казани от 04.10.2012 N 1577р попечителем над несовершеннолетним Жевлаковым Р.Р. назначена ФИО1 (тетя), за несовершеннолетним Жевлаковым P.P. закреплена жилая площадь в квартире по адресу: "адрес".
Истец, вместе с тетей ? Сайфутдиновой Р.Ф, матерью, лишенной родительских прав, двоюродным братом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бабушкой - Жевлаковой Л.В. и прабабушкой - ФИО2 зарегистрирован в 2-х комнатной муниципальной квартире общей площадью 43, 0 кв.м, по адресу: "адрес".
Нанимателем жилого помещения является прабабушка - ФИО2
В настоящий момент все зарегистрированные лица проживают в указанной квартире. Квартира находится в запущенном состоянии, требуется ремонт. На 17.11.2021 года имеется большая задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги, газовая плита находится в нерабочем состоянии, газоснабжение отключено.
Иных жилых помещений в собственности истец не имеет.
Свое проживание в квартире по адресу: "адрес", истец считает невозможным в связи с тем, что в ней зарегистрирована и проживает мать, лишенная в отношении него родительских прав, а также граждане, не являющиеся членом его семьи в соответствии со статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решениями жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан по результатам рассмотрения заявлений Жевлакова P.P. оказание государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений отказано, в связи с тем, что Жевлакову P.P. необходимо открепиться от квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Совершеннолетий Жевлаков P.P. достиг 23 лет ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, признание Жевлакова P.P. нуждающимся в жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимо в целях реализации им права на получение жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.09.2023, в исковых требованиях Жевлакова Р.Р. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании факта невозможности проживания отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Заявитель жалобы и его представитель в судебное заседание, организованное по их ходатайству Московским районным судом г. Казани посредством видеоконференц-связи не явились.
Лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание также не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако указанных нарушений судом первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Жевлаков Р.Р. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать истца - ФИО4 заочным решением Советского районного суда города Казани от 26.07.2012 лишена родительских прав в отношении сына.
Распоряжением главы Администрации Советского района города Казани от 04.10.2012 N1577р попечителем над несовершеннолетним Жевлаковым Р.Р. назначена ФИО1 (тетя), за несовершеннолетним Жевлаковым P.P. закреплена жилая площадь в квартире по адресу: "адрес".
Нанимателем жилого помещения является прабабушка - ФИО2.
Иных жилых помещений в собственности истец не имеет.
Решениями жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан по результатам рассмотрения заявлений Жевлакова P.P. в оказании государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений отказано, в связи с тем, что Жевлакову P.P. необходимо открепиться от квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции, установив, что факт невозможности проживания в спорной квартире материалами дела не подтвержден, отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что из представленного в суд первой инстанции Министерством образования и науки Республики Татарстан учетного дела Жевлакова Р.Р. следует, что лишенная родительских прав мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 5 месяцев до подачи настоящего иска. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истца- ФИО5, также зарегистрированная в данной квартире. Согласно акту, представленного в суд апелляционной инстанции 25.09.2023, "адрес" 1954 года постройки, в 2000 году проводился капитальный ремонт. Санитарно-техническое состояние квартиры N хорошее, комнаты чистые, светлые, сухие, санузлы раздельные. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении, несоответствие его санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, в материалы дела Жевлаковым Р.Р. не представлено.
Согласно доводов кассационной жалобы, Жевлаков Р.Р. полагает, что не имеет правового значения тот факт, что мать умерла за 5 месяцев до подачи иска, поскольку Жевлаков обращался к ответчику 06.07.2020. Иные проживающие в квартире лица членами его семьи не являются. Нормы предоставления не соблюдены. Органы опеки и попечительства ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, поскольку должны были включить его в список по состоянию на 04.10.2012, однако, этого не сделали. При такой ситуации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 лет, не утрачивают право на получение благоустроенного жилья от государства.
По мнению судебной коллегии, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену правильных по существу судебных актов в силу следующего.
Согласно пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
Статьей 2.1. вышеуказанного закона предусмотрено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:
1) не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
2) бывших усыновителей этих детей-сирот, если усыновление отменено;
3) признанных в установленном законодательством порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
4) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
5) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и психическими заболеваниями и состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истец указывал на невозможность совместного проживания с лицами, зарегистрированными в спорной квартире по причине того, что проживающая с истцом мать лишена родительских прав, проживающие в квартире лица не являются членами его семьи, а также квартира находится в непригодном для проживания состоянии.
Судами отмечено, что мать истца ФИО4 умерла за 5 месяцев до обращения в суд с иском, а в последующем умерла и бабушка истца ФИО5 Доказательств того, что квартира находится в состоянии, непригодном для проживания, материалы дела не содержат.
Также судами правомерно отмечено, что согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и право на обеспечение жилым помещением распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По достижении указанного возраста перечисленные лица не могут претендовать на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Между тем, сведений о постановке истца на учет для обеспечения жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет не предоставлено, на момент подачи ответчику заявления об обеспечении жильем истец достиг возраста 23 лет.
Соответствующие решения Министерства образования и науки Республики Татарстан в установленном порядке истцом обжалованы не были.
Выводы судов основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, ошибочны и не могут служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, судом первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Жевлакова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.М. Крамаренко
Судьи Л.Н. Матвеева
А.В. Емелин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.