Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Николаева И.В, Речич Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шкаликовой Ольги Алексеевны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-1-268/2023 по иску Шкаликовой Ольги Алексеевны к администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкаликова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о возложении на ответчика обязанности принять ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 4 мая 2011 г.
В обоснование заявленных требований указала, что в мае 2011 г. она обратилась в администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области с заявлением о принятии ее с составом семьи из десяти человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На ее заявлении Главой органа местного самоуправления была поставлена резолюция о постановке на льготную очередь по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Однако заявление не было зарегистрировано, в результате чего в соответствующую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий ее поставили лишь 21 марта 2013 г.
Решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Шкаликовой О.А. к администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказано.
В кассационной жалобе Шкаликова О.А. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятии нового решения об удовлетворении заявленных ею требований.
В обоснование жалобы указывает, что суды неверно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку она впервые обратилась с заявлением о предоставлении жилья в 2011 г.
Не согласна с выводами судов о пропуске срока исковой давности, поскольку письменного уведомления о дате постановки на учет от 21 марта 2013 г. она не получала.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 февраля 2013 г. Шкаликова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области с заявлением о постановке ее многодетной семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложением необходимых документов (л.д. 36 - 44, т. 1).
Согласно протоколу заседания жилищно-административной комиссии при муниципальном образовании Языковское городское поселение от 21 марта 2013 г, с указанной даты Шкаликова О.А. поставлена на очередь на улучшение жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 44 - 45, т. 1).
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Шкаликовой О.А. не предоставлено, она числится в общей очереди за номером 19 (л.д. 12 - 13, т. 1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Шкаликова О.А. полагала, что право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма возникло у нее с 4 мая 2011 г. на основании ее заявления от указанной даты на имя Главы администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о предоставлении членам ее семьи благоустроенного жилого помещения (л.д. 10, оборот, т. 1).
На данном заявлении имеется резолюция Главы администрации о необходимости постановки на льготную очередь до 20 мая 2011 г, а также о невозможности предоставления муниципального жилья на момент обращения, скрепленная печатью органа местного самоуправления.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 51, 52 Жилищного кодексма Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, что при обращении 4 мая 2011 г. Шкаликовой О.А. ответчику с заявлением, ею были представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для их отмены не установила.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Ульяновской области отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулируются Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 г. N 49-ЗО (в редакции от 2 июля 2010 г, действовавшей на дату обращения Шкаликовой О.А. с заявлением на имя Главы администрации муниципального образования о предоставлении жилого помещения) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Законодательным собранием Ульяновской области 27 апреля 2006 г.).
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту своего жительства.
К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются:
1) решение органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в случаях, не установленных частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
2) акт проверки жилищных условий заявителя;
3) справка о составе семьи формы N 8 или выписка из домовой книги за последние пять лет;
4) копия финансового лицевого счета;
5) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
6) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние пять лет;
7) копии документов, подтверждающих семейные отношения заявителя;
8) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и личность каждого из членов его семьи;
9) медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя, дающей право на предоставление ему жилого помещения общей площадью, превышающей норму на одного человека;
10) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в случаях признания жилого помещения непригодным для проживания;
(в ред. Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
11) документы, подтверждающие право заявителя на дополнительную площадь по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
12) документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям, установленным частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(пункт 12 введен Законом Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
Копии всех прилагаемых к заявлению документов, за исключением копий документов, верность которых засвидетельствована в нотариальном порядке, представляются с подлинниками, которые после проведения сверки возвращаются заявителю.
(в ред. Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения с точностью до минуты уполномоченным органом. Копия расписки с подписью заявителя в ее получении хранится в органе, осуществляющем принятие на учет.
(в ред. Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение о принятии или об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается в форме постановления уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о принятии на учет с документами, указанными в части 2 настоящей статьи. Датой принятия на учет считается дата принятия постановления уполномоченным органом.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, допускается по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(часть 6 в ред. Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г. N89-ЗО)
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, уведомление о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона, ежегодно с 1 января по 1 апреля уполномоченный орган проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности ранее представленных сведений. В случае, если произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Уполномоченный орган осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом представленных документов.
Поскольку из представленного Шкаликовой О.А. заявления от 4 мая 2011 г. на имя Главы администрации муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области о предоставлении членам ее семьи благоустроенного жилого помещения не следует, что при обращении с этим заявлением ею были представлены документы, перечень которых предусмотрен в частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и такие документы вместе с заявлением о постановке ее многодетной семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, были представлены Шкаликовой О.А. только 21 февраля 2013 г, о чем ей с достоверностью было известно, выводы судов нижестоящих инстанций об отказе в иске являются обоснованными.
Возникший спор судом по существу разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что истицей не пропущен срок исковой давности, являются несостоятельными, основанными на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и ином понимании законодательства, регулирующего данный вопрос.
Утверждения в жалобе о возникновении у Шкаликовой О.А. права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с 4 мая 2011 г, были предметом тщательной проверки нижестоящих судебных инстанций и, исходя из установленных по делу обстоятельств и действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, являются несостоятельными.
Судами обоснованно учтено, что при обращении 21 февраля 2013 г. в администрацию муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области Шкалтикова О.А. просила именно принять ее многодетную семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несогласие Шкаликовой О.А. с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы жалобы повторяют позицию истицы при рассмотрении дела, не содержат указаний на нарушения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных постановлений. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шкаликовой Ольги Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи И.В. Николаев
Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.