Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смеловой Т.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 16.05.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17.10.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Смеловой Т.А. к Управлению министерства внутренних дел (МВД) России по г. Ставрополю отделению полиции N 1, начальнику Управления МВД России по г. Ставрополю отделения полиции N 1 Мацко А.Н, Управлению МВД России по г. Ставрополю о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Смелова Т.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Ставрополю ОП N1, начальнику УМВД России по г. Ставрополю ОП N 1 Мацко А.Н, УМВД России по г. Ставрополю о признании действий (бездействия) незаконными. В обоснование требований указала, что 03.11.2022 она направила в ОП N 1 МВД России по г. Ставрополю (ул. Лермонтова 191) запрос о предоставлении письменной достоверной информации о правовом статусе создания ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю, ответом от 02.12.2022 N 2/222608191540 ей разъяснено, что "правовой статус отдела полиции устанавливается изданным локальным правовым актом, который используется исключительно в служебной деятельности сотрудников отдела полиции и не затрагивает Ваши права и законные интересы, в связи с чем, данная информация не может быть предоставлена в Ваш адрес, обращение удовлетворению не подлежит". Полагает незаконными действия должностного лица начальника Мацко А.Н, выразившиеся в отказе предоставления документарных сведений о правовом статусе создания ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю, нарушающими Конституционные права административного истца и посягающими на основы Конституционного строя.
Просила суд признать незаконным бездействие должностного лица начальника ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю Мацко А.Н, выразившееся в не предоставлении достоверных документарных, письменных сведений о правовом статусе создания ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю; обязать УМВД России г. Ставрополю ОП N1, должностное лицо Мацко А.Н. совершить действия по предоставлению достоверных документарных, письменных сведений о правовом статусе создания ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю;
признать незаконными действия начальника ОП N 1 УМВД России по городу Ставрополю Мацко А.Н. выразившиеся в подписании электронной подписью письменного ответа от 02.12.2022 N92/222608191540, а также в отказе предоставления достоверных документарных письменных сведений о правовом статусе создания ОП N1 УМВД России по городу Ставрополю.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 16.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17.10.2023, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы об их незаконности и необоснованности, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит их отменить, принять новое решение.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13.12.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными подзаконными актами, принятыми во исполнении упомянутого нормативно-правового акта.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 1, 4 части 1, часть 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В силу части 6 статьи 11 упомянутого Федерального закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (статья 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.11.2022 в ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю поступило обращение Смеловой Т.А, в котором последняя просила предоставить сведения о правовом статусе создания отдела.
На данное обращение начальником ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю в адрес Смеловой Т.А. направлено уведомление N 2/222608191540 от 02.12.2022, заверенное электронной подписью начальника ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю Мацко А.Н, о рассмотрении её обращения из которого следует, что сведения о совершении противоправных действий и нарушении прав и законных интересов, требующих проверки не установлено. Также было указано, что обращение не содержит конкретных сведений об обстоятельствах, свидетельствующих о совершении в отношении Смеловой Т.А. противоправных действий. Действия либо бездействия сотрудников органов внутренних дел не обжалуются. Данным ответом административному истцу также было разъяснено, что правовой статус отдела полиции устанавливается изданным локальным правовым актом, который используется исключительно в служебной деятельности сотрудников отдела полиции и не затрагивает права и законные интересы Смеловой Т.А, в связи с чем, данная информация не может быть предоставлена в адрес Смеловой Т.А, обращение удовлетворению не подлежит.
ОП N 1 является структурным подразделением УМВД России по г. Ставрополю. Правовой статус отдела полиции устанавливается изданным локальным правовым актом (приказ начальника УМВД России по г. Ставрополю от 21.08.2020 N 1070). Сведения, содержащиеся в данном акте, касаются исключительно служебной деятельности сотрудников ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю, на физических лиц нормы указанного правового акта не распространяются, то есть данный акт не содержит нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан. Соответственно упомянутый локальный правовой акт УМВД России по г. Ставрополю не подлежал опубликованию, а потому не доступен для публики.
Пунктом 1 приказа МВД России от 12.09.2013 N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция).
Из преамбулы данной инстанции, являющейся Приложением N 1 к приказу, следует, что Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Согласно пункте 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме, ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов, письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин, о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 113 Инструкции).
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке (пункт 139 Инструкции).
Требования приведенного Федерального закона и упомянутой инструкции руководителем отделения полиции были выполнены в полном объеме.
В целях повышения эффективности организационно-управленческой (административной) деятельности подразделений МВД России, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций, а также формированием электронного юридически значимого документооборота в соответствии с распоряжением N1/8172 от 09.10.2015 "О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и организаций" подразделениям МВД России предписано осуществлять работу с обращениями с использованием средств Сервиса электронного документооборота Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (п.п. 1.1.).
Во исполнение указанного распоряжения, работа с обращениями граждан в ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю ведётся в электронном виде.
При принятий решений судами сделан обоснованный вывод, что нарушений прав и законных интересов административного истца начальником ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю допущено не было, несогласие административного истца с содержанием данного ей ответа не является основанием к отмене либо изменению правильных по существу судебных актов.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов отсутствуют, поскольку судами дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебных актов судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного истца с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17.10.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Смеловой Т.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.01.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.