Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Юхаранов Р.Ю. Раджабова А.Р.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.11.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Юхаранов Р.Ю. к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя административного истца Раджабова А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юхаранов Р.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным отказа администрации городского округа "город Каспийск" N 56-4496/23 от 22.05.2023 в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес"", просил возложить на администрацию обязанность выдать разрешение на строительство 4-х этажного коммерческого здания, на земельном участке с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 17.07.2023 заявленные требования удовлетворены, отказ признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность выдать разрешение на строительство.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.11.2023 решение суда первой инстанции в части возложенной обязанности отменено, в отмененной части принято новое решение, которым на администрацию города Каспийска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Юхаранова Р.Ю. о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес"
Не согласившись с апелляционным определением, административный истец в лице представителя, обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о необоснованности выводов суда апелляционной инстанции относительно принятого судом первой инстанции решения в части возложенной обязанности.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13.12.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из представленных доказательств и установлено судами, Юхаранову Р.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 400 кв.м, с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, для использования под размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, расположенный по адресу: "адрес"
22.09.2021 Отделом архитектуры и строительства Администрации городского округа "город Каспийск" был выдан градостроительный план земельного участка.
25.04.2023 представитель Юхаранова Р.Ю. - Раджабов А.Р. обратился в администрацию ГО "город Каспийск" с заявлением, в котором просил исполнить вступившее в законную силу решение Каспийского городского суда РД от 27.02.2023 и повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство 4-х этажного коммерческого здания, на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Указанным решением отказ в выдаче разрешения на строительство по приведенным в нем основаниям непредоставления проекта планировки (межевания) территории планируемого размещения объекта капитального строительства признан незаконным.
Администрация городского округа "город Каспийск" письмом от 22.05.2023 N 56-4496/23 отказала в выдаче разрешения, со ссылкой на необходимость предоставления проекта планировки (межевания) территории планируемого размещения объекта капитального строительства, со ссылкой на Постановление от 06.04.1998 N18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ", статью 41 и часть 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, необходимости установления, изменения или отмены красных линий.
Предметом спора по настоящему делу являлся отказ органа исполнительной власти в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по основанию непредоставления документов, предусмотренных Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
По настоящему делу отказ обусловлен положениями части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судами установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Каспийск от 21.12.2018 N 605 земельный участок находится в территориальной зоне Ж3 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, границы которой определены и градостроительный регламент которой в настоящее время так же установлены названными Правилами. В соответствии с пунктом 4.4 статьи 58.1 Правил в обозначенной зоне допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м.
Ссылаясь на положения пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая, что из градостроительного плана земельного участка выданного административному истцу, следует, что допустимое размещение объекта капитального строительства с учетом необходимых отступов от границ земельного участка, согласовано, указанная территория заштрихована на чертеже градостроительного плана земельного участка, граница в пределах которых разрешается строительство объекта капитального строительства, не граничит с красными линиями в виду их отсутствия, - пришли к выводу, что отсутствие проекта планировки территории не может являться основанием для отказа.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции также принял во внимание, что ранее на основании вступившего в законную силу решения суда аналогичный отказ администрации городского округа "город Каспийск" судом был признан незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство, однако административному истцу вновь было отказано, в связи с чем, признавая обжалуемый отказ незаконным, суд возлагает обязанность на административного ответчика выдать разрешение на строительство.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа, пришел к выводу об отмене решения суда в части возложенной обязанности и принятия в указанной части нового решения о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца.
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются необоснованными, влекут отмену состоявшегося судебного акта.
Принимая в указанной части судебный акт суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
На момент отказа в предоставление муниципальной услуги в Правила землепользования и застройки г. Каспийска были внесены изменения и в настоящее время действующие правила в редакции от 10.03.2023, принятые на сессии Собрания депутатов г. Каспийска N 187, в соответствии со статьей 57 которых зона ЖЗ предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами.
Пунктом 2.7 данной статьи предусмотрено размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Пунктом 4.4 этой же статьи предусмотрена возможность строительства в этой зоне магазинов - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м.
Также установлены предельные (минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для объектов, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования, максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Из представленного проекта застройки земельного участка, принадлежащая административному истцу составляет 1 400 кв. метров, а площадь застройки 762 кв. метра, что составляет более 50 %, в то время как в указанной зоне предусмотрена возможность застройки не более 40%.
Аналогичные требования установлены и статье 58 Правил, которая предусматривает Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж4.
В связи с этим полагал, что в настоящее время подлежит применению повторная процедура рассмотрения заявления, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку в данном случае выводы суда апелляционной инстанции направлены не только на восстановление прав административного истца, но и соблюдение баланса публичных интересов, поскольку в настоящее время требования к правилам землепользования и застройки изменились.
По мнению судебной коллегии суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышел за пределы предмета иска, поскольку данные основания не являлись мотивами отказа и требований административного иска. Более того, приводя данные доводы, суд апелляционной инстанции фактически предопределилпоследствия повторного рассмотрения заявления административного истца, чем не только не будут восстановлены нарушенные права последнего, но и безосновательно ограничены в дальнейшем на реализацию своего права строительства.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что судом апелляционной инстанции при принятии решения неверно применены нормы процессуального права, регулирующие порядок и характер возлагаемых на административного ответчика обязанностей, направленных на восстановление нарушенных прав административного истца.
Принятый судом первой инстанции судебный акт являлся законным и обоснованным, при его принятии судом верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку суда по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было. Оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции судом апелляционной инстанцией в части не имелось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.11.2023 нельзя признать законным, так как оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта, выводы суда не соответствуют совокупности фактических обстоятельств дела, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09.11.2023 отменить, оставить в силе решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 17.07.2023.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.