Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова Мейведдина Магомедовича к Управлению Росгвардии по Республике Дагестан о признании незаконным решения и возложении обязанности по включению в список очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Ибрагимова Мейведдина Магомедовича на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимов М.М. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Росгвардии по Республике Дагестан о признании уважительной причины пропуска срока и восстановлении пропущенного срока; признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 18.12.2019г. N в части, касающейся отказа включить истца в список очередников на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию Управления Росгвардии по Республике Дагестан включить его в список очередников на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи рапорта.
В обоснование требований указал, что в 2019 году, будучи заместителем командира ОМОН Управления Росгвардии по Республике Дагестан, истец обратился с рапортом на имя начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан о включении его в список очередников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. К рапорту приложены все документы, предусмотренные статьей 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. N.
Учетное дело находится в жилищно- бытовой комиссии (далее - ЖБК) Управления Росгвардии по Республике Дагестан.
Согласно ответу от 08.11.2022г. основания для принятия истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отсутствуют. При этом правовых оснований, послуживших для принятия такого решения, в ответе не приводится.
Посчитав решение ЖБК Управления Росгвардии по Республике Дагестан незаконным, 22.11.2022г. истец направил на имя начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан досудебную претензию. Ответ, полученный 25.12.2022г, не содержит разъяснений на поставленные в претензии вопросы.
Решение ЖБК Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 18.12.2019г. N считает незаконным, полагает, что данным решением нарушено право на включение в списки очередников на выплату ЕСВ на строительство или приобретение недостающей и дополнительной жилой площади и принято без учета требований Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N.
В органах внутренних дел истец начал службу с 1989 года, в ОМОН - с 1991 года, единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилой площади в период службы в органах внутренних дел не получал.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2023 года заявление Ибрагимова М.М. к Управлению Росгвардии по Республике Дагестан удовлетворено частично.
Ибрагимову М.М. восстановлен пропущенный им по уважительной причине срок обжалования решения.
В удовлетворении искового заявления Ибрагимова М.М. к Управлению Росгвардии по Республике Дагестан о признании незаконным решения ЖБК Управления Росгвардии по РД от 18.12.2019 г. N в части, касающейся отказа включении в список очередников ЕСВ, обязании включить в список очередников на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи рапорта, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 июля 2023 года решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ибрагимов М.М. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1, части 1, пунктам 1 и 2 части 2 и части 4 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федераци (п.п. 1.1. п.1 ст. 4).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие вышеуказанного федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года NФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В силу подпунктов "б" - "г", "е" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
В соответствии с п. 9 Правил (в редакции от 30 декабря 2011 года) сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подпункт "б" пункта 19 Правил в ред. от 15.11.2019г.).
В подпункте "в" пункта 19 Правил в действующей редакции предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ибрагимов М.М. проходил службу в Управлении Росгвардии по Республике Дагестан в должности заместителя командира ОМОН Управления.
В 2019 году Ибрагимов М.М. обратился с рапортом на имя начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан о включении его в список очередников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с приложением необходимых документов, предусмотренных ст. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. N.
12.10.2022г. Ибрагимов М.М. обратился с заявлением на имя начальника Управления Росгвардии по Республике Дагестан ФИО5 о представлении ему информации по результатам рассмотрения его рапорта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08.11.2022г. Ибрагимовым М.М. получен ответ на обращение от 12.10.2022 г, из содержания которого следует, что основания для его принятия на жилищный учет отсутствовали, поскольку им в период прохождения службы в МВД по Республике Дагестан было реализовано соответствующее право посредством получения жилого помещения по договору социального найма.
Считая данный отказ незаконным, Ибрагимов М.М. обратился в суд с иском, в котором просил восстановить пропущенный срок для обращения с этим заявлением, указывая что срок пропущен по уважительной причине.
Рассматривая заявленное истцом ходатайство о признании уважительной причины пропуска срока обращения в суд с настоящим исковым заявлением и восстановлении этого пропущенного срока, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности восстановить установленный законом срок, так как суду предоставлены доказательства уважительности причины пропуска срока обращения с иском об оспаривании отказа во включении Ибрагимова М.М. в список очередников на выплату ЕСВ и обязании включить его в список очередников на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения со дня подачи рапорта, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Согласно ответу Управления Росгвардии по Республике Дагестан от 20.12.2022г. на досудебную претензию по вопросу повторного рассмотрения рапорта сообщено, что Ибрагимову М.М. был направлен ответ от 08.11.2022г. N, согласно которому основания для принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в 2019 году отсутствовали.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 5, 8, 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. N (ред. от 25.06.2022), пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ибрагимовым М.М исковых требований, при этом исходил из того, что на момент рассмотрения жилищной комиссией Управления Росгвардии протокола от 18.12.2019г. N было установлено, что в период прохождения службы в МВД по Республике Дагестан решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от 21.11.2006 г. (протокол N) Ибрагимову М.М. было предоставлено жилое помещение из жилищного фонда МВД по Республике Дагестан по договору социального найма, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Заманова, 47 "В", кв. 29, общей площадью 77, 5 кв.м, на состав семьи 5 человек.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку являлись предметом тщательной проверки суда апелляционной инстанции, получили правовую оценку, отраженную в принятых по делу судебных актах оснований считать выводы судов ошибочными, не имеется.
По сути, доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных решений, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.