Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
с участием прокурора Колячкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салимгереева Ходжимурада Салимгереевича к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным заключения служебной проверки, об отмене дисциплинарного взыскания и о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Салимгереева Ходжимурада Салимгереевича на решение Курского районного суда Ставропольского края от 27 января 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салимгереева Х.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным заключения служебной проверки, об отмене дисциплинарного взыскания и о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 27 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года, исковые требования Салимгереева Х.С. к Управлению по Ставропольскому краю (УФСИН России по Ставропольскому краю) о признании незаконным заключения служебной проверки Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю от 29 июля 2022 года о признании незаконным заключения служебной проверки по факту нарушений условий контракта от 05 октября 2022 года; о признании незаконным Приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю от 04 октября 2022 года N284-к; признании незаконным Приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю от 06 октября 2022 года N277-лс; взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 04 октября 2022 года по день принятия решения суда; взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю в пользу Салимгереева Х.С. компенсации морального вреда в сумме 100000 (сто тысяч) рублей, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Салимгереев Х.С. просит отменить судебные постановления ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав Салимгереева Х.С, и его представителя адвоката Пронькина А.Н, подержавших доводы жалобы, возражения по доводам жалобы, представителя УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В. полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Отношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ следует, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики.
Подпунктом "к" пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН РФ от 11 января 2012 года N 5, предусмотрено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС.
Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных, а также направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года N 21-П).
По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Салимгереев Х.С. проходил службу в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю в период с 20 августа 2011 года в замещаемой должности ИК-6 по 16 декабря 2019 года, с ним заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от 26 мая 2020 года.
10 октября 2022 года Салимгереев Х.С. приказом УФСИН от 06 октября 2022 года N277-лс уволен.
Основанием для увольнения послужил приказ УФСИН о наложении дисциплинарного взыскания на Салимгереева Х.С. от 04 октября 2022 года N284-к и заключение служебной проверки, в ходе которой был установлен факт грубого нарушения служебной дисциплины со стороны старшего лейтенанта вн.службы Салимгереева Х.С. выразившееся в ненадлежащем исполнении пунктов 4.3, 4.4 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе РФ N1045/2020 от 26 мая 2020 года в части обязанности добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные ФЗ N 197-ФЗ. контрактом и должностной инструкцией, соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС РФ, установленные ФЗ N 197-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что повлекло за собой неисполнение требований пунктов 2, 12, 14 части 1 статьи 12, пунктов 2. 4. 5 части 1 статьи 13 ФЗ N 197-ФЗ, в части обязанности знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно- исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника: уведомлять в порядке, установленном законодательством РФ о противодействии коррупции, о каждом случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики, а также неисполнение пунктов 14. 16, 20, 62 раздела III должностной инструкции, утверждённой 10.03.2022, в части не уведомления представителя нанимателя работодателя). органы прокуратуры или другие государственные органы обо
всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, не исполнения обязанности принимать участие в организации и осуществлении надзора, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению осужденными преступлений и иных правонарушений, не вступать в служебные связи с осужденными и их родственниками.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды первой инстанции и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности факта нарушения Салимгереевым Х.С. условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, выразившегося во вступлении в отношения с осужденным, отбывающим наказание в этом же учреждении, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством для получения материальной выгоды за совершенные действия в пользу осужденного, а также об отсутствии нарушения порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, в связи с нарушением условий контракта.
Согласно пунктам 14. 16. 20. 62 раздела III должностной инструкции утвержденной 10 марта 2022 года старший лейтенант внутренней службы Салимгереев Х.С. обязан был уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, принимать участие в организации и осуществлении надзора, обеспечении взаимоотношений персонала с осужденными при их совместной работе, установленных Правилами внутреннего распорядка, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению осужденными преступлений и иных правонарушений, не вступать в неслужебные связи с осужденными и их родственниками.
Суды установили, что в ходе служебной проверки каких-либо доказательств того, что Салимгереев Х.С. в письменной или устной форме уведомлял представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, получено не было, материалы дела таких доказательств не содержат.
Суды установили, что порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, так как с Салимгереева Х.С. затребованы письменные объяснения, срок применения дисциплинарного взыскания не нарушен, с приказом об увольнении работник ознакомлен.
Суды признали несостоятельной ссылку истца на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Салимгереева Х.С, поскольку Заключение о результатах проведения служебной проверки было утверждено 29 июля 2022 года, а постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Салимгереева Х.С. было вынесено 21 сентября 2022 года и отметили, что постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.09.2022 установлено, что в действиях Салимгереева Х.С. усматривается дисциплинарный проступок, выраженный в нарушении должностной инструкции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 27 января 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.