Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Линкова О.В., рассмотрев жалобу Асипенко С.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области от 27 апреля 2023 года N 10 и решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 25 июля 2023 года, состоявшиеся в отношении Асипенко С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области от 27 апреля 2023 года N 10, оставленным без изменения решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 25 июля 2023 года, первый заместитель главы администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Асипенко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Асипенко С.В. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктами 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Из постановления по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области от 27 апреля 2023 года N 10 усматривается, что постановлением Правительства Саратовской области N 265-П от 29 марта 2023 года введен особый противопожарный режим на территории Саратовской области.
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ершовскому, Дергачевскому и Федоровскому районам Саратовской области УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области ФИО4 проведена внеплановая проверка администрации Ершовского муниципального района Саратовской области.
В результате проверки выявлены нарушения: требуемый по нормам расход воды на наружное пожаротушение в населенных пунктах Ершовского муниципального района в муниципальном образовании "адрес") не обеспечен. В поселке "адрес" отсутствуют пожарные гидранты, в поселке "адрес" один гидрант из трех не исправен ("адрес"); в муниципальном образовании "адрес" в границах населенных пунктов не произведен регулярный покос камыша и сухостоя на прилегающей к водоисточникам береговой линии и на пустырях: пруд "Советский" с прилегающими улицами, пруд "Верхнесоветский", пруд "Казенный", пруд "Решетников", пруд без наименования, расположенный в юго-западной части города, открытые территории ("адрес"); в поселке "адрес" реки "Малый Узень", заросли камыша по "адрес", в районе домов "адрес"; в поселке "адрес" не выполнены минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником Асипенко С.В. - ФИО5 в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 25 июля 2023 года постановление по делу об административном правонарушении оставил без изменения, согласившись с выводом должностного лица.
Вместе с тем, судьей Ершовского районного суда Саратовской области не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения судьей районного суда жалобы с целью проверки доводов защитника Асипенко С.В. - ФИО5 административный материал N 10 от 24 апреля 2023 года в отношении Асипенко С.В. по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представленный начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ершовскому, Дергачевскому и Фёдоровскому районам Саратовской области ФИО4 (л.д. 54) не исследовался, оценка представленным материалам судьей районного суда не дана.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 25 июля 2023 года, состоявшееся в отношении Асипенко С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело с жалобой Асипенко С.В. на постановление главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области от 27 апреля 2023 года N 10 и решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 25 июля 2023 года подлежит возвращению на новое рассмотрение в Ершовский районный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, в том числе с учетом положений статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 25 июля 2023 года в отношении первого заместителя главы администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Асипенко С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ершовский районный суд Саратовской области.
Судья О.В. Линкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.