Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Найденовой О.Н, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Якушова А. И. на решение Павловского районного суда Воронежской области от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Якушова А. И. к администрации Павловского муниципального района Воронежской области, Муниципальному отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий, постановления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснение Якушова А.И, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя администрации Павловского муниципального района Воронежской области Гвоздева Ю.В, представителя администрации Русско-Буйловского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области Варфоломеевой В.В, Шварова С.А, Шестакова Д.А. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Якушов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Павловского муниципального района Воронежской области (далее также - Администрация), Муниципальному отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконными постановление Администрации от 22 июня 2020 года N 360 "Об отмене постановления администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 26 декабря 2018 года N 864 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего местоположение: "адрес" на кадастровом плане территории", а также действия Муниципального отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в подготовке и подписании соглашения от 10 июля 2020 года о расторжении соглашения от 13 марта 2019 года N 1 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, направлении в его адрес письма N 447 о необходимости подписания соглашения от 10 июля 2020 года течение 30 дней со дня его получения.
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 27 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 мая 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Якушову А.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 августа 2023 года через Павловский районный суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что суды, разрешая административные исковые требования, не исследовали значимые по делу обстоятельства и не дали оценку тому, входит ли отмена постановления, на основании которого зарегистрировано право собственности административного истца, в компетенцию принявшего его органа.
Относительно кассационной жалобы администрацией Павловского муниципального района Воронежской области, Муниципальным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области представлены письменные возражения.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, заинтересованных лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации от 26 декабря 2018 года N 864 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3 676 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на землях населенных пунктов, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж1, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, образуемого путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 245 кв.м и 143 кв.м с земельным участком площадью 3 288 кв.м с кадастровым номером N, расположенным по адресу "адрес", находящимся в собственности Якушова А.И.
Между Муниципальным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области и Якушевым А.И. заключено соглашение от 13 марта 2019 года N 1 (далее также - Соглашение о перераспределении), по условиям которого произведено перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, площадью 3 288 кв.м с кадастровым номером N, принадлежащего Якушову А.И, в результате чего у Якушова А.И. возникло право собственности на расположенный в "адрес", земельный участок площадью 3 676 кв.м с кадастровым номером N, в связи с чем земельный участок площадью 3 288 кв.м с кадастровым номером N снят с кадастрового учета.
Пунктом 1.7 Соглашения предусмотрено, что его неотъемлемой частью являются копия постановления администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 26 декабря 2018 года N 864 и выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) об основных характеристиках земельного участка, образованного в результате перераспределения.
Согласно выписке из ЕГРН за Якушовым А.И. 21 марта 2019 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
Оспариваемым постановлением Администрации от 22 июня 2020 года N 360 постановление администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 26 декабря 2018 года N 864 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего местоположение: "адрес" на кадастровом плане территории" отменено на основании пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) в связи с установлением Администрацией нарушения требований подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что земельные участки, предоставленные в порядке перераспределения Якушову А.И, частично расположены на землях общего пользования, по которым осуществлялся проезд к огородам, расположенным по "адрес" (владельцы Петряева В.А, Шваров С.А, Ворфоломеева Н.И.), а также проезд к хозяйственным постройкам на земельном участке многоквартирного дома "адрес".
Муниципальным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области 10 июля 2020 года в адрес Якушова А.И. для подписания направлен проект соглашения о расторжении соглашения от 13 марта 2019 года N 1 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Отказывая в удовлетворении требований Якушова А.И, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Администрация, выявив нарушения действующего законодательства при перераспределении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N и земельных участков площадью 245 кв.м и 143 кв.м, расположенных в кадастровом квартале с кадастровым номером N, которые в течение длительного времени являлись проездами, в связи с чем относятся к территории общего пользования, имела право в порядке самоконтроля отменить постановление от 26 декабря 2018 года N 864, которым утверждена схема расположения образованного в результате перераспределения земельного участка.
С такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем отмечено в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.
Частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Принятие такого акта не может повлечь произвольного и внесудебного прекращения субъективного гражданского права, возникшего на основании отменяемого ненормативного акта. Акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность могут быть отменены в порядке самоконтроля, только если на их основе не возникло гражданское право.
Иное толкование статьи 48 Закона N 131-ФЗ позволило бы органу местного самоуправления произвольно без учета прав и интересов лиц, в отношении которых принят акт, отменять свои постановления, послужившие основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Из положений статей 8 и 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
На момент принятия Администрацией оспариваемого постановления от 22 июня 2020 года N 360 сведения об образованном в результате перераспределения земельном участке с кадастровым номером N и о праве собственности на него Якушова А.И. были внесены в ЕГРН.
При этом отмена постановления об утверждении схемы расположения земельного участка не влечет исключение сведений о нем из ЕГРН.
При таких обстоятельствах при наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок, сведения о котором внесены в ЕГРН, Администрация не вправе была отменять ненормативный акт, на основании которого возникло право собственности Якушова А.И. на вновь образованный земельный участок, поскольку эти действия выходят за рамки ее компетенции.
В данном случае рассмотрение вопроса о правомерности образования указанного земельного участка относилось к исключительной компетенции суда.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм материального и норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Якушова А.И, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные акты и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 22 июня 2020 года N 360 "Об отмене постановления администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 26 декабря 2018 года N 864 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего местоположение: "адрес", на кадастровом плане территории".
С учетом установленных судами обстоятельств того, что оспариваемые административным истцом действия Муниципального отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Павловского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в подготовке и подписании соглашения от 10 июля 2020 года о расторжении Соглашения о перераспределении, направлении в его адрес письма с предложением о расторжении Соглашения о перераспределении в добровольном порядке, каких-либо правовых последствий для административного истца не повлекли и его прав не нарушили, судебная коллегия с учетом положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей удовлетворение требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд установит не только их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и такое последствие, как нарушение прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Павловского районного суда Воронежской области от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 мая 2023 года отменить, принять новое решение, которым признать незаконным постановление администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 22 июня 2020 года N 360 "Об отмене постановления администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 26 декабря 2018 года N 864 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего местоположение: "адрес", на кадастровом плане территории".
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.