Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области и обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский лесокомбинат" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на землях государственного лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил признать бездействие министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский лесокомбинат" (далее - ООО "Нижегородский лесокомбинат", общество) по неорганизации мероприятий по очистке земель лесного фонда, расположенных на территории Семеновского районного лесничества Нижегородской области от несанкционированных мест размещения отходов незаконным; возложить на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях государственного лесного фонда, расположенное на территории Семеновскою районного лесничества Нижегородской области: в квартале 61 выделе 23 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты N 56° 39 12.7 Е 044° 11 35.7), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов; возложить на ООО "Нижегородский лесокомбинат" обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящего решения суда ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на арендованных землях государственного лесного фонда, расположенных на территории Семеновского районного лесничества Нижегородской области: в квартале 104 выделе 8 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты 56.600502, 44.130355), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов и в квартале 44 выделе 25 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты N 56°41 01.6 Е 044 09 40.6), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, направленной 10 ноября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей 14 ноября 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области просит отменить вышеуказанные судебные постановления ввиду их незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по обращению с твердыми отходами на территории Нижегородской области возложены на орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области обращения с отходами, а также орган местного самоуправления.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 данной статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых названным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и указанным Кодексом.
В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов административного дела, на территории Семеновского районного лесничества Нижегородской области имеется 3 несанкционированных места размещения отходов:
- в квартале 61 выделе 23 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты N 56° 39 12.7 Е 044° 11 35.7), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов;
- в квартале 104 выделе 8 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты 56.600502, 44.130355), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов;
- в квартале 44 выделе 25 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты N 56°41 01.6 Е 044 09 40.6), площадью 0, 01 га и объемом 2 куб.м. с составом из бытовых отходов.
Указанные участки относятся к землям государственного лесного фонда.
Согласно договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 18 марта 2021 года N 797 департамент лесного хозяйства Нижегородской области и ООО "Нижегородский лесокомбинат" заключили договор аренды лесного участка площадью 2345, 8864 га, кадастровый номер N, срок действия договора 49 лет.
Из протокола 2-го лесоустроительного совещания по таксации леса лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Нижегородский лесокомбинат" на территории Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества Нижегородской области, от 18 ноября 2022 года, следует, что в результате таксации лесного участка, переданного в аренду обществу по договору аренды, расположенного в кварталах 71-73, 81-83, 94, 95, 103 (за искл. выд. 20, 29), 104 (за искл. выд. 1), 107, изменена часть нумерации выделов (выдел 6 изменен на 8, выдел 22 изменен на 25).
Согласно акту от 18 ноября 2022 года N 1 внесена документированная информация в государственный лесной реестр.
Согласно сведениям министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 6 апреля 2023 года N 157 при обследовании лесных участков на наличие свалок в Линдовском участковом лесничестве Семеновского районного лесничества были уточнены географические координаты: квартал 44 выдел 25 Линдовское участковое лесничество N 56° 41 01.6 Е 044° 09 40.6; квартал 61 выдел 23 Линдовское участковое лесничество N 56° 39 12.7 Е 044° 11 35.7.
Установлено, что места размещения отходов на землях лесного фонда Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества находятся:
- в квартале 61 выделе 23 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества (географические координаты N 56° 39 12.7 Е 044° 11 35.7);
- в квартале 104 выделе 8 (географические координаты 56.600502, 44.130355), а также в квартале 44 выделе 25 (географические координаты N 56° 41 01.6 Е 044° 09 40.6) Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества на арендованной ООО "Нижегородский лесокомбинат" территории.
Ответчиками меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на землях лесного фонда не приняты, свалки не ликвидированы.
Разрешая административный спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно пришел к выводу о возложении на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обязанности по ликвидации расположенной на землях лесного фонда несанкционированной свалки отходов в квартале 61 выделе 23 Линдовского участкового лесничества Семеновского районного лесничества, поскольку это нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, Вопреки доводам жалобы судебные инстанции верно пришли к выводу о возложении на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обязанностей по устранению указанных нарушений.
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Как указано в пункте 33 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, обязанность по ликвидации расположенной на землях лесного фонда несанкционированной свалки отходов, размещенных неустановленными лицами, возлагается на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, их защиты, воспроизводства и лесоразведения.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства и объектов животного мира Нижегородской области, утвержденного постановлением правительства Нижегородской области от 15 марта 2021 года N 185 (далее - Положение), министерство создано в результате реорганизации департамента лесного хозяйства Нижегородской области путем присоединения к нему комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Министерство является правопреемником комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих и водных биологических ресурсов, а также товарного рыбоводства.
Согласно пунктам 1.11, 1.2 Положения министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и осуществляет функции главного распорядителя средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, а также средств из областного бюджета
В силу пунктов 2.5, 2.7 Положения основными задачами министерства являются, в том числе: сохранение лесов посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда в границах Нижегородской области, а также на лесных участках, находящихся в собственности Нижегородской области, федерального государственного лесного контроля (надзора), а также лесной охраны.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Положения министерство организует использование лесов, сохранение лесов, их охрану, защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение на землях лесного фонда и обеспечивает сохранение лесов, в том числе охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.
Осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), а также лесную охрану в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судами нижестоящих инстанций и обоснованно отвергнуты ими в обжалуемых судебных решениях.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.