Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пахутина И.О. на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Пахутина И.О. к судебным приставам-исполнителям Арзамасского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Завьяловой М.В, Иноходовой Н.А, Хоревой Н.Н, начальнику Арзамасского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области - старшему судебному приставу Кондрашиной Е.А, Арзамаскому районному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Гордейцевой Т.В, действующей в интересах "данные изъяты", действующей в интересах несовершеннолетней "данные изъяты", о признании постановлений незаконными.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пахутин И.О. обратился в суд с административным иском, в котором просил, с учетом частичного отказа от административных исковых требований, изменения предмета административного иска, признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Арзамасского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее также - Арзамасское РОСП УФССП России по Нижегородской области) Завьяловой М.В. о расчете задолженности по алиментам от 11 мая 2021 года, от 23 августа 2021 года, от 1 октября 2021 года, принятые в рамках исполнительного производства N 14311/21/52010-ИП о взыскании с него алиментов в пользу Кокоревой И.С. на содержание ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, обязать судебного пристава-исполнителя Арзамасского РОСП УФССП России по Нижегородской области Завьялову М.В. произвести перерасчет задолженности по алиментам, взыскиваемым в пользу Кокоревой И.С. и Пахутиной (Гордейцевой) Т.В.
В обоснование заявленных требований Пахутин И.О. указал, что согласно постановлениям судебного пристава-исполнителя Завьяловой М.В. размер задолженности по уплате алиментов составляет перед Кокоревой И.С. 135006 руб. 29 коп, перед Гордейцевой Т.В. - 80712 руб. 05 коп. Однако в период с 1 апреля 2021 года по 30 сентября 2021 года он имел доход по 10000 руб. в месяц, который ему выплачивался государственным казенным учреждением Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Арзамасского района" в связи с заключением социального контракта, поэтому удержание алиментов должно производиться из расчета данного дохода.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 5 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2023 года через Арзамасский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 14 ноября 2023 года, Пахутин И.О. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Полагает, что в период с 1 апреля 2021 года по 28 августа 2021 года задолженность по алиментам ему незаконно начислялась исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку в указанный период у него имелся доход по социальному контракту на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам от 1 апреля 2021 года N 197 в размере 11540 руб.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Статьями 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 2 Закона об исполнительном производстве следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 данного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, действовавший до 10 ноября 2021 года.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве, введенным в действие с 1 июля 2022 года, взыскание не может быть обращено на денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пахутин И.О. является отцом ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (мать - Пахутина Т.В, фамилию сменила на "Гордейцева", ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать Кокорева И.С.).
В производстве Арзамасского РОСП ГУФССП России по Нижегородской области имеется исполнительное производство N 47530/21/52010-ИП о взыскании с Пахутина И.О. в пользу Гордейцевой Т.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в твердой денежной сумме в размере 5515 руб. 50 коп. ежемесячно с 1 июня 2020 года до совершеннолетия ребенка.
Из материалов исполнительного производства N 14311/21/52010-ИП следует, что с Пахутина И.О. в пользу Кокоревой И.С. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 23 сентября 2020 года до совершеннолетия ребенка.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Арзамасского районного отдела УФССП России по Нижегородской области вынесены следующие постановления:
- 11 мая 2021 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в сумме 82114 руб. 13 коп. за период с 23 сентября 2020 по 30 апреля 2021 года;
- 23 августа 2021 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в сумме 138905 руб. 93 коп. за период с 23 сентября 2020 года по 23 августа 2021 года;
- 1 октября 2021 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом непогашенной задолженности в сумме 134806 руб. 29 коп. за период с 23 августа 2021 года по 30 сентября 2021года;
- 18 августа 2022 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом непогашенной задолженности в сумме 273740 руб. 78 коп. за период с 24 августа 2021 года по 31 июля 2022 года;
- 25 ноября 2022 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом непогашенной задолженности в сумме 303877 руб. 91 коп. за период с 1 августа 2022 года по 31 октября 2022 года.
Расчет задолженности производился из размера средней заработной платы в Российской Федерации на основании статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, за исключением периодов нахождения на учете в центре занятости населения, регистрации в качестве самозанятого.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на произведенные Пахутину И.О. выплаты по социальному контракту не может быть обращено взыскание, поэтому судебным приставом-исполнителем правомерно произведен расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 названного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В пункте 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (Приложение N 8(6) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года) также указаны обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, являются мерой социальной поддержки и в отличие от материальной помощи расходуются по целевому назначению.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 123-О-О отмечено, что алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые, лицо реализует принадлежащее каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Учитывая изложенное, правовых оснований для обращения взыскания на выплаты по социальному контракту не имеется, поэтому судебным приставом-исполнителем верно произведен расчет размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пахутина И.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.